Здравствуйте. У микрофона священник Александр Лаврухин, клирик храма царевича Димитрия при 1 Градской больнице. Сегодня мы будем обсуждать тему «Разница в воспитании мальчиков и девочек». Гость нашей передачи – Ольга Львовна Стриевская.
Ольга Львовна родилась в 1966 году. Закончила французскую спецшколу и поступила на филологический факультет Московского государственного университета. После окончания Университета Ольга Львовна пошла работать в музей Андрея Рублева, а также преподавала русский язык и литературу в 91 школе, многие учителя которой впоследствии создали православную традиционную гимназию. В 1991 году Ольга Львовна вышла замуж и с 1992 года уже не работает. В ее семье 8 детей. Сначала родились 4 девочки, а затем 4 мальчика. Старшей дочке Ольги Львовны 13 лет, а младшему сыну 2 года.
Начать нашу беседу о том, как все-таки воспитывать мальчиков и девочек, когда они вместе растут в семье, хотелось бы с вопроса о лидерстве. Как вам кажется, важно ли, кто является старшим ребенком в семье – мальчик или девочка? Старший ребенок бывает обычно лидером в семье, или лидерство бывает напрямую не связано с возрастом и полом ребенка?
– Мне кажется, атмосфера семьи или, так сказать, ритм жизни зависит от того, кто вначале родился – девочки или мальчики. Я так говорю, сравнивая мою жизнь и жизнь моих друзей, у которых первые мальчики или преобладающие мальчики. И я не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы у меня сначала родилось 4 сыновей, а потом 4 дочки. Конечно, наличие старших дочек обуславливает большую мягкость и спокойствие в доме. А лидерство… Глядя на своих детей я не могу сказать, что старшие всегда обязательно лидеры. Это связано с особенностями личности ребенка. В нашей семье старшей девочке приходится, как мне кажется, больше уступать. Она старается это делать, хотя иногда очень бывает трудно. А лидерство, а мой взгляд, присуще второй девочке, и мне кажется, что это неплохо, потому что часто она, как локомотив, вывозит и других детей, требует от них больше того, чего может быть я не могу потребовать. Например, занятия музыкой и она с кем-то играет вместе, я не могу заставить заниматься, а она так скажет, что уже не послушаться нельзя.
– А то, что у вас в семье старшие – девочки не приводит к тому, что мальчики, подражая девочкам, и видя в них пример более взрослого поведения, не приобретают каких-то особенностей характера, которые все-таки должны быть свойственны мальчику. Я слышал такое мнение, что если в семье младший ребенок мальчик, а старшая девочка, то очень часто мальчик вырастает с достаточно сложным характером и ему трудно быть мужчиной. Как вам кажется?
– У нас все-таки уже четверо сыновей и атмосфера мальчишеской жизни тоже уже сформировалась. Но когда родился наш сын, у нас, конечно, были опасения, что он под влиянием четырех девочек будет таким более женственным. Наверное, девочки действительно повлияли на него, потому что у него характер более мягкий. Я иногда на него смотрю и удивляюсь: неужели бывают такие мальчики. Но это в хорошем смысле. На него больше повлияло, может быть, то, что он родился после того, как наш папа принял священный сан. Потому что когда мы крестили нашу девочку четвертую, Лизу, то наш духовник нам сказал: ну, матушек вы уже родили, теперь надо рожать батюшек. И я всегда говорила, что Алеша у нас родился по благословлению и это как-то влияет и сказывается на нем. Но девочкам самим очень интересна мальчишеская жизнь и мальчишеские игры. И иногда бывает, что старшие мне говорят: как бы я хотела быть мальчиком, а почему же я не мальчик?
– А игры мальчиков и девочек вы разделяете каким-то образом, или они у вас они играют все вместе и в ролевые игры, и девочки играют и в машинки, и в солдатиков, а мальчики играют в куклы и дочки-матери? Потому что некоторые, я знаю, считают, что это очень важно, чтобы у мальчиков были мальчишеские игры, а у девочек более специфические для девочек игры.
– Это бывает по-разному. Какое-то время они играют вместе. И это игры на 8 человек, все вместе задействованы. Это бывают спокойные игры в школу, когда все садятся за парты рядами и учителя, девочки, их обучают. Иногда это бывает больница, где все задействованы. Тут и больные, и врачи, и медсестры, и регистратура. Иногда девочки помогают и очень хотят поиграть в машинки и строят город для мальчиков. И вместе с ними играют. Вообще, мальчишеские игры и мальчишеские игрушки более интересные. И когда мы стали покупать игрушки для мальчиков, то девочки с такой завистью на них смотрели, потому что у машинок открываются дверцы. Или солдатики, исторические миниатюры, это очень интересно. Особенно раскрашивать их. Когда они начали играть в такие игры, то они сами хотят в этом участвовать. Ну, может быть, не играть в солдатики, а помогать раскрашивать. Но иногда бывает, что мальчики отдельно играют. Это живая жизнь- бывает и так, бывает и по-другому.
По уже сложившейся традиции, к передаче на тему «Разница в воспитании мальчиков и девочек» мы провели опрос родителей некоторых московских храмов. На вопрос, должно ли быть различие между воспитанием мальчиков и девочек, все родители ответили утвердительно. Половина родителей считают, что в мальчиках нужно воспитывать мужественность, им нужно читать книги о богатырях и воинах. А девочки должны быть тихими и кроткими. Поэтому книги им нужно читать совсем другие. Девочки должны заниматься рукоделием, а мальчики больше мужскими делами и помогать папе. Некоторые родители считают, что разница должна быть и в спорте. А кто-то делал акцент на наказания: мальчиков – строго, а девочек – без телесных наказаний. Одна мама нам ответила следующим образом: «Мальчики склонны к иерархичности, то есть должна быть дисциплина. Им нужно все разложить по полочкам, поэтому им нужно задать алгоритм, а дальше они сами будут ему следовать, но и спрашивать с них нужно строже. Девочки же склонны к повторению за мамой, то есть мама сама должна являть им пример. Соответственно и спрашивать с них нужно не так строго, если мама не всегда следует своим требованиям». При ответе на вопрос, что сложнее всего воспитать в мальчиках и девочках, все родители также сошлись во мнении, что в мальчиках труднее всего воспитать ответственность. Причем она должна появиться к годам 10-ти, а с возрастом возрастать, так, чтобы ко времени женитьбы семейная жизнь не оказалась бы шоком. А в девочках трудно воспитать кротость и послушание, причем поведение девочек должно быть естественным. То есть в первую очередь должно быть внутреннее целомудрие, тогда и внешне все будет естественно. Также нас интересовало, с какими проблемами сталкиваются родители в процессе воспитания и с чем это связано. Кто-то назвал любовь к церкви и умение противостоять соблазнам мира сего, ведь окружающая среда очень агрессивна. Многие же называли непослушание, лень и безответственность. Причину же всего этого родители усматривают, прежде всего, в себе самих. Самое главное – это послушание жены мужу. Ведь мама принимает основное участие в воспитании детей. Также дети должны видеть пример послушания родителей духовнику. А еще некоторые родители проблемы воспитания связывают с недостаточным временем, которое они уделяют своим детям.
– Ольга Львовна, прокомментируйте, пожалуйста, мысли, которые были высказаны в этих родительских мнениях.
– Я хотела бы сказать, что мое мнение никоим образом не является безусловным. Я могу только рассказать о том, как мы живем, о нашей семье. Можно сказать, как надо и как должно быть в идеале – мы только к этому стремимся, это наша цель, но не всегда у нас все получается. Конечно, со многими вещами я согласна. Действительно, мы должны сами, в первую очередь, являть своим детям идеал. И когда мои дети ссорятся, я им всегда говорю: посмотрите на нас с папой. Я вам могу сказать, что мы с мужем практически не ссоримся. С ним невозможно поссориться. Отец такой мягкий и смиренный человек, что он все всегда покрывает любовью. И у нас одна надежда на это, что, глядя на нас, как-то тоже будут этому учиться. Хотя между ними много ссор и это меня всегда очень огорчает, и я им всегда говорю, что самый большой для меня подарок – это любовь между вами, теплота и понимание. И, конечно, хочется в первую очередь воспитать близость. Я, конечно, молюсь царской семье и их тоже призываю, особенно девочек, посмотрите на мучениц-царевен, какая у них любовь, как они любили своего брата, и от них учитесь. Они и в благоденствии, и в гонении сохраняли эту любовь. Это для меня идеал, в первую очередь.
– Вы говорили о том, что чаще всего старшей вашей дочери приходится уступать младшим детям. А если посмотреть на остальных детей, кому больше приходится уступать? Мальчики уступают девочкам, потому что они девочки, или девочки уступают мальчикам, потому что они младше? Есть какое-то у вас правило для них, или это решается каждый раз индивидуально?
– Я стараюсь, чтобы основное правило было такое: все-таки старшие должны уступать младшим. И тогда, глядя на тебя, тот, кто младше тебя, уступит более младшему. И так далее, как по лестнице. Но и у старших должны быть какие-то свои преимущества. Младшие не должны трогать вещи старших, не должны им мешать, должны учиться уважать их. Это как-то стараешься воспитать. И если что-то сказал старший – это надо слушать, потому что он старший. Но я, конечно, стараюсь, чтобы мальчики, не дрались с девочками. А девочек учу, что драться девочке – это просто ниже ее достоинства, это вообще невозможно, чтобы девочки дрались. Но это приходится повторять многожды, каждый день, по многу раз. И учишь, и падаешь с ними, и встаешь, идешь как-то вперед. Не получается так, чтобы один раз сказать, а потом уже гладко.
Радиослушатель: Скажите, какое высшее образование нужно получать девочкам, нужно ли оно вообще? Или может им заочно учиться? И с какого возраста лучше разделять образование мальчиков и девочек?
о.Александр: Ольга Львовна, вопрос вам, как к учительнице.
– Я считаю, конечно, высшее образование хорошо бы получить. Из своего опыта я вижу, что мне очень помогает то образование, которое я получила. Филологический факультет, а тем более классическое отделение, подковывает человека по многим статьям. И, в первую очередь, можешь много дать своим детям и в учебе, и отвечая на их вопросы. Высшее образование для девочки, наверное, лучше всего подобрать по ее складу, конечно. Я бы хотела, чтобы девочки мои получили, так же, как и я, гуманитарное образование. Кто-то из них может быть, глядя на наших друзей, которые работают в реанимации, склоняется к медицине, думает, что хорошо бы служить в больнице. Им такие примеры очень нравятся. Но мальчики мои только ступают на стезю обучения, поэтому я бы не взялась заранее что-то говорить. Но вот семье, в которой я выросла, было так: у меня мама филолог, а папа математик. И вот брат стал математиком, а я – филологом. Но не знаю, получится ли у нас так же.
– Конечно, нужно думать о том, какое выбирать детям образование. И, конечно, как вы сказали, нужно как-то соотноситься с их расположенностью. Я слышал такое мнение, что старшим детям подарки должны быть более дорогие и более хорошие, потому что они старшие. Например, когда в одной семье трем дочерям покупали три разные коляски, и подруга спросила маму: а вот та самая хорошая коляска, это кому? Мама говорит: ну, конечно же, старшей. А как вы решаете эту проблему распределения подарков в семье? Ну, маленькому проще подарить подарок, а вот как распределить подарки между семью старшими детьми так, чтобы они не обиделись?
– Для меня самый лучший подарок – это книга. И я стараюсь своим детям обязательно на Рождество или на Пасху подарить какую-нибудь хорошую книгу. Если бывает трудно найти на каждого по книге, ну, не вышло хороших или достойных книг, я стараюсь купить одну на двоих и подписать, что это им вдвоем, чтобы они вдвоем читали. И далее уже какие-то подарки часто вместе дарим. Девочкам мы подарили настольный теннис, чтобы они играли, а мальчикам солдатиков. То есть какой-то один подарок, чтобы каждому был, а затем может быть более дорогой – вместе.
– Скажите, пожалуйста, Ольга Львовна, как вы решаете проблему ябедничания детей?
– Я не поощряю никакого ябедничества и стараюсь всегда начать разбираться так, чтобы показать, что тот, кто жалуется, сам и виноват. Если на него напали, если его обидели, разговаривая с ним, оказывается, что чаще всего он сам тоже виноват. Предположим, если это ссора была. А если жалуется на какой-то плохой поступок, то я первым делом спрашиваю: ведь ты видишь, что это плохо, что ты сам сделал для того, чтобы он остановился? Ты сам сказал провинившемуся о том, что это плохо? Почему ты идешь ко мне? Так, чтобы он ответственность почувствовал. Потому что иногда бывает, рассказывают действительно о чем-то плохом, о чем маме нужно знать. Но ребенок должен оценить, что плохо, а что хорошо и среагировать сам.
Радиослушательница: – Здравствуйте. Я хотела бы сказать по поводу воспитания девочек. Я тоже выросла в многодетной семье. Нас было четыре девочки. Мы с моей сестрой младшей погодки, но мы с ней беспрерывно, все время дрались. Мама из-за нас очень сильно переживала: почему же вы, девочки, все время деретесь? Мы, конечно, не царапались, не кусались, а драки были такие, кто кого победит. И я считаю теперь, когда прошло много времени, что это даже пошло нам на пользу, потому что я выросла физически более выносливой, сильной. И не только физически, но даже и морально. Хотя она была младше меня, но она была сильнее меня, крупнее и выше и мне всегда хотелось ее победить. И это у меня так и осталось навсегда. А вот мой сын, он вырос довольно-таки инфантильным, потому что он один и ему не с кем было драться и самоутверждаться. Даже за счет сестры или брата.
– Я могу сказать, что тоже в детстве дралась со своим братом и жаловалась на него. И мой папа говорил, «Я вам повешу в комнату свой костюм, к нему ходите и жалуйтесь друг на друга». Но в какой-то момент произошло перерождение. Мы необыкновенно близки с моим братом и очень любим друг друга. Несмотря на то, что и у него большая семья, пятеро детей, и у меня, мы живем очень близкой жизнью, абсолютно единомысленной, не знаю, повлияли ли наши драки на это. Но когда драки, какое-то состязание может быть – действительно, кто кого. Вот мальчики мои, они борются. Я вижу, что это не драка, а какое-то упражнение в силе. Я только слежу, чтобы это не было чревато какими-то увечьями, ушибами, чтобы они умело это делали. Но когда это со злобой, я очень расстраиваюсь. Они быстрее отходят от этого, чем я.
– Конечно, нужно разделять борьбу и драку. Мальчики не могут, наверное, не бороться. Это их естественное состояние. Они могут и чем-то другим заниматься, но должны и бороться, и состязаться в силе и ловкости. Только злобы не должно быть.
Вы заговорили о близости между вами и вашим братом. Между вашими детьми, между какими-то из них, существуют ли какие-то особенные близкие отношения? И с чем это связано больше – с их возрастом, с полом? Или это совершенно с этим не связано и личные отношения между ними не подчиняются такой структуризации?
– Долгое время мне казалось, что моих детей можно разделить по парам. Первые две девочки, потом следующие две девочки. Они между собой, может быть, по интересам были ближе. Но с течением времени отношения между ними стали более сложные. Действительно, тут присутствует доля какого-то соперничества. Мне посоветовали их поселить в комнаты наоборот: старшая со средней, через одну. И я действительно увидела, что у них какая-то близость по настрою что ли, по темпераменту, в таком сочетании. И взаимоотношения стали лучше. Девочка наша, четвертая, Лиза, она очень дружна с Алешей, старшим мальчиком и между ними трогательные всегда были отношения. Может быть, повлияла близость их возраста. На них всегда приятно смотреть, как они вместе общаются. То есть не могу сказать, что между ними ровные отношения. Они отличаются. Кто-то больше дружит, кто-то меньше. Но в основном они все-таки дружные дети.
– Наверное, когда так много детей, этой проблемы уже не возникает а, например, в моей семье – сейчас у меня три сына – она есть. Мы лето проводим с нашими родственниками, у которых дочь – ровесница моего старшего сына. И когда мы живем в Москве, то старший сын со средним дружат, они общаются постоянно. А когда они оказываются летом на даче и живут с двоюродной сестрой, то средний сын оказывается как бы третьим лишним и из-за этого он расстраивается постоянно, капризничает. У вас такой проблемы не возникает, что кто-то остается за бортом игр, общения части детей?
– Иногда бывает. Конечно, когда появляются какие-то друзья внешние, то иногда подруга старшей вдруг дочери больше дружит со средней. У нас, слава Богу, много друзей, поэтому как-то восполняется. Но иногда бывают друзья, которым удивительным образом удается поддерживать дружеские отношения со всеми. Это конечно редкостные черты характера.
Действительно, когда много детей, как-то одни проблемы смягчаются, зато возникают другие. Если ты идешь по этому пути, что-то разрешается само собой. Конечно, Господь помогает.
Радиослушательница: – Я хотела бы поделиться своим опытом. Мои дети уже взрослые, у меня есть сын и дочь. Конечно, существует разница в воспитании мальчика и девочки. И все-таки, когда сын вырастает, то он, в отличие от дочери, которая всегда близко к маме, бывает, не навещает нас, не рассказывает нам ничего. В этом виноваты мы, матери, сами. Когда они маленькие, мы часто их одергиваем, когда они к нам тянутся, попрекаем: что ты как девчонка, что ты на колени лезешь. Мой сын, вот сколько ему надо было, столько на коленочках у мамы и сидел. Это иногда было даже поводом для шуток бабушки, она говорила: «о, мамина фюфелька». Ничего, и за руку столько ходил, сколько ему надо было. Зато ему сейчас 20 лет, он высокий, сильный, мужественный, но все равно – «мамочка», все равно – «мам, посиди со мной», когда я его кормлю, когда он приходит с работы. Ему хочется что-то рассказать. И у нас душевные, очень теплые отношения. И с дочкой тоже. У нас, женщин, мам, нежность должна быть к мальчикам. Пускай папа будет строгим, а мама мягкая. И главное, чтобы она всегда откликалась, чтобы она рядом была.
– Удивительные слова. И я полностью с вами согласна. Я сама тоже иногда, когда много дел и дети теребят во все стороны, тянут, усилием воли себя заставляю: остановись, ведь ты им нужна и потрудись ради них. И когда удается всю себя отдать, такое чувство прекрасное, что ты не тяготишься детьми. А что касается нежности с мальчиками, то я считаю, что мальчики порой даже более ласковые, чем девочки. Они как-то больше понимают, больше жалеют. Может быть даже, хорошо ли говорить, но у мамы с девочкой более сложные отношения, женская вредность что ли. И женское соперничество. От моих сыновей какая-то особенная ласковость исходит. Так вот и думаешь, вот он вырастет, будет большим дядей с усами и его уже не поцелуешь. А пока маленький, с ним можно быть близкой.
Радиослушатель: – Я хотел бы, прежде всего, поблагодарить Господа Бога, что есть такие люди, как ваш супруг, отец Константин, и вы, и ваши дети, ваша семья, потому что это нам, православным, назидание. Я вам хотел задать вопрос о культуре взаимоотношений между детьми и со взрослыми в семье. В частности, вот я знаю, если позвонить в вашу семью, то дети не просто ждут, когда представишься, а сами говорят: здравствуйте, это Аня. Это очень удивительно и приятно, у меня не так: когда моей дочери звонят, я говорю – а почему вы не представляетесь, дети? И хочу спросить, как вы этого достигаете, специально обучаете или это у вас в связи с тем, что весь образ жизни такой евангельский, поэтому это как-то само собой происходит?
– Мне даже неудобно такие слова слушать. Просто, когда 8 человек детей и берет кто-то трубку и не скажет, кто это, – я сама попадала в такие ситуации, – начинаешь перечислять: это такой-то? – нет. Это такой-то? – нет. Это трудно бывает.
Я не могу сказать, что я учила этому специально, но, может быть, они смотрят, как я говорю по телефону и тоже учатся этому. Детки, конечно, должны быть воспитанными. По телефону они, может быть, и здороваются, а вот когда к нам приходят гости, то не всегда их похвалишь за то, что они сразу представляются, здороваются. Входят гости – должны поздороваться. Это необходимая вежливость. Тут приходится работать над этим.
– Скажите, пожалуйста, как вы думаете, нужно ли улаживать возникающие споры между детьми или как ваш отец, который предлагал плакать в его костюм, предоставлять им разбираться самим?
– Мой папа был ученым, математиком и он был выше всех таких сфер домашних. Может быть, поэтому он так говорил. Но я вообще улаживаю ссоры и за этим наблюдаю. Даже если дети в комнате, а я на кухне, то я ухом слушаю градус накала и если что, я слышу: так, сейчас ко мне придут и дальше надо будет реагировать. И, в первую очередь, если кто-то приходит, особенно маленькие с безудержным плачем, с горькими слезами, я всегда говорю: так, успокойся, сначала расскажи мне, что произошло. И в процессе этого рассказа он успокаивается, затем вдруг обнаруживаются какие-то умолченные детали, что и он сам был виноват. Ну, пойдем разбираться. И мы идем, и дальше я говорю: «Сейчас я очень строго накажу, сейчас я собак спущу». И дальше начинаю разбираться с другой стороной. И там тоже оказывается, что и плачущий был виноват. Но они должны иметь инстанцию, которой рассказать о своих горестях. Иногда я посылаю старших детей: там ссора, иди, разберись, что там. Это как бы такое задание воспитательное все-таки, надо пойти, узнать и желательно помирить, потому что нет больше награды, чем помирить ссорящихся. Но не всегда это, конечно, получается.
– Есть такое мнение, что мальчикам лучше заниматься спортом, а девочкам – музыкой. Как вы считаете, в тех дополнительных занятиях, которые посещают дети, помимо школы, должно быть какое-то различие? И делаете ли вы это различие, чем вы руководствуетесь?
– Я могу сказать, как у нас в семье получилось, что у нас 4 девочки постепенно, одна за другой, стали учиться музыке. И когда уже Алеша, старший мальчик, подошел к возрасту, мы тоже его отдали учиться музыке, а за ним и второй мальчик тоже пошел учиться музыке. То есть у нас уже такая колея создалась, и я задаю себе вопрос: надо ли всех учить музыке. Но, все-таки, вспоминаю, что раньше, до революции обучение музыке входило в минимум образования. Я понимаю, что музыка необыкновенно много дает человеку и вижу по ним, что это формирует и характер. То конкретное задание, которое им дается. Ведь надо каждую вещь довести до конца, подготовиться к концерту. Это очень воспитательно. Поэтому тут и мужские черты характера тоже, мне кажется, формируются. Со спортом у нас более натянутые отношения, хотя в нашей традиционной гимназии необыкновенный учитель физкультуры, горячий и деятельный человек. И девочки мои с огромным удовольствием у него занимаются. И вчера как раз их команда вышла на городское первенство.
Иногда бывают трения между музыкой и спортом. Но мы стараемся это как-то разрешить, чтобы ни одна сфера не была ущемлена. Спортивная жизнь нашей семьи больше, может быть, возложена на нашего папу, который редко бывает дома, но даже в свое отсутствие часто звонит по телефону и спрашивает: «Алеша, ты отжался?» – и требует, чтобы он тут же отжался или какие-то выполнил спортивные упражнения. Ну а летом, когда мы на Волге отдыхаем, то это, в первую очередь, плавание и опять же жизнь в нашем лагере православном, где спорту очень много места уделяется. А старшая дочь посещает секцию волейбола и с огромным удовольствием занимается. Но таких специальных внешкольных спортивных занятий у нас нет. Времени не хватает. В других семьях, я знаю, по-разному. Может быть, это зависит от темперамента наших мальчиков, которые, как мне кажется, довольно спокойные. Бывает, я знаю, что надо обязательно нагружать мальчишек, чтобы не было сил как-то вправо-влево шагнуть.
– Ольга Львовна, вы растите четырех девочек. Как вы считаете, насколько важен порядок в доме? Потому что, конечно, если семья многодетная, то поддержание порядка занимает массу сил и времени и возникает такая дилемма – то ли поддерживать порядок, который помогает детям и они, видя порядок, по-другому себя ведут и тоже начинают любить порядок. А, с другой стороны, если все время заниматься наведением порядка, то тогда не останется времени на то, чтобы с детьми позаниматься чем-то, пообщаться с ними непосредственно. Как вы для себя решаете эту проблему?
– Конечно, порядок в семье и в доме очень важен. И я тружусь над ним все время. И девочек, конечно, учу. Но не только девочек, порядок должны и мальчики поддерживать. Они должны уметь и свои игрушки содержать в порядке, комнату свою убирать. И вечером у нас такой обязательный момент – это уборка комнаты, нельзя лечь спать в грязной комнате. И вначале мальчикам помогают девочки. Я говорю: вот вы свою комнату убрали, теперь быстро идите и помогайте мальчикам. Как же, они должны видеть вас убирающихся, тогда они сами научатся. И вот я вижу, они действительно учатся. И со шваброй убираются, и с совком, и веником. Им нравится вдруг закрыть дверь и сказать: «Мама, мы сейчас все разбросаем». И я понимаю, что там будет что-то такое происходить. И вдруг оказывается, что это сюрприз, все убрано. Но иногда бывает нужно очень много раз сказать: «Друзья, уже пора убираться», а они все продолжают играть. У меня у самой нет такого концептуального подхода к порядку. Некоторые люди умеют очень четко все разложить, придумать, как рациональнее. У меня этого нет и я от этого очень страдаю. Конечно, хотелось бы, чтобы мои дети научились, правильно организовывать жизнь в доме. Это, конечно, влияет на внутренний мир человека, такой внешний порядок.
– Существует такое мнение, что девочки учатся лучше, чем мальчики. В вашей семье как? Вы чувствуете разницу в том, как дети справляются с учебой. Хотя, конечно, ясно, что у вас девочки старше, а мальчики младше, у мальчиков проблем, может быть, меньше с учебой возникает. Но в целом как вам кажется?
– Да, мне пока еще не открылась вся полнота трудностей с учебой мальчиков. Но когда уже подходил Алеша к школе, я с трепетом к этому готовилась, потому что знала об этой особенности, что мальчикам труднее учиться. Но и девочки мои тоже по-разному учатся. Это зависит от черт характера и особенностей. Старшие торят дорогу для младших и показывают планку, к которой нужно стремиться. Стараются все хорошо учиться, но не все получается. И, в первую очередь, с чтением какие-то проблемы.
– А как вы относитесь, когда ребенок приносит из школы плохую отметку? Что вы делаете в этом случае – ругаете?
– По-разному. Оценки бывают разные. Бывает, я вижу, что в чем-то моя вина, предположим. Или, может быть, это усталость сказалась на оценке. Или он забыл вовремя о заданном задании. Но я показываю, что он меня расстроил очень этой оценкой. И, в первую очередь, спрашиваю: «Есть плохая оценка, а как ее исправить?» Потому что мне кажется, что над любой плохой оценкой надо работать, чтобы ее исправить. Но иногда бывает, что и ругаю, потому что это бывает лень просто. Не сделал – и за это конечно надо поругать и может быть наказать.
– Вы как-то разделяете книги, которые вы читаете с девочками и которые вы читаете с мальчиками? Есть ли какие-то книги, которые вы читаете только с девочками?
– Девочки у нас уже подросли и они сами читают. И сейчас уже действительно начинается пора девичьих книг или романтических повестей для девочек. Я думаю, что мальчики этого читать не будут. Но что касается военных книг, то у меня девочки очень любят читать книги о войне. И с удовольствием сами читают мальчикам, и вместе с ними перечитывают. Или классика, то, что необходимо знать каждому человеку, независимо от того, мальчик он или девочка. Вот Жюля Верна мы читали с девочками, а затем с мальчиками с таким же удовольствием.