Миссия: массовая или индивидуальная?

Миссия. Как сделать ее наиболее эффективной, может ли она быть технологичной, и какова технология? Какие миссионерские мероприятия эффективнее, как их оценить и избежать ошибок? Каждый миссионер ищет ответы на вопросы самостоятельно. Предлагаем опрос практикующих миссионеров, чтобы обобщить их опыт

Наше время – время особого внимания к вопросам миссии. Как сделать ее наиболее эффективной, может ли миссия быть технологичной, и какова технология? Люди, ставшие миссионерами кто по послушанию, а кто – от избытка сердца, ищут ответы каждый самостоятельно, часто не соглашаясь даже друг с другом. Редакция сайта Милосердие.ru начала опрос практикующих миссионеров, чтобы обобщить их опыт. Мы задавали вопросы: Что эффективнее – массовые или индивидуальные миссионерские мероприятия? Как оценивать успех миссионерской деятельности? Какие могут подстерегать ошибки при проведении/оценки массовой миссионерской акции?


Афиша цикла миссионерских выступлений американского православного проповедника отца Максимуса Урбановича, прошедших с 18 по 20 мая в Белгороде

Публикуем подборку первых ответов:

Главное – тыл

Юрий БЕЛАНОВСКИЙ, первый заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Московском Свято-Даниловом монастыре:

— Вера в Бога, как правило, начинается с доверия к человеку. Если миссионер вызывает у людей симпатию и доверие, они начинают доверять Церкви. В этом, мне кажется, главная задача миссионерства – в пробуждении доверия к Церкви. Такую миссию можно считать удачной, но при условии, что говорим мы людям о Христе и Евангелии, а не о каком-то фольклорном понимании Православия. Пробудить интерес и доверие можно и на массовом мероприятии: на лекции, на собрании, на концерте. Но это семя, а принесет ли оно плоды, зависит не только от воли и желания каждого человека, но и от нашей готовности ответить на его вопросы, помочь ему сделать ответственный шаг – прийти в Церковь. Тут уже без индивидуальной работы не обойтись. И самой серьезной миссионерской ошибкой я считаю отсутствие тыла. Если человек откликается на нашу проповедь, на наши взгляды, опыт (а никто не может проповедовать отстраненную истину, но лишь то, что сам пережил), а сталкивается с пустотой, лучше бы он не откликался. В деятельности нашего Центра мы отошли от проведения громких акций, редко приглашаем именитых людей. Дело в том, что эффект от их выступлений бывает яркий, как вспышка, но мы-то далеко не всегда можем потом держать такую высокую планку, и люди могут разочароваться. Мы решили, что честнее, когда занятия ведут наши сотрудники, насельники Данилова монастыря, специалисты – друзья нашего Центра, которые и в дальнейшем для всех доступны. Мы отвечаем за свою работу, в состоянии принять тех, кто откликнулся. Хочет человек впервые исповедоваться, но боится, порекомендуем ему священника, который точно внимательно выслушает, поймет человека, не напугает. Хочет он узнать о христианстве подробнее – у нас уже 15 лет действуют курсы. Хочет он теснее познакомиться с верующими людьми – у нас большой выбор досуга: киноклуб, кружки, паломнические поездки. Это и есть тыл.


Тренинг для участников добровольческого движения «Даниловцы»

Если говорить об удачных акциях, то большой удачей считаю встречи со студентами МФТИ, которые проводил вместе с нашим семейным психологом Светланой Малыхиной. Для молодежи было настоящим откровением, что с христианами можно дискутировать, что христианство – не набор бессмысленных запретов, а целостная система, дорожащая человеческими отношениями, видящая смысл брака в любви, можно сказать, направленная на сохранение семьи, на ее полноценность. Христианству есть, что сказать весомое против добрачных связей. Откликаются на это молодые люди, если им не навязывают грубо свои взгляды (это они как раз не любят), а ведут диалог на равных. Но на встречах тех было около 100 человек, на мой взгляд, это все-таки не массовая акция.

«Думаете, мне нравится ходить на рок-концерты?»

Игумен СЕРГИЙ (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на б. Лазаревском кладбище:

— Массовое и индивидуальное миссионерство дополняют друг друга. Если ограничиться массовым мероприятием, оно забудется, а если работать только индивидуально, будем двигаться со скоростью черепахи. Вспомним апостолов – они и в ареопаге выступали перед огромным собранием людей, а потом уже беседовали с теми, кто к ним подходил. Замечательно, что некоторые священники выезжают в дальние районы, где поблизости нет храмов, рассказывают людям о Боге, крестят их. Но если просто окрестить и уехать, вряд ли люди укрепятся в вере. Есть в истории Церкви печальный пример, когда крестили в Британии, потом епископ уезжал, и все возвращалось на круги своя.

На массовом мероприятии человек может сделать только первый шаг, задуматься, усомниться в правильности своей жизненной позиции, отнестись к христианству как к чему-то серьезному. Для этого я прихожу на рок-концерты. Мне это не доставляет никакого удовольствия, это 30 лет назад я там «оттягивался», а сегодня у меня другие ценности, я монах, мне за территорию храма выходить не хочется. Для меня отдых – молитва, литургия. Но молодые люди нуждаются в проповеди, и я делаю над собой усилие, иду. Конечно, я не думаю, что все сразу побегут креститься, но ради того, чтобы хотя бы один человек задумался о Боге, идти туда стоит. Начинал я проповедовать на рок-концертах с небольшой аудитории, но вот летом 2007 года меня позвали в Петербург на огромную антинаркотическую акцию, организованную местным муниципалитетом. Народу было около 7 тысяч, причем мой друг меня предупредил, что это собрались хулиганы со всего Петербурга! Я, в рясе, вышел и спросил, пробовали ли они наркотики. Примерно половина закричала «да», другая половина – «нет». Рассказал им, что в юности в кругу моих друзей наркотики ходили, и я благодарю Бога, что не стал наркоманом, а многие мои друзья умерли молодыми. «Вы хотите жить?», – спросил я. «Да», – хором ответили все. «Тогда делайте свой выбор. Наркотики не дают ответа на вопрос, зачем жить, они дают только искусственный химический кайф, который когда-нибудь кончается. А если человек не ответит на вопрос, зачем жить, он не сможет жить полноценно. Я сторонник полноценной жизни, поэтому и стал монахом», – примерно так я им сказал. Говорил минуты 4, несколько раз меня прерывали аплодисментами, после концерта подходили, задавали вопросы. Потом в интернете появилась статья: «Православный священник был единственным, кого не закидали бутылками». Это я считаю успехом.

А однажды в Калуге мои друзья попросили у организаторов рок-концерта, чтобы я там выступил. Им ответили, что несколько лет назад туда был приглашен священник, который вышел на сцену и сказал: «Вы все сатанисты, прокляты Богом, немедленно расходитесь». Чего он добился? Ребята хотели услышать о Христе, а после встречи с ним потеряли всякий интерес к Церкви. И сказал он чушь по сути. Какие они сатанисты? Просто любят рок-музыку. Кому-то она не нравится, но есть такое явление культуры. И рокеры тоже нуждаются в благовестии. Вот от такого миссионерства избави Бог. Но каждый из нас может провалить миссионерское дело, если переоценит свои возможности, понадеется на себя, а не на Бога.

Нельзя оставлять мировоззренческие вопросы на потом

Игумен ФЕОГНОСТ (Пушков), миссионер Джанкойской епархии:

– Однозначного ответа, что более эффективно – массовые или индивидуальные миссионерские мероприятия, нет и быть не может. Все зависит от специфики среды, от духовного уровня тех, к кому мы обращаемся со словом Божьим. В целом, конечно, проповедь (миссия) изначально, еще во времена апостольские была обращена к народу, а индивидуальным было духовничество. Но сейчас настолько изменилось сознание человека, настолько личность обособилась от общества, настолько общество стало плюралистичным, что общий подход даже к малой группе людей найти порою не легко. Приходиться с каждым вести персональный диалог. Иными словами, миссионер сегодня должен быть и психологом (я имею ввиду психологическую чуткость, а не образование психолога). Миссионер должен чувствовать участников диалога. Я обращаюсь ко многим людям в своих телепередачах «Слово Пастыря», а в живом общении веду диалог только с небольшими группами лиц – от трех до семи оппонентов. Это касается диалогов с сектантами, иноверцами или атеистами.

Говоря об успехе миссионерской деятельности, нужно поставить две точки: минимум и максимум. Успех-минимум – это если твое слово не оставило слушателей равнодушными, и ты понял, что они ушли хотя бы задумавшись о чем то. Максимум, конечно, если после беседы с тобой человек пришел и говорит: «Твое слово донесло до меня весть Христову – что мне делать, чтобы стать настоящим христианином?» Но даже успех-максимум для миссионера – это только начало пути для того, кого он обратил к вере, поставил перед лицом Христа.

Пример удачной массовой миссионерской акции в моем опыте есть. Я выезжал в сельский клуб, который оккупировали сектанты (что-то из ново-протестантского движения), активно приобретавшие себе паству банальным подкупом гумпомощью. Я, как гром среди ясного дня, грянул на собрание этой секты в клуб, и пригласил их к диалогу. После моей речи (она была достаточно длинной, около 3 часов) большая часть народа покинула зал клуба и обещала настоятелю местного храма, что больше не будут торговать своей верой. Конечно, это не сделало их более верующими и более активными в посещении храма (как-никак, выезд был всего один). Но я считаю, что это все же большой успех, о котором стоит порадоваться и поблагодарить Господа.

Самая первая ошибка миссионера это эйфория: пришло много людей, сейчас я всех их сделаю православными. Вторая ошибка – попытка затянуть в храм человека любыми путями, не сказав ему о той пропасти, которая лежит между миром сим и христианством. С апостольских времен обратиться ко Христу значило не только уверовать в Него, но и покаяться, изменить свою жизнь. Сейчас многие миссионеры, говоря с молодежью, боятся сказать о необходимости целомудрия, чистоты в отношениях между полами. Но нельзя оставлять мировоззренческие вопросы «на потом». Нужно сразу ставить вопрос ребром: «Ты хочешь ощутить жизнь Христа, Его благодать? – Изменись весь – и внутри, и извне!»

Так же большая ошибка – оценивать успех миссии разовыми привлечениями в храм своих слушателей. Ну вот выступил священник перед публикой на концерте, потом всех «затащил» в храм. Публика еще от концерта не «отошла», еще даже разницу между храмом и кинотеатром не способна ощутить. На завтра они если и придут, то только чтобы поставить пару свечек «за успех». Но это – профанация веры. Так что если уж вести к вере, то вести постепенно, путем катехизации, систематических встреч и бесед.

Школьники, солдаты и женщины-заключенные – самая благодарная аудитория

Священник Андрей БЛИЗНЮК, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, преподаватель ПСТГУ, участник 11 миссионерских походов:

— Существуют разные формы миссионерства, а какая из них лучше, зависит от конкретной ситуации. Объяснить людям, живущим в так называемом гражданском браке (то есть нерасписанным), что это блуд, можно только в индивидуальной беседе. Если они, конечно, хотят тебя услышать. А заинтересовать людей можно и на общей миссионерской беседе. Но потом у них возникают вопросы, у каждого свои, и тут уже необходима опять же индивидуальная беседа. Так что массовое миссионерское мероприятие – первый шаг. Судить же об успехах миссионерской работы очень трудно. Например, я с группой миссионеров 11 раз уже был на Мезени в Архангельской области, но до сих пор чувствую, что мало. С трудом народ воцерковляется. А успешно ли мы работали с молодежью, знает только Господь. Каждый год проводим встречи со старшеклассниками, рассказываем им о Новом Завете, о Христе, показываем фильмы, слайды, рассказываем о смысле жизни, о семье. Молодежь любит эти темы. Но перспектив с учебой и работой дома нет, они уезжают в города, на следующий год мы их уже не встречаем. Правда, одна девушка оттуда поступила к нам в ПСТГУ на исторический факультет. А так только если случайно встретишь кого-нибудь… Например, были мы в Архангельском педагогическом институте, одна студентка подошла, сказала, что помнит нас, мы ее крестили на Мезени.

Судьба большинства ребят с Мезени нам неизвестна, но опыт показывает, что старшеклассники и солдаты – лучшая наша аудитория. И еще женщины-заключенные, мужчины в колониях более замкнуты, с ними сложнее. Но всегда очень трудно говорить о результате.

Ошибок у меня были тысячи, и самой серьезной считаю недостаточно глубокое знание специфики и традиций района, в который еду. Например, в Якутии я начал изучать этот край на месте, в районной библиотеке. А надо этим заниматься в Москве.

Подготовили Леонид ВИНОГРАДОВ, Михаил АГАФОНОВ

(Продолжение следует)
См. Гетто или райский сад?

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?