Митрополит Филарет о понимании зла

В начале своего доклада митрополит Филарет отметил парадоксальность христианского подхода к проблеме зла: с одной стороны, чтобы понять, что такое зло, мы должны хотя бы умственно ему приобщиться; с другой – Св. Писание велит «отвращаться зла» (Рим. 12:9). Для христиан проблема зла является не чисто теоретической, а духовной: ее разрешение «обязательно связано и с самоиспытанием», ведь в конечном счете, «проблема в том, как противостоять злу или, по крайней мере, ему не поддаваться».

Москва, 6 июня. Доклад «Проблема зла в православном богословии» представил Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви (РПЦ) митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) на конференции в Институте философии Российской академии наук (ИФ РАН). Международная богословско-философская конференция «Проблема зла», организованная Международным обществом христианских философов, ИФ РАН и Синодальной богословской комиссией РПЦ, открылась 6 июня. В работе форума принимают участие специалисты-философы и богословы из России, США и разных стран Европы.
В начале своего доклада митрополит Филарет отметил парадоксальность христианского подхода к проблеме зла: с одной стороны, чтобы понять, что такое зло, мы должны хотя бы умственно ему приобщиться; с другой – Св. Писание велит «отвращаться зла» (Рим. 12:9). Для христиан проблема зла является не чисто теоретической, а духовной: ее разрешение «обязательно связано и с самоиспытанием», ведь в конечном счете, «проблема в том, как противостоять злу или, по крайней мере, ему не поддаваться». Обратившись к древней церковной традиции, согласно которой «зло не есть», докладчик сделал вывод, что зло онтологически не существует, но является действием и состоянием того, кто производит зло. Таким образом, источник зла – не в устроении объективного мира, а в воле. Отсюда и главный вывод: источником зла в мире является не Бог, сотворивший мир, но Его свободные создания. Но эти создания, будучи в состоянии греха, не знают, что такое абсолютное добро, поэтому в их (нашем) опыте «добро» и «зло» соотносительны, а порой – взаимозаменяемы.
Большое место в докладе было уделено проблеме теодицеи («оправдания Бога») и антроподицеи («оправдания человека»), и в этом ключе подробно разобран вопрос о свободе и ответственности личностного выбора. Еще один ракурс рассмотрения проблемы зла — это связь зла и смерти как последнего проявления зла в мире. Христиане верят, что смерть побеждается через Крест Богочеловека – Христа, и это, по словам митрополита Филарета, «самая убедительная теодицея».
В течение трех дней работы конференции на заседаниях прозвучат доклады «Зло как онтологическая проблема», «Теодицея и человеческая природа: Достоевский о святом как о нравственном свидетеле», «Тертуллиан о происхождении и природе зла», «Проблема зла у Оригена», «Любовь и проблема зла», «Индийская версия теодицеи» и многие другие. 8 июня на конференции выступят профессор Московской духовной академии (МДА), диакон Андрей Кураев с докладом «Генезис зла: человек и не только» и проректор и доцент МДА, священник Владимир Шмалий с докладом «Проблема зла у святых отцов Каппадокийцев».

Благовест-инфо

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?