Митрополит Иларион ответил на вопросы студенток

16 июня в конференц-зале Первой Градской больницы митрополит Волоколамский Иларион, председатель ОВЦС прочитал лекцию о православном отношении к смерти и ответил на вопросы присутствующих

О том, какой должна быть современная православная девушка, рассказал на встрече со студентками Свято-Димитриевского училища сестер милосердия митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей. 16 июня в конференц-зале Первой Градской больницы он прочитал лекцию о православном отношении к смерти и ответил на вопросы присутствующих. Вопросы задавали устно и на записках, они касались не только темы лекции.


Елена САДИКОВА, 3 курс: Мы читали вашу биографию. Хотелось бы спросить о том, как Вы оставили обучение музыке и ушли в монастырь? И про службу в армии, как она повлияла на Вас?

Владыка ИЛАРИОН: Я начал вместе с моей мамой регулярно ходить в Церковь примерно в 11-12-летнем возрасте. В 13 лет я стал ощущать, что это становится очень значимой частью моей жизни, а в 15 лет я твердо осознал, что хочу посвятить жизнь Церкви и Богу, служению Церкви в качестве священника. Это осознание происходило постепенно. И происходило параллельно с моим обучением в музыкальной школе и потом в консерватории. Некоторое время я думал о том, чтобы совмещать служение Церкви и служение музыке и быть, например, церковным регентом. Но все-таки мне хотелось прежде всего служить алтарю, то есть быть священником, предстоять Престолу. Поэтому, когда для меня настал час сделать окончательный выбор, в пользу или музыки, или служения Церкви, то без всяких колебаний и сомнений я выбрал служение алтарю.

В армии я служил два года, и должен сказать, что это был для меня полезный опыт. Потому что я впервые оказался в ситуации, когда должен был жить бок о бок с людьми совершенно иных взглядов, иных мировоззрений, иного менталитета. Я благодарен Богу за то, что мне довелось послужить в армии, потому что это многому меня научило.

К тому моменту, когда я поступил на военную службу, я уже знал, что хочу служить Церкви и поэтому, как только служба в армии закончилась, я ушел в монастырь, и там был пострижен в монашество и рукоположен сначала в сан дьякона, а потом в сан священника. Произошло это 23 года назад.


Прот. Аркадий ШАТОВ. Владыка, мы видим фотографии, где Вы общаетесь с различными людьми, мы знаем, что Вы были на концерте русской духовной музыки в Ватикане, на котором присутствовал и Папа Римский Бенедикт XVI. У нас в библиотеке училища есть его книга о Христе. Некоторые из наших преподавателей эту книгу читали, и она им понравилась. Хотелось бы, чтобы Вы поделились Вашими впечатлениями от встречи с Папой, рассказали о нем, как о человеке, как о богослове.
И второй вопрос. Я тоже иногда бываю за границей и вижу, как много делается в области социального служения и католиками, и представителями других конфессий. И иногда меня смущает мысль. Православие – это полнота веры, но при этом мы видим, что гораздо успешнее дела милосердия, социальное служение совершается неправославными людьми. Как это объяснить?

Владыка ИЛАРИОН: В отношении Папы Бенедикта XVI я не могу сказать, что я с ним знаком близко. Я с ним один раз имел очень подробную беседу, которая длилась около часа. Это было вскоре после моего назначения на должность председателя Отдела внешних церковных связей и, конечно, эта беседа носила, если так можно сказать, профессиональный характер. Я излагал позицию нашей Церкви по различным вопросам, в том числе и по разделяющим на с католической церковью вопросам.

На концерте, где исполнялась музыка русских композиторов, в том числе и моя музыка, и где Папа присутствовал, у нас не было продолжительного личного общения. Мы обменялись приветственными речами, а также я зачитал послание Святейшего Патриарха Кирилла. Папа произнес в конце концерта речь в которой очень много говорил о русской культуре, о русской духовной традиции, о русской Церкви и показал глубокие знания в этой области.

Я должен сказать, что Бенедикт XVI является, как Вы справедливо заметили, глубоким богословом и о нем можно сказать, что это человек церкви, человек, который всю свою жизнь посвятил служению своей церкви, который не является, в отличии от своего предшественника, медиа-звездой и неслучайно светские СМИ относятся к нему скорее с раздражением, чем с симпатией. Это человек по своим убеждениям очень консервативный, человек обладающий действительно глубокими и фундаментальными богословскими познаниями. И, наверное, неслучайно, что Промысел Божий в нашу эпоху либерализма и нравственного релятивизма именно этого человека поставил на столь высокий пост. Когда начинался конклав, на котором он был избран Папой, он обратился к кардиналам с речью, в которой по сути дела объявлял войну нравственному релятивизму – представлению о том, что нет никакой абсолютной нравственности, что все нравственные ценности относительны, каждый человек может жить по тем нравственным законам, которые он сам для себя установит. Я думаю, что в том, что он был избран на Римский престол проявилась воля епископата католической церкви отстаивать традиционные нравственные ценности, в частности семейные ценности: представления о супружеской верности, о ценности человеческой жизни от зачатия до смерти. Это те нравственные ценности, которые мы можем в современном мире отстаивать совместно с католической церковью.

О благотворительной деятельности я бы сказал следующее. Действительно, если говорить о католической церкви в мировом масштабе, то размах благотворительной и социальной работы, которую осуществляет католическая церковь, не может не впечатлять. Но надо учитывать, что во многих странах у католической церкви гораздо более широкие возможности, чем у нас. В нашем государстве вся церковная благотворительность осуществляется на церковные деньги, на те пожертвования, которые церковь собирает на эти нужды. Во многих западных странах существует целая система государственной поддержки церковной благотворительности. Люди часть своего подоходного налога могут передавать тем или иным церковных общинам. Из этого подходного налога складываются значительные суммы, которые церковь может тратить на благотворительность. Я думаю, что широкие масштаб благотворительности западных церквей отчасти объясняется этими достаточно благоприятными условиями.

Надо еще сказать, что в католической церкви есть ордена, которые специализируются на благотворительности. Это и монашеские ордена, и мирянские движения, как, например, община святого Эгидия, которая по всему миру создает приюты для бездомных, организует обеды для беспризорников и осуществляет очень широкую благотворительность. Причем члены этой общины являются, как правило мирянами, и они вкладывают в эту благотворительность свои личные средства.


Вопрос задает Елена Садикова, студентка 3 курса Свято-Димитриевского училища

Маша ЩЕРБАКОВА, 3 курс: В чем разница между понятиями «воля Божия» и «Промысел Божий»?

Владыка ИЛАРИОН: Это, конечно, очень близкие понятия, но это понятия, о которых у многих людей неправильное представление. Есть расхожая фраза: «На все воля Божия». И этой фразой люди иногда оправдывают свои греховные поступки. Вот человек что-то совершил, и раз оно случилось, говорят: «Ну, на все воля Божия…» На самом деле, воля Божия совсем не на все распространяется, что происходит в человеческом мире и что люди делают. Воля Божия распространяется только на добро. Когда человек совершает добрые поступки, исполняет заповеди Божии, то его воля соединяется с Божественной волей. И тогда между человеком и Богом наступает гармония, нет противодействия. А когда человек совершает греховные поступки, его воля вступает в противоречие с Божественной волей и с Божественным Промыслом.

Что такое Промысел Божий? Это Божественный замысел о спасении человека. Каждого из нас Бог создал, чтобы дать нам вечную жизнь, чтобы дать нам Царство Небесное. Для каждого из нас уготована некая таинственная обитель в этом Небесном Царстве. И Промысел Божий направляет всю жизнь человека ко благу. Те жизненные обстоятельства, из которых складывается существование человека, во многом предопределены Промыслом Божиим. Но это совсем не значит, что человек является какой-то марионеткой в руках Бога, как существовало представление о роке, которое очень ярко отражено в мифе о царе Эдипе: к чему человек предназначен, то и должно с ним произойти. На самом деле Промысел Божий это Божественный замысел о том, чтобы жизнь человека пришла к доброму итогу. Но сам человек должен соработничать с Богом в деле спасения своей собственной души. Бог не может спасти человека без участия в этом самого человека. Кроме того Промысел Божий часто направляет к добру то, что было задумано людьми, как зло. Из тех вещей, которые совершаются в мире одни совершаются по Промыслу Божию, а другие по попущению Божию. Одни вещи угодны Богу и Бог их осуществляет, а другие веще не угодны Богу, но человек по своей злой воле совершает их вопреки воле Божией.

Вы являетесь епископом – настоятелем храма. Как часто Вам удается служить в своем храме? Может ли епископ служить не так торжественно как сегодня? В каких случаях? А в каких нет?
К сожалению, мне удается служить в своем храме гораздо реже, чем хотелось бы, из-за того, что я постоянно отсутствую, постоянно в разъездах и очень часто совершаю богослужения в храмах где-то на чужбине.

Служить архиерей может по-разному. Необязательно так торжественно. Бывает практика служения иерейским чином. Я иногда так служу, но не по большим праздникам и не в воскресные дни. Я полагаю, что красота архиерейского служения тоже имеет свою привлекательность, имеет свою иконичность. Можно было бы обойтись без церемониала, как это происходит у протестантов. Что-то подобное происходит при келейной молитве. Но православное богослужение сохранило богатство литургического церемониала, которое имеет очень большой и очень глубокий смысл. Тот церемониал архиерейской службы, который мы унаследовали от Византии, является отражением Божественной мистерии, того предстояния Богу, в котором участвуют и ангелы, и усопшие, и святые, частью которого является совершаемая нами Литургия. Когда на малом входе выходят из алтаря иподьяконы с рипидами, дикирием и трикирием, дьяконы с кадилами, несут Евангелие, выходят священники, то архиерей обращается к Богу со словами: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти». В этой молитве содержится представление о том, что в богослужении участвуют ангелы и святые. Следовательно наше земное богослужение должно в какой-то степени отражать ту реальность, частью которой оно является, причастниками которой мы становимся во время богослужения.

Владыка, когда Вы успеваете заниматься музыкой? Поделитесь, пожалуйста, секретами митрополичьего тайм-менеджента.
Я должен сказать, что я не успеваю заниматься музыкой. Я успевал ей заниматься, когда уже был архиереем, но еще не был митрополитом и председателем ОВЦС. Сейчас я заниматься этим совершенно не успеваю. Так что если где-то исполняются мои сочинения, то это все старые сочинения, написанные до того, как я стал председателем ОВЦС. Как одного эстрадного певца спросили, почему он долго не пишет новые песни, и он ответил: «А зачем писать новые, когда есть хорошие старые». Я сейчас тоже так существую.

Может ли епископ совершать Таинство венчания?
Может. Я совершаю иногда венчания.

Христианин все время должен узнавать свою веру. Какие интересные книги Вы могли бы рекомендовать? Какие у Вас любимые святые отцы?
Я не могу рекомендовать интересные книги – это была бы целая библиотека. Мои любимые святые отцы это: святитель Григорий Богослов, преподобный Исаак Сирин, преподобный Симеон Новый Богослов. Это три святых отца, каждому из которых я посвятил книгу и несколько лет изучения, в том числе на языке оригинала. Они мои любимые не потому, что они лучше других, но потому что я их лучше, глубже и ближе узнал, чем других святых отцов. У меня дома стоит коллекция из ста шестидесяти томов, она называется «Греческая патрология» и там собраны творения всех известных греческих отцов. Но, конечно, я далеко не всех их читал, тем более на языке оригинала. Из того, что читал творения перечисленных отцов произвели на меня особенно глубокое впечатление. Я советую вам читать их творения.

Святитель Григорий Богослов в византийской традиции на протяжении десяти веков был самым цитируемым автором, вторым по цитируемости после Библии. Многие его изречения вошли в богослужение. На Пасху мы поем: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия», «Воскресения день и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братия: и ненавидящим нас простим вся воскресением» – это все буквальные цитаты из Пасхального слова Григория Богослова. Можно привести и много других примеров колоссального влияния этого богослова на развитие богословской мысли.

Преподобный Исаак Сирин – это совершенно уникальный святой, он как ни один из святых отцов, сделал акцент на Божественную Любовь. Все его богословие, в том числе те цитаты, которые вы сегодня слышали, проникнуто мыслью о Божественной Любви и о том, что в жизни человеческой и в жизни мира Божественная Любовь имеет абсолютно доминирующую и решающую роль.

Как найти взаимопонимание с неверующими родителями?
Заповедь «Чти отца твоего и матерь твою» (Исх. 20:12) в равной степени распространяется и на верующих, и на неверующих родителей. Если мы расходимся с нашими родителями по тем или иным пунктам, это еще не повод, чтобы между нами возникала вражда и отчуждение. Христианин должен уметь общаться не только с христианами. Но и с людьми неверующими, особенно, если это наши близкие люди. Мне кажется, что это общение не должно никоим образом сводиться к тому, чтобы мы наших неверующих родственников уговаривали пойти в храм или увещевали: «Как ты можешь не верить в Бога? У тебя нет страха Божия». Как правило, такие увещевания имеют только отрицательное значение и бывают контрпродуктивны.

Скорее мы можем изменить отношение наших родственников к вере, если они по нашему образу жизни, по нашему поведению, по нашей доброте будут видеть, какие плоды в нас приносит православная вера. Может ли быть убедительным свидетельство о православии от человека, который не передает это свидетельство с любовью, со смирением, с уважением к старшим, даже если они неверующие?

Конечно, это нелегко – передать свою веру своим родителям. Потому что как правило, родители учат детей, а не дети родителей. Но такая уж у нас сегодня ситуация, что очень часто дети учат своих родителей вере. Родители не имели возможности приобщиться к вере, а многие дети имеют сегодня такую возможность и приходят к вере.

Вот хороший вопрос. Ваше Высокопреосвященство, какой должна быть современная православная девушка?
Современная православная девушка должна быть скромной. Она должна быть верующей не только на словах, но и на деле, чтобы ее образ жизни соответствовал христианским духовно-нравственным установкам. Ее красота должна быть прежде всего внутренней, проявляться она должна не в косметике, не в каком-то внешнем украшательстве, а в том, чтобы человек сиял духовной красотой.

К сожалению, сейчас такие девушки редкость. Очень часто бывает трудно найти себе супругу молодому человеку, который окончил семинарию и хочет стать священником.

Сегодня очень распространен в мире индивидуалистический подход к жизни, когда мальчиков и девочек воспитывают на том, что «ты должен быть самостоятельным, ты должен сам строить свою жизнь, никогда никому не подчиняйся, ни перед кем не становись на колени». Этот индивидуализм, который в школьные годы закладывается в человека, потом отрицательно влияет на его способность создать полноценную семью. Потому что очень трудно гармонизировать интересы и ожидания двух эгоистов, когда они сходятся для того, чтобы жить вместе. Способность к самоотверженности, способность уступать, идти на встречу – это очень важная способность, которой не хватает многим современным юношам и девушкам. Подлинно счастлив в браке бывает только тот, кто способен уступать, терпеть и идти на встречу. Такие девушки это большое сокровище.

Как человек может понять, что его грех прощен?
Прежде всего, человек может это понять, если он сам не повторяет тот или иной грех. До тех пор, пока человека мучает совесть за тот или иной грех, он должен в нем приносить покаяние. Говорят, что не нужно на исповеди называть те грехи, в которых человек уже исповедовался, но бывают такие грехи, которые продолжают мучить человека, даже если он исповедовал его один, пять или десять раз. Женщины, совершившие аборты, иногда исповедуются в этом помногу раз, а все равно не находят утешения, потому что это тяжкий грех. Окончательно мы узнаем о том, прощены ли наши грехи только на Страшном Суде. Но человек, конечно, должен каяться и невозможно православному человеку жить без исповеди. Исповедь – это тот момент, когда человек может перед лицом Божиим, перед лицом священника назвать свои грехи и попросить прощения. Я думаю, что, если человек искренне и сердечно подходит к Таинству исповеди, ему прощаются все грехи, в том числе по неведению им неосознанные или забытые. Каждый раз человеку дается новый шанс на то, чтобы обновить свою жизнь.

Если ум говорит об одном, а душа о другом. Чем руководствоваться?
Это очень абстрактный вопрос. Однозначного ответа здесь нельзя дать. Есть ситуации, когда ум говорит одно, а душа подсказывает, что нужно сделать по-другому. Мы делаем то, что подсказывает душа и оказывается правильно. Но бывают случаи, когда в душе у человека не пойми что и ему ум подсказывает, например, воздержаться от каких-то поступков, а его эмоциональное состояние таково, что он себя не контролирует. Конечно, в таком случае надо следовать за умом. Вообще никакие поступки не должны совершаться в состоянии аффекта. Если человек находится в эмоционально нездоровом состоянии, то тогда ему лучше куда-нибудь спрятаться и подождать, когда это пройдет, потому что в таком состоянии человек не может прислушиваться к доводам своего ума, может опрометчиво совершить какие-то поступки или сказать слова, за которые ему потом придется очень раскаиваться.

В идеале должна быть гармонизована деятельность ума и деятельность души, чтобы с одной стороны ум контролировал душевные порывы и не позволял человеку распускаться, а с другой стороны, чтобы человек не превращался к интеллектуала, который делает все без души, только потому что ему это диктует рассудок.


Каким должен быть мужчина. Мне 9 лет.
Мужчина прежде всего должен быть сильным человеком. А сильный человек – это необязательно тот, кто физически сильный, тот, у кого крепкие мускулы, высокий рост. Сильный человек – это тот, кто духовно сильный, тот, кто способен помогать другим людям, тот, кто способен прийти на помощь в трудную минуту.

Сейчас всюду говорят о том, что мужчины и женщины равны, у них должны быть равные права, одинаковые функции. Но все-таки существуют традиционные представления о сильном и слабом поле, традиционные представления о том, что мужчина должен быть защитником женщины, быть готовым прийти на помощь всем слабым, нуждающимся. И в семье у мужчины особая роль – это, прежде всего, роль кормильца, человека, который заботится о семье. А роль женщины – это роль родительницы и воспитательницы детей.

Очень важно, чтобы мужчина был верующим человеком. К сожалению, мы видим, что иной раз зайдешь в храм – и одни женщины стоят. Мужчинам некогда, они на работе, заняты чем-то другим, а женщины в это время молятся за себя и за своего мужа. На самом деле, вера точно также нужна мужчинам, как она нужна женщинам. Просто не всегда мужчины это должным образом осознают.

Как мы можем помочь нашим усопшим родным?
Прежде всего, мы можем помочь им молитвой. Молитва это то, в чем больше всего нуждаются усопшие. Потому что не всегда человек за жизнь успевает осуществить все то, что он должен осуществить. Есть люди, которые уходят преждевременно. Люди, которые совершили грехи и не успели принести покаяние. Всякий человек. ушедший в мир иной, нуждается в молитве, заботе и любви.

Что нас поддерживает в этой жизни? Нас поддерживает наша друг с другом солидарность. Если у человека есть друзья, то когда ему плохо, они приходят ему на помощь. А если они не приходят на помощь, значит, это не настоящие друзья. Когда человек переходит в иной мир, он продолжает оставаться нашим близким, родственником, другом. И значит, он не в меньшей, а может быть и в большей степени, чем при жизни нуждается в нашей помощи и нашем сочувствии. Но при жизни мы можем помогать друг другу разными способами – не только молитвой, но и делами, словом; а после смерти остается только один способ ему помочь – молиться о нем. Поэтому молитва об усопших – это важное делание для христианина и никогда не надо забывать о тех людях, которые перешли в мир иной.

Как можно стать настоящим православным человеком сейчас, когда нас окружает современное общество и в нашем подростковом возрасте хочется многое попробовать?
Я думаю, что хороший способ стать православным человеком в подростковом возрасте, это прислушиваться к советам старших. Это, конечно, не очень популярный совет, обычно молодые люди полагаю, что они сами все лучше знают. Но к старшим нужно прислушиваться потому, что они больше прожили, у них есть опыт, которого нет у молодых.

Есть вещи, которые можно пробовать, а есть вещи, которые нельзя пробовать. Как говорит апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Почему нельзя пробовать наркотики? Потому что человек попробует один раз, попробует другой раз, а на третий раз у него уже появится тяга, а на пятый раз он уже не сможет остановиться. И из-за того, что один или два раза «просто попробовал», он разрушит свою жизнь: превратится в наркомана, у него будут какие-то болезни, вся его жизнь будет искалечена, и он умрет, не дожив до тридцатилетнего возраста. И есть много других вещей, которые может быть и хочется попробовать, но надо от них воздерживаться, потому что они могут разрушить всю жизнь человека.

В нашем возрасте остро встает вопрос: идти в монастырь или идти замуж? Чем руководствоваться при принятии этого решения?
Я думаю, что вопрос – идти ли замуж – не абстрактный, а конкретный. Вы не можете просто выйти замуж, вы выходите замуж за кого-то. Допустим, вы решили для себя идти замуж, а дальше что? Как правило, девушка выходит замуж тогда, когда есть жених. Когда есть реальный человек, и ты понимаешь, что ты готова с этим человеком связать свою судьбу, что с ним лучше, чем без него, что ты хочешь создать с ним семью, прожить с ним всю жизнь, родить от него детей и воспитать их. Если есть такая уверенность, тогда можно выходить замуж.

Но тоже самое можно сказать о монашестве. Монашество нельзя принимать только потому, что жених не нашелся. Монашество нельзя принимать только потому, что батюшка посоветовал. Монашество можно принимать только в том случае, если к монашеской жизни есть очень ярко выраженное призвание. А это призвание вы сами чувствуете – есть оно у вас или нет. Я думаю, только в том случае можно принимать монашество, если нет никаких колебаний, если чувствуете, что это ваше призвание, что вы готовы жить в одиночестве, в тесноте, трудничестве, послушании, нестяжании, целомудрии, без семьи, без возможности воспитать детей. Монашество – это особый путь и это путь для тех, кто имеет особое призвание. И руководствоваться нужно прежде всего своим внутренним голосом. Конечно, надо себя испытывать и думать о своей жизни. Я думаю, внутренний голос в конечном итоге человеку подскажет, какой его путь. Нужно молиться, особенно в этом возрасте, когда, как сказано в записке, «остро встает вопрос»: «Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142, 8). Но ни в том, ни в другом случае не надо спешить.

Как нужно молиться девушке о даровании жениха?
Я думаю, просто надо молиться. Вообще, я думаю, что надо молиться Богу так, как мы разговариваем друг с другом. Конечно, когда мы приходим в храм, мы произносим определенные молитвословия, когда мы читаем утренние и вечерни молитвы, мы произносим те молитвы, которые составлены другими людьми. Но никогда не надо бояться обратиться к Богу своими словами. Я думаю, что к Богу можно обращаться с тем, что у нас на сердце, не думая о том, как это звучит, как это будет выражено. Преподобный Исаак Сирин говорит, что младенческий лепет угоден Богу, и когда ты в молитве своей обращаешься к Богу, то будь как младенец, не старайся подыскать какие-то умные слова подыскать для Бога – Бог смотрит на сердце человека. Обо всем можно молиться Богу самыми простыми словами. Бог никогда не погнушается молитвой человека, даже если человек молится о каких-то житейских вещах, а уж тем более если он молится о чем-то жизненно важном для него, облекая эту молитву в самые простые, но искренние и сердечные слова.

Почему, если Бог все знает о нашем будущем, он нас все равно терпит?
Потому что по Своему таинственному и неизреченному Промыслу Бог даровал нам свободу. И если бы не так, то мы были бы просто игрушками в руках Бога. Наша жизнь не такая, Бог поставил нас в ситуацию соработничества с Ним. И мы свободны в очень многом из того, что мы делаем. Действительно, Бог очень многое знает заранее. Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Бог все заранее знает, но не все предопределяет». Если человек совершил что-то греховное, и Бог заранее об этом знал (а Он всегда заранее обо всем знает, просто потому что для Бога нет неизвестого, будущего или прошлого), это вовсе не означает, что на это была воля Божия, или что он должен был это совершить. Когда Иуда предал Спасителя, Господь ведь знал, что он Его предаст. И Он намекал Иуде, что Он знает, желая его отвратить от этого предательства. Но то, что Иуда совершил предательство, было делом его личного выбора. Неслучайно Господь сказал именно о нем: «Надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Некоторые говорят, что поскольку смерть Христа на Кресте была добровольной, она была спасительной, то следовательно должен был быть Иуда, который предал Спасителя, значит он исполнил некую роль в некотором заранее продуманном спектакле? Это не так. Потому что и без Иуды Господь мог быть арестован, распят на Кресте. «Услуга» Иуды была в данном случае совершенно излишней.

Расскажите, пожалуйста, как все время помнить о Боге и быть с ним?
Есть разные способы научиться все время помнить о Боге. Когда мы с вами приходим в храм и участвуем в Божественной Литургии, в особенности, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, то мы соединяемся с Богом. В этот момент мы чувствуем присутствие Божие, близость к Богу. Но очень часто случается так, что Литургия заканчивается, человек садится в машину ил автобус и едет на работу или домой и здесь начинается какая-то обычная человеческая суета. И это внутреннее богатство, та внутренняя тишина, мир, который мы приобретаем на Литургии, это все как-то утрачивается, исчезает. А это не должно происходить.
Должно происходить то, что некоторые богословы называют «Литургия после Литургии». Чтобы наша жизнь в обычных человеческих условиях была прямым продолжение и следствие того, что происходит в храме. Именно это самое трудное в православном христианстве. Можно приучить себя ходить по воскресеньям и праздникам в храм, регулярно причащаться и исповедоваться, соблюдать посты А вот научиться жить так, чтобы никогда не забывать о Боге, это не очень легко, но это возможно.
Есть различные вспомогательные средства для этого, например, молитва Иисусова, которую часто не только монахи, но и миряне повторяют про себя в течение всего дня. Это очень краткая молитва, которая как правило ничему не мешает и которую человек может внутри себя носить, находясь в транспорте, лесу и где-либо еще и которая напоминает ему о Боге, через постоянное произнесение имени Иисуса Христа. Если человек совершает про себя такую молитву, надо только заботиться о том, чтобы она не была автоматической. И поэтому никогда не надо гнаться за количеством. Лучше произнести 5 иисусовых молитв от сердца, чем если произнесение молитв превращется в автоматическое повторение словесной формулы, а сердце и ум при этом находились где-то на стороне.


В завершение встречи митрополит Иларион сделал запись в памятной книге. Протоиерей Аркадий Шатов преподнес в дар председателю ОВЦС его книгу «Святоотеческое учение о человеке», изданную для библиотеки училища в 1992 году, когда владыка был еще иеромонахом, а студентки училища – вручили куклу в одежде сестры милосердия

Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ
Благодарим за помощь в расшифровке Марию ШИШКОВУ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?