Обычно делами милосердия и благотворительности люди занимаются в свободное от работы время. Но для некоторых это становится профессией. Каждый день они работают с горем, погружаются в чужие беды, организуют помощь. Этот труд требует специальных навыков и полной отдачи. Как приходят к профессиональной благотворительности? Как люди выносят колоссальные психологические нагрузки и не бросают начатое? Мы спросили об этом руководителей нескольких некоммерческих организаций.
Мария ОСТРОВСКАЯ, директор Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы»
Мария Островская, директор Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы» |
— Окончив психфак ЛГУ, я работала в психиатрической больнице. Потом ушла в консалтинговую фирму. Но одновременно стала оказывать психологическую помощь в антинаркотическом братстве «Новые паломники» при Коневском Рождество-Богородичном монастыре. Наверное, это можно считать моим первым опытом благотворительной деятельности.
В консалтинговой компании я познакомилась с удивительной немкой — баронессой Маргаретой фон дер Борх. Она приехала к нам изучать русский язык и случайно попала в детский дом-интернат для инвалидов № 4 (самый большой в России интернат для детей с тяжелыми задержками умственного развития — там проживает 550 воспитанников). Ей захотелось помочь этим детям. Она привлекла волонтеров из Германии.
В Европе есть такое понятие — добровольный социальный год: юноши и девушки, перед тем как идти в университет, год работают в социальной сфере — как правило, в больницах, домах престарелых, интернатах. Потом подтянулись наши волонтеры, а в 1998 году Маргарета пригласила туда и меня. Вскоре мы уже зарегистрировались как российская региональная благотворительная организация. И сразу столкнулись с нехваткой специалистов. В лежачем корпусе, где мы работали, было 150 детей. На 12 человек приходилась одна санитарка, одна сестра на 25 человек и один врач на 50. Жизнь заставила искать спонсоров, организовывать фандрайзинг. Так мы стали профессионалами.
Сейчас у нас около ста штатных сотрудников (в основном психологи, специалисты по ЛФК, логопеды, коррекционные педагоги, трудинструкторы) и больше 40 постоянных волонтеров, которые работают пять дней в неделю полный рабочий день и получают 7 тысяч рублей. Каждый год состав меняется — мы хотим, чтобы как можно больше молодых людей пережили опыт этой помощи. И еще около шестидесяти добровольцев приходят к нам по субботам-воскресеньям на пару часов. В консалтинговой фирме я получала раз в десять больше, чем сейчас. Бывает, что опускаются руки, особенно когда сильно устану или кто-то из домашних начинает искушать: ты все время на работе, получаешь копейки, а семья заброшена. Но прихожу с утра на работу, вижу больного ребенка или взрослого, чувствую, что мы им нужны, и уныние проходит. На этой работе ни на миг не сомневаешься в необходимости того, что делаешь.
СПРАВКА:
«Перспективы» возникли в 1999 году как партнер немецкой благотворительной организации Perspektiven e.V. Сегодня сотрудничество с немцами продолжается. Вместе они помогают детям с физическими и умственными нарушениями (программа «Павловск»), взрослым-инвалидам (программа «Петергоф») и семьям, воспитывающим детей-инвалидов (программа «Семейная поддержка»).