Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Михаил Шевалье: «Мне нравятся православные туристы!»

Я сразу хочу опровергнуть слухи о том, что епархия собирается «понастроить в горах церквей и никого туда не пускать». Напротив, мы планируем самостоятельно обслуживать эти приюты и тех, кто ими будет пользоваться (а это будут, как и раньше, обычные туристы). Так, мы будем обеспечивать каждый приют специалистами: инструктором по туризму, медиком, а в помощь им – двумя скаутами-подростками из числа добровольцев. Ведь общественно-полезная деятельность – одна из обязанностей настоящего следопыта, осознание этого мы в своих ребятах воспитываем

Осенью в Кузнецком Алатау – удивительно красивой природной зоне на границе Кемеровской области и республики Хакасия – по решению суда сносили туристические приюты. Ситуация нередкая в наше время – земельные и имущественные конфликты вспыхивают то там, то здесь. Более того, в отличие от многих современных конфликтов такого рода, ответчик – строитель сети приютов Михаил ШЕВАЛЬЕ – решение суда в принципе не оспаривает. Однако и отступать носитель старинной французской фамилии не собирается, и его в этом поддерживает Кемеровская епархия Русской Православной Церкви. Кто же он – Шевалье, и что за приюты он строит?


Кузнецкое Алатау. Фото Вадима АКЕНТЬЕВА


Без страха перед Сибирью

Когда в 1941 году немцев Поволжья высылали в Сибирь, для них это было трагедией. Каждый боялся элементарно не выжить – ведь слово «Сибирь» еще с царских времен остается для жителей центральных регионов России синонимом «страны далече», где холод, тьма, дикари и медведи, куда попасть можно только в наказание, а выбраться оттуда – только чудом. Наверное, отправляясь в Тюменскую область, того же опасался и Михаил Шевалье – потомок немецких и французских переселенцев времен Екатерины II. Но Бог распорядился иначе: после Тюмени Михаил оказался в городе Междуреченске Кемеровской области, где у него родился сын – тоже Миша. А для Шевалье-младшего исследование новой малой родины родителей оказалось настоящим призванием. «За исключением двух лет службы в армии я всю свою жизнь занимаюсь туризмом, – признается Михаил Михайлович, – 15 лет проработал в Контрольно-спасательной службе, участвовал в формировании единого МЧС. А потом – вот…».

«Вот» – это целый туристический комплекс, который Шевалье построил в глухих лесах Кузнецкого Алатау. Начинал он проект, работая в Междуреченской городской станции юных туристов, а когда пришлось уволиться, не решился бросить начатое: слишком велик был поток желающих прикоснуться к заповедной сибирской природе, и слишком опасным казалось пускать людей по глухим лесам без всяких ориентиров и помощи.

Золотое дно

– Конечно, на столь масштабное строительство денег у меня не было, – вспоминает Михаил Михайлович, – и приюты возводились, что называется, «методом народной стройки» – с помощью самих же туристов и моих подросших учеников и воспитанников еще по станции юных туристов. А главными своими «клиентами» я всегда видел детей – всяких, особенно «трудных» и сирот. Таким способом я надеялся отвлечь их от опасностей нашего времени: пьянства, курения, криминала. В итоге за пять лет было построено пять приютов: с двухэтажными домиками для ночлега, банями и туалетами – пожалуй, это все, что необходимо путешественникам, предпочитающим активный отдых. Обслуживали свою структуру мы сами: у нас в штате есть рабочие по уходу за помещениями и территорий приюта, педагоги, спасатель и медик.

– Наверное, такие приюты могли бы быть очень прибыльным бизнесом…
– В Алатау туристы добираются от областного центра с пересадкой в Междуреченске, а затем несколько часов еще идут пешком. И, тем не менее, эти маршруты очень популярны – как раз из-за удаленности и уникальной природы. Так что, туристический бизнес в этих краях приносил бы своему владельцу немалую выручку. Но я хотел бы, чтобы это богатство служило именно детям. А для этого нужно было свести стоимость отдыха к минимуму, лучше всего вообще сделать его бесплатным. Тем более, если речь идет о сиротах!

– После того, как вы вложили в это дело столько сил, у вас не было искушения поставить его на коммерческие рельсы?
– «За длинным рублем» я как-то интуитивно не гнался: это обманный путь, приводящий к беде. В то же время, содержать такой туркомплекс, как в Алатау, только своими силами не получилось бы. Но мы хотели сделать его использование бесплатным для детей. К счастью, областное начальство эту инициативу оценило. В марте 2005 года меня пригласил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, поблагодарил меня за верность детскому туризму и предложил содействие. Так дети Кузбасса получили возможность отдыхать в Алатау за счет областного бюджета, а я стал директором филиала Областного детского экскурсионного центра. Отдыхают у нас, прежде всего, сироты, ребята из неблагополучных семей и те, кто занимается в туристических клубах. О приезде каждой группы детей я знаю заранее, так что готовимся, ждем гостей. А три года назад мы начали сотрудничество с Братством Православных Следопытов – теперь в Алатау каждое лето приезжают маленькие православные скауты.

– И как вам православные туристы?
– Нравятся! Дети в лесу не то, что не мусорят, они наоборот, сами фантики на тропах подбирают! А с православными священниками легко и приятно общаться. С одной стороны, это настоящие священнослужители, с которыми можно поговорить о Боге, о душе, а с другой – простые люди, легкие на подъем, способные, если надо, помочь в самой тяжелой, черновой работе. А еще я благодарен епархии за поддержку во время всей этой истории.


Еще этим летом православные следопыты, как обычно, отдыхали в приютах Кузнецкого Алатау. Фото Вадима АКЕНТЬЕВА




Защищайтесь, Шевалье!

«История», о которой говорит Михаил Шевалье – это недавнее разбирательство с лесхозом соседней республики Хакасия (большая часть приютов расположена на ее территории) по поводу неправильно оформленных документов на использование земли под приютами. Сам Шевалье комментирует эту проблему так:
– Было бы удивительно, если бы у меня не нашлось «конкурентов» – тех, кому мы своей благотворительностью мешаем зарабатывать на удивительной природе Алату большие деньги. Такие-то люди мне и «подсобили»: в прокуратуру Аскизского района Хакасии было подано заявление, в котором говорилось, что я якобы веду незаконную вырубку леса. Тогда я даже10 дней провел в тюрьме, и в суд меня доставляли в наручниках, но моя невиновность была доказана. И тогда к нам «подкопались» с другой стороны: мол, земельные наделы на территории Хакасии не были оформлены правильно. А я несколько раз обращался в Агентство лесного хозяйства с заявлением о выделении земли, но не последовало ни положительного, ни отрицательного решения, хотя ответ мне обязаны были дать. Документы, подтверждающие мои обращения, у меня были, но доказывать что-либо оказалось бесполезным. Все сводилось к факту: при использовании земли не были соблюдены формальности. С этим я согласен. Но если бы я поступал формально правильно, то мне пришлось бы просидеть в ожидании документов все время, за которое, как видите, оказалось возможным не только создать приюты, но и запустить их в работу.

– Но суд этому не внял?
– А суд вынес мне предписание снести приюты! Те, что построены за пределами Кузбасса – на территории Балыксинского лесничества (Хакасия). Я, естественно, этого делать не стал. Тогда приехали приставы и сами разрушили четыре приюта, которые создавались годами. Кстати, снос должен быть осуществлен на мои средства, так что в ближайшем будущем мне должны выставить соответствующий счет. Конечно, я буду его оспаривать.


Этой осенью в горах Алатау разрушили 4 приюта. Фото Максима ИВЛЕВА


– Как на это реагировали люди?
– За происходящим следила вся наша область. В Хакасию писали родители отдыхавших здесь детей. В числе первых откликнулась Кемеровская епархия, сделав все, чтобы привлечь к этим событиям всеобщее внимание, СМИ. Скауты из Братства православных следопытов даже приезжали митинговать, выражая свой протест. Кузбасское духовенство вошло в контакт с Абаканской епархией, а когда стало ясно, что сноса приютов не избежать, Кемеровская епархия стала оказывать помощь в строительстве двух новых приютов, на территории Кузбасса. Кстати, поддержку нам оказали и в самой Хакасии – директор того самого Балыксинского лесного хозяйства заявлял о том, что нарушения, допущенные мной, были совершены с благими намерениями, а, снеся приюты, мы только получим бесконтрольный туризм со всеми негативными последствиями. Ведь территория туркомплекса изначально предназначена для активного отдыха и туризма!

– Но все это не помогло.
– Ну, спасти те приюты мы не смогли. Зато, как я уже говорил, снова начали стройку, уже на Кузбасской земле: два новых приюта откроются в ближайшие месяцы, в будущем будет построено еще шесть. Но это не все, потому что плюс к восьми новым приютам мы будем восстанавливать четыре разрушенных. Ведь после вмешательства Администрации Кемеровской области вопрос с землеотводом все же решается. Ожидается, что отобранные земли вернут туристам, а арендные права на эти участки будут разделены между Администрацией Кемеровской области (Областной детский экскурсионный центр) и Кемеровской епархией. С их помощью мы надеемся восстановить разрушенное и уже следующим летом начать работать с новыми силами.

***
Протоиерей Сергий СЕМИКОВ, руководитель Отдела по делам молодежи Кемеровской епархии:
– Сейчас рассматривается вопрос о возвращении приютам спорных земельных участков в горах Кузнецкого Алатау (Балыксинское лесничество). При этом мы сделаем все, чтобы выполнить требования к документам «от» и «до» и избежать повторения неприятностей в этой сфере. Использовать полученную землю епархия будет, прежде всего, для развития программ Братства Православных следопытов, организации их летнего отдыха и православных детских лагерей. Возможно, будут реализовываться и другие молодежные проекты, но пока это не обсуждается.

Конечно, реализация таких программ подразумевает и проведение богослужений, молитв, проповедей. Но это будет касаться лишь участников наших проектов. Я сразу хочу опровергнуть слухи о том, что епархия собирается «понастроить в горах церквей и никого туда не пускать». Напротив, мы планируем самостоятельно обслуживать эти приюты и тех, кто ими будет пользоваться (а это будут, как и раньше, обычные туристы). Так, мы будем обеспечивать каждый приют специалистами: инструктором по туризму, медиком, а в помощь им – двумя скаутами-подростками из числа добровольцев. Ведь общественно-полезная деятельность – одна из обязанностей настоящего следопыта, осознание этого мы в своих ребятах воспитываем.

Но сейчас наша первоочередная задача – восстановить разрушенные приюты средствами епархии и силами, опять же, БПС. В принципе, возможность, что приюты заработают уже к лету, есть, но если действительно это удастся сделать, я смогу сказать, что мы очень хорошо сработали!


Основания для оптимизма есть. Например, эти часовню и поклонный крест в Кузнецком Алатау построили недавно, в рекордно короткие сроки. Фото Максима ИВЛЕВА


***
Михаил Шевалье говорит, что его сотрудники никогда не отказывают в помощи и ночлеге любым туристам, которые хотят остановиться в приютах. Но это – выход для экстремальных случаев. Будет лучше, если желающие побывать в Алатау и пообщаться с другими туристами и самим Михаилом Михайловичем, обсудят эту возможность заранее по телефону: 8 (38475) 9-30-15.

Вера ШАРАПОВА,
АНО МЦ «Кузбасс-Север» специально для Милосердия.ru

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?