26 октября 2012 года принц Майкл Кентский посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Его Высочество побывал в Покровском соборе, музее прмц. Великой Княгини Елизаветы Федоровны и детском саду для детей-инвалидов.
На крыльце Покровского собора принца и его личного помощника Майкла Чанса встречали по русскому обычаю хлебом-солью. Гость смотрел вокруг и не мог сдержать удивления.
– Здесь все другое, – сказал он, здороваясь с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном. – Когда я приезжал, тут была стройплощадка, а теперь…
– Здесь теперь все такое же, каким было при Великой Княгине Елизавете Федоровне, – ответил владыка.
– Очень большая радость снова побывать здесь и увидеть все своими глазами. –
Его королевское высочество принца Кентского Майкла сестры Марфо-Мариинской обители встречали у входа в Покровский храм
Точность — вежливость королей. Принц Майкл прибыл точно в запланированное время
Начальница обители инокиня Екатерина (Позднякова) встретила принца по русской традиции хлебом и солью
В храме принца приветствовал епископ Смоленский и Вяземский, Пантелеимон
Дети из Свято-Елизаветинского приюта, находящегося в обители, исполнили песню
Услуги переводчика поначалу не понадобились. Гость изъяснялся по-русски, епископ Пантелеимон отвечал ему по-английски. Принц Майкл достаточно часто посещает Россию и неизменно подчеркивает, что в его жилах течет изрядная доля русской крови. Он – внучатый племянник царя Николая II и дальний родственник св. прмц. Елизаветы Федоровны. В свое время он принял вместе с другими родственниками Великой Княгини — герцогом Филиппом Эдинбургским, наследным принцем Великобритании Чарльз Уэльский, принцем Баден-Баденским Людвигом – принимал участие в возрождении Обители милосердия.
Затем принц Майкл осмотрел Покровский храм и знаменитые росписи его интерьеров кисти Михаила Нестерова
У раки с мощами св. прмч. Елисаветы принц поставил свечи
Из храма делегация прошла в мемориальный музей — комнаты в которых жила святая настоятельница Марфо-Мариинской Обители Великая княгиня Елизавета Феодоровна
В храме английского принца приветствовали девочки из Свято-Елизаветинского детского дома, которые спели высокому гостю осеннюю песенку. На принца Майкла произвели большое впечатление росписи Покровского собора работы В.Нестерова.
Владыка Пантелеимон и настоятельница Марфо-Мариинской обители сестра Екатерина провели гостя к раке с частицей мощей св. прмц. Елизаветы Федоровны. Сестра Екатерина рассказала о двух завещаниях Великой Матушки, ее пожелании быть похороненной на Святой Земле, а также о том, что впоследствии она говорила о том, что хочет покоиться в Марфо-Мариинской обители и существует даже место, приготовленное для ее погребения. Вспомнили о мученической кончине членов царской семьи, о том, что останки Великой княгини пришлось вывезти в Харбин, дабы спасти от поругания… Принц Майкл спросил, где находится Алапаевск, далеко ли это от Екатеринбурга. Перекрестившись, он поставил свечу к иконе святых царственных страстотерпцев.
Экскурсию по музею провела начальница обители инокиня Екатерина
Принц Майкл заинтересовался фотографиями, где запечатлен визит августейшей семьи в Марфо-Мариинскую обитель
Интерьеры приемной, где Великая княгиня принимала царскую семью и представителей русской и европейской знати, были восстановлены в точности по старым фотографиям
Августейшая семья — святые страстотерпцы царь Николай II с супругой Александрой Федоровной — в приемной у прмч.Елисаветы
На старых фотографиях английских родственников св.прмч.Елисаветы принц Майкл нашел свою прабабушку — английскую королеву Викторию
Среди экспонатов — чудом сохранившийся рояль Великой княгини. Рояль никогда не покидал стен обители
Возможно, что надпись ELLA на крышке рояля сделана рукой св.прмч.Елисаветы
Обычно ее сравнивают с подписью на этой фотографии
Молельная комната св.прмч.Елисаветы
В завершении визита принц Майкл посетил действующий в обители детский сад для детей-инвалидов
На прощание епископ Пантелеимон подарил принцу альбом с фотографиями св.прмч.Елисаветы и архивными фотографиями обители
После этого гостей провели в музей. Поднимаясь по лестнице в покои первой настоятельницы, принц Майкл не переставал удивляться происходящим переменам («Полное преображение! Здесь все было в лесах!») и сразу же поинтересовался: «А где рояль?». Он запомнил инструмент по первому своему визиту в обитель. Это – единственная вещь, которая сохранилась здесь с дореволюционных времен. Все остальное в покоях Елизаветы Федоровны тщательно, дотошно восстановлено по старым фотографиям и описаниям – вплоть до мельчайших деталей люстры в приемной (посчастливилось найти тот самый завод, изготовивший ее сто лет назад) и войлока, которым совсем не в духе XXI века утеплили стены. Здесь ежедневно бывает по две регулярные экскурсии, посетить экспозицию может и любой человек, зашедший в обитель. В приемной Елизавета Федоровна проводила большую часть времени, здесь она принимала сестер, которые подавали ей записочки с просьбой об аудиенции во время трапезы.
В комнате с роялем принц Майкл задал вопрос, возрождается ли традиция проведения в обители музыкальных салонов, заложенная Елизаветой Федоровной.
– Традиция возродилась, – улыбнулась сестра Екатерина. – Как раз сегодня вечером будет очередной концерт. А на наши летние концерты в саду приходит по несколько сотен человек.
– Праздник «Белый цветок» тоже проходит здесь? – спросил его высочество, который, как нам стало известно, проявил большой интерес к идее возрождения благотворительного праздника, который проводили в России с 1911 года благодаря покровительству царской семьи. В год столетию первого «Цветка» праздник был вновь проведен в Марфо-Мариинской обители.
– Обитель – одно из немногих мест в Москве, которое напрямую связано с царской семьей, – объяснил владыка Пантелеимон, – поэтому праздник проходит здесь. В этом году – уже второй раз.
В музее принца больше всего интересовали старинные фотографии. Некоторые из них он никогда не видел, а ведь изображенные на них члены королевских и царских фамилий – его родственники. «Интересно, всех ли я знаю, – проговорил принц Майкл, подходя ближе к фотографии в комнате, одна стена которой занята портретами английских родственников Елизаветы Федоровны, другая – русских. – Вот кайзер, вот королева Виктория…»
Рассматривая дореволюционный снимок Марфо-Мариинской обители, принц Майкл обратил внимание на еще не разрушенный храм Христа Спасителя на горизонте. Он вспомнил, как посещал Россию, когда храм только начали восстанавливать:
– Я был очень тронут тогда, – сказал Его Высочество – Это был символ возрождения России, отчетливое послание для всех, видимый знак, того, что вера здесь никогда не умирала.
– А восстановленная Марфо-Мариинская обитель, – ответил ему епископ Пантелеимон, – видимый знак возрождения милосердия в России. Здесь есть медицинский центр, детский дом для девочек, группа дневного пребывания для детей-инвалидов…
Туда, в детский сад, и отправился в завершение экскурсии гость. В память о встрече ему подарили икону прмц. Елизаветы Федоровны и альбом со старыми фотографиями, в том числе и его родственников.
Посещение принцем Майклом Марфо-Мариинской обители было связано с грядущим в следующем году празднованием 400-летия Дома Романовых, сейчас как раз идет подготовка к его организации. Не исключено, что одним из центральных событий торжеств в Москве будет благотворительный праздник «Белый цветок», который станет еще масштабнее и многолюднее.