Я выросла в многодетной семье с двумя младшими братьями и сестрой. Вокруг нас – хотя детство пришлось на 1980-е годы – были сплошь большие семьи с четырьмя, пятью, шестью и т.д. детьми. Все ходили в храм, пели в хоре, учились, дружили, поступали в институты, выходили замуж и женились, обзаводились своими детьми и проч. Одним словом, вели самую обычную жизнь.
Часто рядом – особенно в то время стесняться было не принято – велись разговоры о безрассудности или безответственности родителей, решившихся родить больше двух детей. Об этом мне лично приходилось слышать от бабушки и дедушки, чья молодость пришлась на страшные 1930-е, на время войны, на послевоенные годы. Им казалось, что много детей – это бедность, даже нищета – бедными-то были все. Эти же разговоры были в поликлинике, куда мама приходила с нами, в магазинах, где мы стояли в очередях, в деревне, где снимали дом на лето. Да, собственно, почти везде, где оказывалась такая большая компания однофамильцев-родственников.
Это настолько закалило в детстве, что сейчас, даже если слышу что-то подобное в спину, хотя бывает такое очень редко, меня это никак не трогает. Впрочем, я знаю мамочек, которым неприятны подобные разговоры, они, бедные, переживают по этому поводу. Общаясь недавно с одним молодым детским врачом, который вырос в семье с двенадцатью братьями и сестрами, услышала такую его фразу: «А ведь многодетным быть очень выгодно!» Подписываюсь под ней. Она парадоксально звучит, но, если взвесить все плюсы и минусы многодетности, вспомнить друзей моего детства, их братьев и сестер, проследить, как сложилась их жизнь, окажется, что это действительно так!
Все дело в том, что когда у тебя большая семья, ты мобилизуешься, ты понимаешь, что не имеешь права или просто возможности расслабиться. С моим племянником, который растет в семье один, сидит все лето на даче бабушка. Родители спокойно работают и приезжают к нему на выходные. С нами в детстве всегда была рядом мама. Потому что оставить четырех детей на пожилого человека – невозможно. Кто от этого выигрывал? Мы, дети. Мама была молодая, креативная, ей самой не хотелось сидеть на месте, мы строили вместе шалаши и ходили в лес, варили варенье и ставили спектакли. К маме при первой же возможности приезжал папа. Он бегал с нами на зарядку, а на обратном пути рассказывал про подвиги Геракла.
Это не значит, что моя мама не работала. Нет. Она была научным сотрудником МГУ, занималась византийскими фресками, работала на кафедре, но свою жизнь она выстраивала вокруг нас, детей. Чтобы позволить себе большой отпуск летом приходилось всегда чем-то жертвовать, что-то выбирать, но никогда это не касалось интересов детей, потому что нас для этого было слишком много.
Противники многодетности часто говорят о том, что женщина, родив четверых-пятерых, бросает работу, перестает интересоваться жизнью и следить за собой. Но и это вовсе не так. Я знаю много молодых женщин, которые родив одного-двух детей «закисли» и стали сами себе неинтересны и, наоборот, многих многодетных мам, которым дети не помешали получить образование и успешно работать. Все дело тут опять же в умении мобилизоваться. Моя подруга сидит дома, у нее малыши, но ей хочется что-то делать – она заводит страничку в интернете, куда выкладывает рецепты блюд с пошаговыми фотографиями, красивой макросъемкой. У нее появляются единомышленники, они общаются, живут интересной творческой жизнью. А вот другая знакомая, имея совсем небольшую семью, на вопрос, что ты делаешь, отправив ребенка в школу, отвечает: хожу в фитнесс-клуб или езжу по магазинам. Такую роскошь не сможет себе позволить никто из многодетных мам, но кто в выигрыше? Думаю, дети первой подруги, потому что они также начали принимать участие в увлечении мамы, а заодно освоили кухонную плиту, фотокамеру и компьютер.
Отдельная история – детские праздники. Когда у тебя, скажем, пятеро детей, тебе надо устроить как минимум десяток детских праздников в году (пять дней рождений и пять именин). Это ли не возможность для творческой реализации! Полночи надуваются шарики, а в каждый из них кладется записка с заданием, рисуются стрелочки и расклеиваются на стенах, двухэтажная кровать превращается в океанский лайнер, в летние месяцы закапываются клады, при этом папа, приехавший из Москвы за 100 км, в темноте тихонечко стучит молотком по 10-копеечным монетам, чтобы придать им сходство со старинными.
В гардеробе большой семьи обязательно есть реквизит – на случай постановки сцен из пиратской жизни или балета «Лебединое озеро». Как-то раз мы делали из моей ночной рубашки одеяние древнего грека одному сыну и из старого плафона китайский головной убор другому. Помню кольчугу, связанную на спицах мамой из грубых бумажных веревок, которые она выпросила на почте (вообще-то они предназначались для перевязывания бандеролей). Кольчуга долго ходила по рукам, появляясь на разных школьных мероприятиях, это был подлинный шедевр, жаль, что она куда-то пропала.
Главное, что в таких празднованиях принимает участие вся семья. В одной семье как-то устраивали детский праздник по мотивам путешествия Одиссея. По сценарию путешественники попадали в пещеру к циклопу. Зайдя в маленькую комнату, они обнаруживали, что обратно выйти не могут – в дверях сидел переодетый отец семейства – крупный мужчина килограмм за 120, который загадывал им загадки. Стоит ли говорить, что этот самый циклоп минут за 10 до этого пришел с работы, и ни на какую роль, кроме сидящего в узких дверях великана, был не способен. Конечно, родительские силы не бесконечны, но в тот момент, когда взрослые выдыхаются – ну, например, к пятилетию четвертого ребенка, эстафету подхватывают старшие братья и сестры.
«Дети из больших семей часто не имеют своей комнаты, живут скученно, спят на бесконечных кроватях-чердаках, делят письменный стол с кем-то из сестер-братьев! Обрекать на такую жизнь детей безответственно!» – восклицают противники многодетных. И ответить им бывает нечего. Но, с другой стороны, отсутствие комнаты или определенного количества квадратных метров – не причина, чтобы ребенок не мог реализоваться. Моя сестра, например, которая, как и все мы, спала под звуки органа – бесконечные папины репетиции, стала музыкантом. Скромные квартирные возможности не помешали друзьям моего детства стать врачами, учителями, получить образование в МГУ, Пединституте, Институте иностранных языков. Скорее, наоборот. Нам всем приходилось уметь рассчитывать время, силы, возможности. Мы делали устные задания в метро, а письменные на подоконниках в музыкалке. Как-то я прочитала, что писать, лежа на полу, очень полезно для спины. С тех пор я не напрягаюсь, когда сын делает уроки в этом положении – это, кстати, не мешает ему учиться практически на одни пятерки.
Надо сказать, что обеспечить образовательный процесс детей из многодетной семьи помогают братья и сестры, дяди и тети. У меня с моим младшим братом разница 15 лет. Прекрасно помню, как водила его в музыкальную школу и на шахматы, и на кружок радиомоделирования. Сейчас ему 20. Он регулярно забирает моего сына с хора, хотя мы живем в разных районах города.
Помимо уроков и занятий на флейтах, скрипках и пианино, есть еще время отдыха. Этим сложнее обеспечить детей из больших семей, но на выручку приходит тот же творческий подход – на выходные большинство знакомых нам многодетных родителей стараются куда-нибудь выйти с детьми. Если погода не позволяет или просто хочется посидеть дома, палочкой-выручалочкой для большой семьи становятся настольные игры. Конечно, чем больше компания, тем интересней играть. В последнее время мы увлекаемся «Мемори» – простейшей игрой на любой возраст, которая развивает память и внимательность, «Клюдо» – игрой с детективным сюжетом, где каждый выступает в роли Шерлока Холмса и должен раскрыть преступление и «Скотленд-Ярд», где Мистер Х удирает от преследователей на разных видах городского транспорта, а все остальные игроки, хорошенько изучив карту Лондона, пытаются его поймать. По площади все игры занимают примерно 1 кв. метр. Кстати, помогает нам найти самые интересные и купить их без наценки, все тот же мой младший брат, связанный с этим бизнесом.
Надо сказать, что многодетные часто общаются с другими многодетными: «Свой свояка видит издалека». Оно и понятно – связывают одни и те же проблемы, совместные поиски выходов из похожих ситуаций, обмен мнениями и опытом. Детям также вместе интересно. Поэтому получается, что три-четыре семьи составляют компанию из 20-30 довольно близких или, как минимум, хорошо знающих друг друга людей. А когда все вырастают и становятся специалистами в разных областях, оказывается, что у тебя есть знакомые практически во всех сферах. Послушать ребенка с температурой поздно ночью приезжает брат моей одноклассницы – о нем я говорила вначале, наладить компьютер, починить велосипед, подвезти из храма, погрузить вещи при переезде на дачу, порекомендовать нужные лекарства, проконсультировать по математике или позаниматься французским языком – все это нам помогают делать наши друзья, братья и сестры, с которыми вместе росли, играли, ссорились и дружили.
Поэтому даже не упоминая очевидную всем истину, что Господь никогда не оставит, ощущая ежедневную, ежечасную, буквальную помощь Божию, хочется подчеркнуть: «Многодетным быть выгодно!»
Анастасия ОТРОЩЕНКО
Об авторе: Анастасия Отрощенко – многодетная мама, учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе. Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве. Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко |