Недавно ряд СМИ сообщили о том, что митрополит Волоколамский Иларион предлагает запретить крещение «суррогатных» младенцев. Митрополит Иларион дал «Милосердию» комментарий, в котором опроверг сообщение о запрете

В прошедшие выходные ряд СМИ сообщили о том, что митрополит Волоколамский Иларион предлагает запретить крещение «суррогатных» младенцев. Митрополит Иларион дал «Милосердию» комментарий, в котором опроверг сообщение о запрете.

Глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион:

Фото с сайта http://www.pravmir.ru — 15 ноября 2013 года под моим председательством состоялось заседание расширенного президиума Синодальной Библейско-Богословской Комиссии (СББК), на котором рассматривался вопрос об отношении Церкви к суррогатному материнству. На заседании я сделал вступительный доклад, подчеркнув, что «вопрос о пастырской практике, касающейся отношения к “биологическим родителям”, а также крещения младенцев, рожденных суррогатной матерью, является весьма неоднозначным… Сам младенец не несет на себе вины за способ своего рождения на свет».

При этом в своем вступительном докладе я не дал окончательный ответ на вопрос о крещении младенцев, родившихся от суррогатных матерей, а привел различные мнения, существующие на этот счет: «С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен – по вере тех, кто намеревается его крестить. В советское время многие были крещены усердием родственников, тайно, без ведома родителей… С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники самим фактом своего участия в Таинстве выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о каком христианском воспитании может идти речь? Не следует ли в таком случае откладывать крещение ребенка до достижения им сознательного возраста?»

Члены СББК обсудили поставленные вопросы. Состоялась дискуссия, в ходе которой были высказаны различные точки зрения. Для разработки официальной позиции по вопросу о пастырской практике, касающейся комплекса проблем, связанных с суррогатным материнством, была сформирована специальная рабочая группа. Результаты ее работы будут рассмотрены на пленуме Синодальной Библейско-Богословской Комиссии, который состоится в конце декабря 2013 года.

Между тем, некоторые российские СМИ, не вчитавшись в сообщение СББК, поспешили сообщить о том, что «в РПЦ предлагают не крестить детей суррогатных матерей до взросления», «митрополит Иларион заявил об отказе от крещения младенцев, родившихся от суррогатных матерей».

Официальной позиции Церкви по вопросу о крещении младенцев, родившихся от суррогатных матерей, пока нет: эта позиция находится в стадии разработки. Что же касается отношения Церкви к самому феномену «суррогатного материнства», то оно было сформулировано в принятых в 2000 году «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Справка
Напомним, что отношение Церкви к суррогатному материнству сформулировано в разделе XII.4 Социальной концепцииЦеркви. В документе, в частности, говорится следующее:

«В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

<…> Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. <…>«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.<…>

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. <…> Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».