Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Можно ли богатому войти в Царствие Небесное

Представляем нашим читателям запись телепередачи «Церковь и мир». Программа от 9 октября 2010 года Материал ТВ «Вести»

Программа от 9 октября 2010 года

СЕМЕНОВ: Здравствуйте. В эфире передача «Церковь и мир» и ее ведущий Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
ВЛАДЫКА: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Ваши вопросы вы можете задавать нам на сайте «VERA.VESTI.RU».
СЕМЕНОВ: Владыка, сегодня я хочу попросить Вас по многочисленным просьбам наших зрителей поговорить на такую животрепещущую тему, как тема богатства. И первый вопрос, который я Вам адресую: что в отношениях богатства все-таки должно быть основополагающим у православного христианина, у верующего человека?
ВЛАДЫКА: Я думаю, прежде чем говорить на эту тему, давайте посмотрим материал, который у нас подготовлен.

Сюжет. Беседа Христа с богатым юношей
И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие?
Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

СЕМЕНОВ: Владыка, напоминание этой Евангельской истории возникает много недоумений, я думаю, у наших зрителей. Получается всякий, кто не раздал все, что он имеет и не пошел в том или ином смысле за Христом, он не может считаться христианином, не живет по Евангелию?
ВЛАДЫКА: Здесь есть еще одно важное уточнение, которое сделал сам Христос. Он сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди раздай имение свое нищим и приходи и следуй за мною». Речь идет о некой высшей степени совершенства, о том пути, по которому шли, например, монахи на протяжении веков. Ведь никто не говорит, что монашество является нормой. И никто даже не говорит, что монашество является идеалом для каждого христианина. Монашество является особым путем для тех людей, кто захотел быть совершенными и кто добровольно отказывается от богатства, от многих других вещей, доступных обычным людям. Но Христос не говорит, что богатство само по себе является препятствием ко спасению. Также, как он нигде не говорит, что бедность сама по себе ведет человека ко спасению. И есть много других случаев в Евангелии, когда акценты расставляются несколько по-иному. Например, Господь посещает мытаря Закхея. И Закхей в радости говорит: «Господи, я пол имения своего отдам нищим». И Господь говорит: «Сегодня пришло спасение этому дому». Ведь Закхей не сказал: «Я ВСЕ свое имение отдам нищим». Он сказал: «я ПОЛ имения отдам». Значит, половину имения он сохраняет. И, тем не менее, Господь приветствует это его доброе намерение. Поэтому речь здесь идет, я думаю, не о богатстве как таковом, а о том, как человек распоряжается своим богатством. И если человек все накапливает только для себя и не делится с бедными, тогда, конечно, это греховное накопление богатства. А если он употребляет свое материальное состояние для того, чтобы помогать другим людям, то тем самым он делает добро, и тем самым он открывает для себя путь в Царствие Небесное.
СЕМЕНОВ: Часто люди размышляют: а можно ли стремиться быть состоятельным и богатым, ставить это некоторой целью, но для того, чтобы потом распоряжаться своим богатством в благих целях, в целях милосердия и благотворительности и так далее?
ВЛАДЫКА: Есть профессии, которые требуют того, чтобы человек стремился стать более богатым. Например, бизнес. Если человек в бизнесе, а при этом он не стремится к тому, чтобы зарабатывать больше денег, то это просто будет профессионально несостоявшийся человек. Но есть такие профессии, где совершенно не требуется стремиться к тому, чтобы стать богаче. Например, если ты писатель, или если ты композитор, или если ты священник. И в этих случаях (а это абсолютное большинство профессий) человек, мне кажется, должен стремиться к тому, чтобы у него были, конечно, определенные необходимые для жизни материальные блага, для содержания своей семьи, для того, чтобы оставить что-то в наследие потомкам. Но если человек ставит всей целью своей жизни личное обогащение, то это может привести к жизненной трагедии. Например, ради обогащения человек может оставить любимую работу и начать заниматься нелюбимым делом. Ради обогащения некоторые люди бросают свои семьи и заводят новые. Ради обогащения некоторые люди уезжают со своей родины и потом всю жизнь мучаются и страдают. Поэтому я думаю, что никогда обогащение не должно быть самоцелью. Оно может быть лишь неким побочным продуктом профессиональной деятельности человека.
СЕМЕНОВ: Владыка, жития некоторых милостивых святых, например святого Филарета милостивого, которые раздавали свое имущество, вызывают недоумение у современных людей. Святой Филарет взял последнюю корову и отдал бедному человеку. Когда семья его стала за это упрекать, и жена говорила, что остался теленок, который мычит и плачет без матери, он говорит: «Ну конечно, как же я забыл», пошел и теленка тоже отдал. Современным человеком не святой Филарет воспринимается как совершающий подвиг, а его семья воспринимается как мученики. Как относиться к житиям таких древних святых?
ВЛАДЫКА: Я думаю, что все жития нужно читать через призму опыта тех людей, которые жили в те времена. Тогда были совершенно иные стандарты и опять же жития говорят о конкретном подвиге конкретного святого. Вот, допустим, святой праведный Иоанн Кронштадтский жил со своей женой как брат и сестра. То есть, между ними не было половых отношений. И у них, соответственно, не было детей. Но ведь Церковь не считает это нормой. Наоборот, нормой является полноценная семейная жизнь, рождение и воспитание детей. Если святой Иоанн Кронштадтский избрал такой образ жизни по какому-то, может быть, особому откровению от Бога, то это принадлежит к его личному опыту, но это не значит, что все подряд должны теперь это воспроизводить в своей собственной жизни. Поэтому к житиям святых нужно подходить именно как к рассказу о подвигах тех людей, которые жили в древности, которые жили в наши дни, но совсем не все в их жизни заслуживает или требует буквального подражания.
Дорогие братья и сестры, давайте теперь посмотрим репортажи о событиях, которые привлекли наше внимание на прошедшей неделе.

Сказки – больным детям
Дом иконы на Спиридоновке, журнал «Фома» и фонд «Счастливый мир» пригласили детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, послушать сказку. Но сначала победителям конкурса детского рисунка вручили призы. Александра Славянская, президент фонда «Счастливый мир»: «У нас, в основном, дети с ДЦП… им очень трудно рисовать… Победители конкурса получат по 300 тысяч рублей на лечение. На самом деле, лечить мы, конечно, будем всех, но этим детям будет особенно приятно…
Сказку о колоколе по имени «Бим» читала Инна Гомес. Для нее это обычное дело – известная актриса и фотомодель, несмотря на занятость, старается читает своим дочерям как можно чаще и говорит, что семья для нее – самое главное: «Никакие проекты не могут быть важнее детей. Самое главное для меня – семья, дети для меня на первом месте».
Ольга Дворнякова, координатор проекта «Звезды читают детям»: «Мы стараемся возродить традиции детского чтения, традиции советской иллюстрации – все наши герои очень добрые». В сказку надо верить, потому что она совсем рядом – в зале дети увидели старуху Шапокляк и самых настоящих волшебников – историю о приключениях Бима слушали и благотворители – обычные люди, которые творят чудеса.
Ольга Глущенко, Александр Богомолов для программы Церковь и мир.

Интронизация Патриарха Сербского
О прибытии сербского Патриарха на косовскую землю извещает не только колокольный звон, но и шум военных вертолетов. Безопасность этого человека сегодня является главным приоритетом местного контингента НАТО и полиции Евросоюза. Малейшая провокация – и имидж самопровозглашенного Косова не восстановить.
24 монахини на территории Печской патриархии живут всегда, но сегодня впервые со времени провозглашения Приштиной независимости они поют для главы Сербской православной церкви. Патриарх Ириней восходит на престол в Пече – так же, как и все сербские предстоятели восемь столетий подряд. Среди трех тысяч гостей – представители конфессий от Ватикана до Москвы и президент Сербии Борис Тадич.
Комплекс патриархии – а древность ее фундамента даже сербские ученые определяют только примерно – после атак албанцев находится под защитой итальянских солдат из KFOR. На воротах еще осталась табличка «охраняется государством». Вот только каким?
Исторический престол сербских патриархов стоит одновременно в двух геополитических измерениях, в двух параллельных мирах – в частично признанной и мусульманской по вероисповеданию республике Косово и в сербской, православной провинции Косово и Метохия. И именно эта, вторая часть названия для сербов особенно важна. Метохия в вольном переводе означает «монастырская земля». Настаивая на двойном названии, сербы подчеркивают свое историческое право на Косово.
В XIII веке сербская церковь даже называлась Печской. В современном городе Печ сейчас не живет ни одного серба: на домах вывески на албанском языке и американские флаги.
«Это тяжелые, очень тяжелые времена. Как они закончатся, мы увидим, но только по-настоящему справедливое решение косовской проблемы не станет очередным яблоком раздора», – уверен патриарх Сербский Ириней. Но даже в самое непростое время древний обряд не был нарушен. Интронизации ничто не помешало.
Андрей Баранов, «Вести».

СЕМЕНОВ: Вопрос Максима из Южно-Сахалинска: «Почему в нашем мире богатство стойко ассоциируется со счастьем и действительно ли это так должно быть»?
ВЛАДЫКА: Я думаю, что речь идет об искаженной шкале нравственных ценностей. Очень часто бывает, что богатые люди глубоко несчастливы. И очень часто бывает, что бедные люди оказываются счастливее богатых. И происходит это потому, что счастье – это состояние, которое достигается в результате совокупности различных факторов. Это и материальный фактор, это и фактор здоровья, например. Можно быть очень богатым и при этом тяжело больным. И никакого счастья не будет. Но самый главный фактор — это внутреннее состояние человека и сознание того, что человек живет с определенной целью, что в его жизни есть смысл. Именно в этом, я думаю, заключается подлинное и наивысшее счастье человека. Очень многие богатые люди, имея все в материальном отношении, испытывают очень глубокую неудовлетворенность от того, что они не знают, зачем они живут. Они даже часто не знают, куда деть свои деньги. А иногда люди, совершенно не обладая богатством, но при этом имея, допустим, полноценную работу, которая соответствует их убеждениям, которая им интересна, испытывают подлинное счастье. Есть, например, ученые, которые зарабатывают очень мало, но которые счастливы от того, что они занимаются любимым делом, что они делают открытия.
СЕМЕНОВ: Вопрос от нашего зрителя Павла. Он пишет: «У меня жена и двое детей. Мы не бедствуем, живем в достатке. У меня есть дополнительный доход, и эти деньги я отдаю на благотворительность. Но мне приходится это делать тайком от жены, потому что она на это болезненно реагирует. Правильно ли я поступаю»?
ВЛАДЫКА: Это на самом деле очень непростой вопрос и очень личный вопрос. И я не думаю, что он в каждом случае может решаться одинаково. С одной стороны, Господь говорит, что милостыня должна быть тайной. И иногда это может быть тайной даже от наших самых близких людей. С другой стороны, в семейной жизни недопустим обман, недопустимо какое-то двоемыслие или двоедушие. И поэтому мне кажется, что каждый человек вот в такой конкретной ситуации, а может быть в каждый конкретный момент, когда такое происходит, должен решать, говорить об этом или не говорить.
Дорогие братья и сестры, в понедельник память преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Давайте посмотрим материал, который мы подготовили на эту тему.

Православный календарь. Кирилл и Мария Радонежские
По воскресеньям здесь много паломников, едут целыми семьями, потому что места семейные – места Радонежских святых. В самом Радонеже они жили, внизу; на реке Паже – источник Святого Сергия; в нескольких километрах отсюда – Троице-Сергиева Лавра, которую он основал, а в Покровском монастыре приняли схиму преподобные Кирилл и Мария. Святых преподобных Кирилла и Марию Радонежских почитают как образец чистой и целомудренной супружеской жизни. А еще — как родителей преподобного Сергия Радонежского, которые привили своему сыну любовь к Богу еще до рождения.
14 век. Разгар татаро-монгольского ига и расцвет богопочитания на Руси. Старики, независимо от сословия, идут в монастыри. В каждом богатом доме — отдельная молельная комната. Есть такая и в доме ростовских бояр Кирилла и Марии. Здесь боярыня молится о спасении мужа: Кирилл сопровождает в Орду обозы с данью и о здоровье будущего ребенка. Во время беременности Мария постится — ест – только хлеб и овощи, пьет — только воду. Привычка к воздержанию передалась и ребенку. По преданию, новорожденный Варфоломей — будущий преподобный Сергий — по средам и пятницам не пил материнского молока. И позже, будучи подростком, продолжал соблюдать строгий пост.
Инокиня Ева, насельница монастыря: «В то время, как раз вот в 14 веке, это и был расцвет в боярстве, в князьях богопочитания. Это как раз вот тот период, начиная примерно с века 9-10, как от Крещения Руси, и вот, наверное, до 15-16, который дал много святых князей, собственно, от которого пошло название Руси – «Святая Русь».
Кирилл и Мария вели праведную жизнь: помогали нуждающимся, принимали странников. Одного такого странника привел Варфоломей — старец тогда предсказал: «Отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь».
Хотя произошло это под Ростовом, зарисовки к картине «Видение отроку Варфоломею» художник Михаил Нестеров делал в подмосковном Абрамцево — недалеко от Радонежа, куда разорившиеся бояре переехали около 1328 года. По преданию, храм Преображения Господня, был построен на месте их дома. Но прожили они здесь недолго — несколько лет — и ушли в тогда еще общий Покровский монастырь. Инокиня Ева: «Назывались они «мирские» – т.е. жители окрестных селений старались небольшие такие монастыри специально для своих бабушек и дедушек построить. … Старицы жили здесь, а старцы – там, за речкой»…
От старого монастыря 14 века не осталось ничего. Он был деревянным и полностью сгорел в Смутное время. В 20 веке монастырь тоже сильно пострадал: колокольню взорвали, храмы разграбили, но главную святыню — мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских удалось сохранить. Сестра Ева ведет экскурсии для паломников, говорит, многие приезжают, чтобы расспросить о чудесах, творимых святыми, но еще больше тех, кто рассказывает о чуде. В молитвах чаще всего упоминают семью и детей — о самое дорогое. И сам Святой преподобный Сергий Радонежский почти 700 лет назад просил паломников перед тем, как идти к нему, поехать в Хотьково и поклониться его родителям.
Ольга Глущенко, Дмитрий Романенко и Александр Лобачев для программы Церковь и мир.

СЕМЕНОВ: Владыка, получается, что эти замечательные люди прославлены Церковью только лишь за то, что их сын стал великим русским святым?
СЕМЕНОВ: Они, конечно, прославлены не только за это. Они прославлены за то, что сами достигли святости и на пути добродетельной жизни ушли очень далеко от своих современников. Но я должен сказать, что воспитать такого сына как преподобный Сергий Радонежский — это уже само по себе подвиг. Я думаю, что очень многие матери и отцы, которые воспитали достойных сыновей и дочерей, заслуживают если не канонизации, то, по крайней мере, наивысшей похвалы от Церкви. Материнство и отцовство — это тоже подвиг. Подвиг, за который можно и канонизировать.
Дорогие братья и сестры, на этом наша передача подходит к концу. Я хотел бы напомнить вам слова апостола Павла, который призывает памятовать слова Господа Иисуса, ибо он сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать». Всего вам доброго, да хранит вас всех Господь!

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?