Милость к падшим

Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями издал книгу «Церковь, тюрьма, общество». В книгу вошли статьи и интервью священнослужителей, несущих служение в местах лишения свободы, работников исправительных учреждений, православных волонтеров, помогающих заключенным.

Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями издал книгу «Церковь, тюрьма, общество». В книгу вошли статьи и интервью священнослужителей, несущих служение в местах лишения свободы, работников исправительных учреждений, православных волонтеров, помогающих заключенным.
«Пастырское душепопечение в местах лишения свободы, где многие люди с особой силой начинают искать общения с Богом, состоит именно в активной помощи заблудшей душе через искреннее покаяние вернуться в Дом Отца Небесного, облегчить непомерную тяжесть вины», – пишет во вступительной статье Святейший Патриарх Алексий.
По мнению председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова, в идеале тюрьма должна быть реабилитационным центром, в котором оступившиеся люди не просто отбывают наказание, но и готовятся к жизни на свободе, получают специальность (причем не только рабочую, но по желанию учат иностранный язык или осваивают компьютер), а после окончания срока препровождаются к месту работы. «Государство должно защищать своих граждан от посягательств на их жизнь, имущество и прочее, поэтому государство выполняет свою функцию – изолирует преступников. А преступнику нужно дать возможность покаяния, изменения и какого-то посильного труда, чтобы была возможность прийти к обычной человеческой жизни», – считает отец Димитрий.
Отрадно, что и представители системы исполнения наказаний понимают необходимость очеловечивания системы, обретения сотрудниками веры. Заместитель начальника ГУИН (Государственное управление исполнения наказаний) Сергей Болтков отмечает, что большинство сотрудников исправительных учреждений не смогли преодолеть атеизм, в котором были воспитаны, но положительно относятся к посещению учреждений священнослужителями. Болтков считает, что миссионерство тюремного священника заключается и в том, чтобы помочь сотрудникам найти дорогу в храм. В некоторые исправительные учреждения вообще не приходят священнослужители, но в этом виноваты не они, а руководство учреждений, не сумевшее установить контакт с правящими архиереями. Хотя статистика наличия храмов в учреждениях не ведется, Болтков констатирует, что посещающие храм заключенные ведут себя лучше. Отрадно, что во главе системы исполнения наказаний стоят люди, представители, понимающие необходимость очеловечивания системы, обретения сотрудниками веры.
Начальник НИИ уголовно-исполнительной системы Минюста Анатолий Буданов поддерживает идею, высказанную несколько лет назад на Рождественских чтениях: представители Патриархии и уголовно-исполнительной системы должны совместно подготовить две книги о духовном служении в исправительных учреждениях. Одну – для священнослужителей, другую – для работников уголовно-исполнительной системы. Священникам необходимы знания основ уголовного законодательства, правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях и СИЗО, психологические особенности осужденных, специфику их жизни в колониях, а также жизнь и работу сотрудников колоний. Сотрудникам же необходимо знать статус священников, чтобы не обращаться с неадекватными их служению вопросами (вероятно, Буданов имеет в виду тайну исповеди), и вообще основы православной веры. Большинство сотрудников, по словам Буданова, плохо понимают отличие православия от других конфессий, при этом он не меньше, чем заключенные, нуждаются в духовной поддержке. Нередко они так устают, что теряют представления о нравственном смысле своей работы. Именно в такие минуты им необходима поддержка мудрого священника.
Об особенностях миссионерского служения среди заключенных рассказывают насельники Троице-Сергиевой лавры архимандриты Трифон и Никодим. Интервью с ними, а также статья архимандрита Трифона «Без православия Россия существовать не может» являются одними из лучших материалов книги. Статья отца Трифона – подлинная исповедь духовника-монаха о трудностях, ошибках, а порой и бессилии в деле окормления заключенных. «На опыте я убедился, что никакой человек не может привести к вере другого. Вера – это дар Божий. ее дает Сам Бог. Я узнал, что прежде всего мне самому полезно было там побывать, увидеть людей, многие из которых выше меня и духом, и нравственностью, и чистотой; у них можно многому поучиться. Так что не учить мы туда ходим. Мы, священники, должны просить Бога, чтобы Он нас вразумил, чтобы мы научились общаться с заключенными», – пишет архимандрит Трифон. Насельника лавры также беспокоит, что далеко не все сотрудники исправительных учреждений соответствуют занимаемым должностям. Если офицер через слово матерится, он и к заключенным относится безобразно, и о Боге с ним говорить очень трудно. «Государство должно быть заинтересовано в подготовке персонала для тюрем. Пока этого нет», – с горечью констатирует отец Трифон.
Есть в книге материалы о дистанционном обучении, о переписке с заключенными, о посещении их волонтерами.
Значение книги лучше всего выражено в напечатанных на третьей странице обложки словах протоиерея Глеба Каледы (1922-1994) – первого тюремного пастыря в России конца XX века: «Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить». Именно об этом напоминает книга «Церковь, тюрьма, общество».

Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?