«Мир от нас оторвали, как пластырь»

После того как инстаграм* запретили на территории России, множество малых предпринимателей потеряли работу. Каково это – когда твой многолетний труд рушится в один момент, и какие решения находит малый бизнес

Мастера продолжают шить эксклюзивные платья, оформлять витрины, печь пироги, учить грамоте, счету и танцам, водить экскурсии, изготавливать мебель, создавать картины и керамику, выращивать цветы и фрукты, пестовать пчел и коз, писать книги и заниматься каллиграфией.

И все это отчаянно нуждается в рекламе, потому что у хозяев маленького бизнеса лишних денег нет и покупателям неоткуда узнать о продавцах. Через инстаграм была налажена эта реклама, и она приносила плоды. Теперь все рухнуло (21 марта 2022 года Тверской суд Москвы запретил в России соцсети фейсбук* и инстаграм из-за «экстремистской деятельности»).

«Чувство, что ты подглядываешь за жизнью, которой у тебя не будет»

Татьяна Шелевая. Фото: @blackandthyme

«Любая соцсеть – это прежде всего общение. А если ты человек разносторонний и мыслишь широко, твое общение идет со всем миром, – говорит Татьяна Шелевая, дизайнер одежды из натуральных материалов в Томске. – У меня были клиенты из Европы, я обожаю общаться на разных языках, какие-то знаю лучше, какие-то бегло, но это был мой драйв.

Я подала заявку на неделю моды в Швеции, и меня одобрили! Меня, неизвестного человечка из Сибири! Сказали, что мое видение отражает суть цикличной моды, прикладного творчества, эко-френдли и все такое. А в России я почти никому не нужна, лишь узкому кругу единомышленников.

Моя подруга пишет песни на трех языках. Теперь мало кто о ней узнает за пределами страны. И так с многими. Фотографы, публикующиеся в мировых сообществах, у нас тоже есть, в Томске!

Теперь всё. Мир от нас оторвали, как пластырь. Мы, мелкие мастера, конечно, продолжим свою работу, она нас кормит, но вот развития не будет.

Через VPN все очень медленно, и чувство, что ты подглядываешь за жизнью, которой у тебя не будет. Российские сервисы – просто позорное импортозамещение: неудобно, неграмотно, непрофессионально. На них глянешь – уже тошно…»

Неудобное не может стать популярным

«Тут хотят запустить «Россграм», российский аналог Instagram. Над ним сейчас все смеются, но нам не до смеха, – говорит Александр Снитовский, глава рекламного агентства. Из-за блокировки соцсетей его агентство в один момент потеряло 90% прибыли – все компании-клиенты ушли «на каникулы».

– На самом деле, это далеко не первая попытка запустить российские соцсети, можно вспомнить «ЯМолодец» – он пытался копировать TikTok. Об этом «молодце» многие и не слышали, поскольку он с треском провалился.

Увы, особенность всех российских соцсетей в том, что функционал у них плохо работает. Кнопки долго нажимаются, они много весят, реально от контакта греется телефон, если долго им пользоваться, потому что он не оптимизирован под новые устройства, и много других огрехов. Возможно, идеи неплохие, но исполнение этих идей ужасно неудобное, а неудобное не может стать популярным».

«Мы делаем запасы контента на будущее и ждем, куда кривая выведет»

Алина Высторборская. Фото: https://vk.com/av_decor

Алина Высторборская, декоратор и дизайнер с закрытием инстаграма потеряла основной источник дохода – на этой площадке она собирала заказы и находила учеников. «Мои работы нужно видеть, а в «ВКонтакте» их показывать трудно, – говорит она. – В инстаграме меня посещали две с половиной тысячи человек, сейчас максимум – четыре сотни. В ближайшем будущем, если ничего не изменится в лучшую сторону, меня ожидает значительное падение доходов. Тот заказ, который я сейчас выполняю, остался еще со старых времен. И всё…»

Кулинар Василий Емельяненко отмечает, что потери в ютьбе оказались намного больше: его проект потерял 90% дохода с этой платформы, в то время как в инстаграме – примерно 15% подписчиков и просмотров. «Мы делаем запасы контента на будущее и ждем, куда кривая выведет», – говорит Василий.

Delivery Club запустил программу поддержки кондитеров, которые пользовались для продажи соцсетью Instagram

Предложение действует во всех городах присутствия Delivery Club, но есть ограничения, которые очень огорчат многих кондитеров.

Получать заказы от Delivery Club смогут только те предприниматели, чья продукция официально одобрена Роспотребнадзором. То есть если вы у себя на кухне печете вафли и никогда не получали никаких сертификатов – увы, новое предложение не для вас.

То, что такие вафли продавались через инстаграм, в принципе, могло обернуться для кондитера проблемой со стороны Роспотребнадзора в случае, если покупатель отравится, но превентивных репрессий обычно не проводилось.

«Некоторые матери встают перед угрозой изъятия детей органами опеки – их попросту нечем кормить»

Мария Эрмель. Фото: https://vk.com/mariaermel

Многодетная мама Мария Эрмель весь доход от «инсты» – магазин домашних товаров и заработок рекламой – тратила на благотворительность. Последние три года организовывала продуктовую помощь нуждающимся семьям с детьми-инвалидами: 20–40 семей в месяц получали продукты первой необходимости и лакомства для детей (гречка, рис, масло, сгущенка, тушенка, шоколад, фрукты).

«Это были мамы с детьми по списку дружественных опек или те, кто обратился непосредственно за помощью ко мне, – говорит Мария. – Так же оплачивали дорогие коляски, вертикализаторы, реабилитации для детей».

Сейчас Мария организовала что-то вроде банка взаимопомощи: те, кто могут, покупают продукты тем, кто не может сам купить. И все равно многие нуждающиеся семьи остались без помощи. «Более того, я знаю, что некоторые матери встают перед угрозой изъятия детей органами опеки, потому что их попросту нечем кормить, – говорит Мария. – Очень много людей потеряли работу. Я отрабатываю в инстаграме старые связи через VPN, но это не выход. Инстаграм закрывал 30–50 заявок, а «ВКонтакте» – едва 3–5».

«Фото, видео, тексты, в которые было вложено немало труда, теперь лежат, как царевна в хрустальном гробу»

Надежда Павлова. Фото: https://vk.com/id199307111

Надежда Павлова, гид-экскурсовод из Санкт-Петербурга, сначала водила экскурсии по Петербургу и Ленобласти для иностранных туристов. Музеи, парки, монастыри, крепости. Публиковала в инстаграме красивые фото и видеоролики, писала об удивительных местах Северо-запада России – сначала по-английски, а потом и по-русски, на нее подписывались россияне, которым тоже стало интересно. Аудитория ширилась.

«Теперь все мои фото, видео, тексты, в которые было вложено немало труда, времени и даже души, стали недоступны большинству моих потенциальных клиентов. Они никуда не делись, но лежат, как царевна в гробу хрустальном, – говорит Надежда.

– Те лазейки, что еще существуют, чтобы пробраться в запрещенные соцсети, недоступны многим пользователям, которые отправились бы на экскурсию с гидом. А значит, перспективы набрать «своих» туристов на предстоящий сезон плачевны. Жаль трудов, упущенных выгод, рухнувших планов.

Переходить на другие платформы я пока не готова, да и придется всё создавать заново. Когда-нибудь я это сделаю, но сейчас даже браться не хочется. Сразу вспоминаю, как легко, просто и эффективно все работало в инстаграме».

Все ли потеряно? Нет. Четыре рабочие идеи

Александр Снитовский. Фото: https://vk.com/snitovskii

Создайте каналы на «Мейле» и на «Яндексе», например на «Яндекс.Дзене» и внешнем сервисе «Мейл.ру», советует глава рекламного агентства Александр Снитовский, и уже через пару месяцев вы сможете зарабатывать 40 000 рублей в месяц.

«Вы создаете канал, начинаете писать статьи, информацию можно брать из интернета, можно нанимать копирайтеров, это не так дорого стоит, можете искать картинки в интернете и публиковать.

Чтобы раскачать канал на «Яндекс.Дзене», вам потребуется месяца три работы по три часа в день – и он начнет приносить вам доход около 10 000 рублей в неделю, – обещает Александр Ситковский.

– Публикуйте статьи, написанные вами или копирайтерами на основе информации в интернете, и зарабатывайте на рекламе, которую вам туда будет официально запихивать «Яндекс» или «Мейл». Это самое простое, что можно сделать, и около 40 000 рублей в месяц вы сможете зарабатывать уже через пару месяцев».

Если у вас есть начальные инвестиции, вложите их в рекламу своего телеграм-канала, приводит другой вариант заработка в соцсетях Снитовский:

«Пример. У многих блогеров есть аудитория на ютюбе, в инстаграме, в других соцсетях, и они активно перегоняют ее в телеграм. Стоимость рекламы в телеграме сейчас в 3-4 раза дороже, чем в остальных соцсетях.

Спрос огромный, потому что рекламироваться больше негде. И даже с 10 000 подписчиков в телеграме вы можете зарабатывать на одной интеграции 10, 15, 20 тысяч рублей. Допустим, у блогера в инстаграме 100 000 подписчиков, потом он перегнал в телеграм, у него стало 10 000, потому что не все приходят, и уже на этом блогер зарабатывает».

Если вы делаете классный контент, платформа «ВКонтакте» сама будет вас продвигать. Вокруг этой соцсети сейчас бум и ажиотаж, все покупают рекламу, поэтому здесь тоже есть два пути, говорит Снитовский:

«Первый – создать паблик и вести его просто за счет классного контента, который вы туда постите, и рассчитываете на поддержку как автор «ВКонтакте». Второй – вы создаете паблик и просто гоните туда трафик с рекламой, если у вас есть рекламный бюджет. И на этом можно зарабатывать. Это очень простые методы, доступные школьнику. Я не утрирую, это не сложно и занимает максимум 3 часа в день.

Уже несколько лет успешно работает портал Livemaster.ru, «Ярмарка мастеров». Это первая и крупнейшая платформа и мобильное приложение для мастеров handmade, эксклюзивных российских брендов и ценителей дизайнерских вещей.

Мастера напрямую общаются с клиентами, без посредников и накруток, причем вовлечены в работу многие регионы. Скажем, мурманчанка покупает модную шапочку у мастерицы в Уфе, а жительница Кургана продает элитные… скворечники в Москву. Цены – умеренные. «Открытие магазина» и первый месяц работы на площадке – 1 рубль. Далее тариф: от 15 товаров в магазине – от 130 рублей в месяц, от 1000 товаров – от 4290 рублей.

*Заблокирован в России; принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в России.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться