Мотивы добра

Подавая мошеннику, мы совершаем милость Господа ради или кормим мафию, спонсируем алкоголиков и содержим детоубийц? Об этом рассуждает президент фонда «Предание» Владимир Берхин

Подавая мошеннику, мы совершаем милость Господа ради или кормим мафию, спонсируем алкоголиков и содержим детоубийц? Об этом рассуждает президент фонда «Предание» Владимир Берхин.

Для начала расскажу факт. Как только фонд «Предание», в котором я работаю, начал благотворительную деятельность, мы напечатали множество визитных карточек о том, что к нам можно обратиться за помощью. И стали раздавать их в метро и на улицах попрошайкам, которые носят по вагонам таблички «Помогите ради Бога», трогательные фотографии и плохие ксерокопии. Карточек мы раздали сотни. Позвонили нам в результате человек десять, и только одному из них была действительно нужна помощь на то, что было написано на картонке – все остальные исчезали ровно в тот момент, когда понимали, что не получат денег на руки.

Поучаствуйте в нашем опросе.
Ответьте на вопрос «Нужно ли подавать современным ‘нищим’ » на Facebook
То же самое касается бесконечных слезливых историй про «украли документы, дайте денег на дорогу домой». У нас есть специальная программа Срочной помощи – именно для случаев, когда нужна относительно небольшая сумма, и нет времени и сил открывать специальный сбор средств. Ни один из подобранных на улице несчастных репатриантов так ею и не согласился воспользоваться при условии неполучения денег на руки. Был случай, когда одного такого посадили на подвернувшуюся попутную машину, и он сбежал, попросив остановить за ближайшим поворотом.

Для полноты картины можно прочитать вот этот текст, эмоциональный, но весьма правдивый.

Тем не менее, люди просят, а заповедь «Просящему у тебя дай» – никто не отменял.

И в душе верующего человека – ну, насколько я себя могу отнести к таковым – возникает довольно существенная дилемма: что важнее – фактический результат действия или чистота мотивов. От сердца подавая мошеннику, мы совершаем милость Господа ради или кормим мафию, спонсируем алкоголиков и содержим детоубийц?

Тенденция видеть самое важное именно в чистоте собственной души имеет глубокие и очень серьезные корни в Православии. Для удобства обратимся к цитатам – любая религия, имеющая очерченный круг авторитетов, неизбежно опирается на цитаты, которые дают довольно четкую картину: «Вот ты, вот Бог, вот у тебя просят помощи – просящему у тебя дай, и все тут. А если он деньги те пропьет, так это его грех и его ответственность, ты же отвечаешь только за себя». Святитель Иоанн Златоуст говорит предельно прямо: «Бог наказывает или увенчивает не самое дело наше, но намерение».

Или другая, более пространная цитата из произведения того же святого: «Как Господь твой несмотря на то, что премногие оскорбляют Его нечестивыми словами, блудодействуют, крадут, разбойничают, раскапывают могилы и делают множество зла, не прекращает своих ко всем благодеяний, но, по своему человеколюбию, всем посылает солнечные лучи, дожди и плоды земные, – так поступай и ты, и, когда будет время для милости и человеколюбия, облегчай бедность, прекращай голод, избавляй от скорби, и ничего больше не разыскивай. Если мы станем исследовать образ жизни (нуждающихся), то не окажем милости ни одному человеку, но из-за такой неуместной пытливости останемся бесплодными, никому не подадим помощи, и будем трудиться без всякой пользы и напрасно. Поэтому прошу вас, оставив эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего суда) великой милости и снисхождения от Бога». В другом месте он же говорит «…ты, когда творишь милостыню, не испытывай жизни бедного и не требуй от него отчета в его нравах. Милостынею потому и называется, чтобы мы подавали и недостойным. Милующий не исправного, а согрешившего милует; исправный достоин похвал и венцов, а грешник милости и снисхождения. Таким образом, мы и в этом будем подражать Богу, если будем подавать и порочным».

И совсем уже четко высказывается святой Иоанн Милостивый: «Если вы действительно рабы Христовы, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица и не расспрашивая о жизни тех, кому даете».

Тем более, что искать эффективности своему добру, исходя из мирских соображений «пользы», в некотором смысле вообще неправильно. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Нет никакого согласия между Евангельским добром и добром падшего человеческого естества. Добро нашего падшего естества перемешано со злом, а потому и само это добро сделалось злом, как делается ядом вкусная и здоровая пища, когда перемешают ее с ядом. Хранись делать добро падшего естества! Делая это добро, разовьешь свое падение, разовьешь в себе самомнение и гордость, достигнешь ближайшего сходства с демонами».

Однако это не совсем полная картина, есть и иные авторитетные точки зрения.

Есть древнее указание в Дидахе о милостыни, которая «…да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать» и совет Василия Великого: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Из более близких к нам времен предупреждает и святитель Филарет Московский: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души».

Как же суммировать между собой требование «не исследовать» и необходимость «рассудительного и сердечного участия»? Думаю, что тут вопрос в мотивации. Зачем мы расспрашиваем нищего – чтобы придраться и найти повод не дать или чтобы помочь лучше, чем просто мятой десяткой?

Помогать надо искренно, от сердца, а не автоматически. Человеку стоит помочь в конечном счете только по одной причине – из Любви, а она не может быть автоматической, без включения души.

Есть и другая сторона – всегда и во всем надо действовать так, чтобы не навредить ближнему. Милостыня, совершаемая без рассуждения, возможно, способна спасти Вашу душу – но она станет горящими угольями на голове того, кто использовал накачанного наркотиками малыша, чтобы вытащить из вашего сердца немного сострадания.

Обман, тем более корыстный, это грех, и я не думаю, что тут будут разногласия. Не искушать ближнего на грех – не меньшая обязанность христианина, чем творить добро. В беседах о милосердии уже упомянутого Иоанна Златоуста множество слов посвящено тому, как дурно творить милостыню, совершая при этом тот или иной грех – тщеславиться собственной добродетелью или гнушаться чужой убогостью. Святой Иоанн Кронштадтский тоже жестко предупреждал, что бессмысленна милостыня, совершаемая «без уважения к лицу ближнего», да и в целом с его точки зрения «милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи и обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает». Но если творение милостыни сочетается с искушением человека на грех, если его просьба заведомо лжива и каждый добавленный ему рубль побуждает его продолжать свое пагубное для души ремесло – стоит ли подавать?

Я для себя однозначно решил, что не стоит.

И если даже исключить посмертную участь нищего из рассмотрения, то надо помнить, что мошенничество в благотворительности возможно не только потому, что люди излишне доверчивы и чтут Иоанна Златоуста. Другая причина обмана, его прямой повод – это леность. Проще, быстрее, удобнее кинуть монетку в подставленную шляпу или протянутую руку, нежели потратить несколько минут на изучение проблемы. Этим пользуются любые продавцы легких путей – будь то предложение быстро заработать или гарантированно похудеть к лету. Мошенник предлагает быстрый и максимально ненапряжный способ сделать мир лучше, паразитируя на добрых склонностях человека и используя склонности дурные, прежде всего лень и нежелание подойти к делу благотворения серьезно. Всякий раз, когда рука тянется за кошельком, чрезвычайно не вредно просить самого себя – а не потому ли она тянется, что хочется решить проблему милосердия «на отвяжись», не включая мозг, не напрягая сердце и не тратя времени, а просто поддавшись рефлексу. Благо, и денег уйдет немного.

Когда человек при мне подает нищему «помолившись и положившись на волю Божию» я обычно не верю в то, что он действует искренне. Потому что он действует нестандартно. Покупая мебель или вызывая мастера починить компьютер, выбирая место работы или спутника жизни, тот же самый человек почему-то включает совершенно иные принципы – триста раз все взвесить, проверить и уточнить, выбрать и разобраться, почитать интернет, спросить друзей и экспертов, а не «перекреститься и довериться».

И к делу благотворения стоит подходить также. Много и разнообразно говорено о том, что милостыня – это не только деньги. Подлинной жертвой являются человеческий труд в том или ином виде. Вникнуть в проблему, определить ее суть, найти силы пообщаться, вообще – потратить время, куда более ценное, чем деньги, дать душевное тепло – все это может быть жертвой. Пусть редкой, но подлинной. Именно такие действия требуют от человека уважения, внимания, терпения и любви.

Взять человека за руку и отвести его туда, где ему действительно помогут, если он подлинно нуждается – большая помощь и большая жертва в наши суматошные времена, чем просто отданные сто рублей, которые все равно не сыграли бы никакой роли в дальнейшей жизни жертвователя. Если брать бездомных и нищих – только в Москве есть десятки организаций и просто добровольческих групп, способных если не вывести человека из тяжелого состояния, то хотя бы немного облегчить ему жизнь в целом. Если хочется помочь больным детям, взрослым и инвалидам – то подумайте, какой и почему сбор средств будет эффективнее – ходить по метро или по соцсетям с протянутой рукой или привлечь людей, которые выбрали помощь нуждающимся своим постоянным занятием. Если хочется помогать деятельно сиротам, беспризорникам, старикам, многодетным – добро пожаловать на волонтерские сайты.

Я знаю, что волонтерство – путь не для всех. Но даже если вы уверены, что единственное, что вы можете дать нуждающемуся – это немного денег, то постарайтесь действовать не по принципу «лишь бы дать». В простой ситуации, когда собирающие на дорогостоящее лечение, продающие последнее люди просто не знают, что на свете существует специализированный фонд помощи больным именно с этим диагнозом, именно три минуты общения, пять минут гугления и бумажка с нужным телефоном будут подлинной милостью, а не облегченный на три монетки кошелек. Полезную и разумную вещь сказал Паисий Святогорец: «Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва».

Сделайте свою жертву осмысленной и реальной: выясните суть проблемы, убедитесь, что вас не обманывают, обойдите друзей с шапкой или откажите себе один раз в небольшой покупке – и отдайте, уже будучи уверены в своем шаге и отвечая за него, сумму более существенную.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?