Мамы спасают пьющих сыновей

“Общество мам пьющих сыновей” – так можно было бы назвать созданную шестью мамами организацию, чья основная миссия – “из болота тащить бегемота”

Проблема алкоголизма, разрастающаяся подобно раковой опухоли по карте России, особенно «благополучно» себя чувствует в провинции. «Здесь, кроме того, что пить – делать нечего. Работы нет, перспектив никаких, заняться нечем…» – так обычно звучит дежурное оправдание для регулярного бытового пьянства. Шестеро матерей из города Суворов Тульской области объявили войну такому положению дел. «Общество мам пьющих сыновей» – так можно было бы назвать недавно созданную организацию, чья основная миссия – «из болота тащить бегемота». То есть – взрослого человека, медленно засасываемого трясиной болезни под названием «алкоголизм».

С семнадцати лет – с трудными детьми
Вообще-то, фактически эта организация было создано не так уж и недавно. Просто процесс регистрации занял несколько лет. Зато теперь у Суворовской районной общественной организации Тульской области есть официальный статус – «Информационно-координирующий центр по оказанию помощи семьям, страдающим от алкогольной и наркотической зависимости «Возвращение в жизнь». Есть шестеро активистов, есть поддержка врачей, мировых судей и даже участковых милиционеров. Есть желание, возможность и навык помогать. Есть те, кому нужна такая помощь. Собственно, это и все, что есть – больше нет ничего. Нет денег, нет помещения, нет материальной поддержки со стороны местных властей.

Общественная жизнь основательницы этой организации Татьяна Мухаметдинова началась много лет назад, когда она вступила в «Союз подростковых объединений» в родном городе Нерюнгри, что в Якутии. Тогда 17-летней девушке поручили заниматься трудными и брошенными детьми, которых она, вместе со своими коллегами по Союзу, «навещала» по подвалам, вокзалам и домам родителей-алкоголиков. Времена были сложные – и дети тоже были непростыми. Их собирали, кормили, отмывали, лечили и перевоспитывали, рассказывая о том, что есть еще и другая жизнь. Нормальная человеческая жизнь.

Позже Татьяна Леонидовна была вынуждена переехать с семьей в Бурятию, на станцию Гусиное озеро. Семья жила в основном за счет продажи рыбы – этот промысел был чуть ли не единственным источником дохода в этом населенном пункте. И здесь же началась череда трагических событий в их жизни.

Сын Татьяны Леонидовны Руслан женился, но семейная жизнь не складывалась. Невестка начала серьезно выпивать.

– Мой сын при этом страсти к алкоголю не испытывал, – рассказывает Татьяна Мухаметдинова, – но Ольгу (жену – прим.авт.) очень сильно любил, пытался на нее повлиять – но все без толку…

В семье на тот момент уже был один ребенок – Славик, которому сейчас уже исполнилось 17 лет. Пришла пора рожать второго ребенка – но Ольга стала настаивать на том, чтобы сделать аборт. Слава Богу, ее отговорили, но девочка родилась сильно недоношенной. Через два-три дня после родов ребенок сильно заболел, но чудом остался жив. После девяти дней нахождения в реанимации девочка пошла на поправку. Все это время Татьяна Леонидовна день и ночь молилась о здоровье внучки, вместе с нею – священники православного храма в Бурятии, прихожанами которого семья давно уже являлись. Девочка выздоровела. Ее назвали Мария, сейчас ей уже десять лет.

Позже семья переехала в Тульскую область, в Суворов. Но и здесь алкогольные пары и запах перегара на кухне и в квартире – по-прежнему являлись каждодневным фоном жизни. В это время уже и сын Татьяны Леонидовны не выдержал – начал пить. Супруги вместе с детьми начали снимать отдельную квартиру, в которую однажды и нагрянули местные органы опеки и попечительства. Не долго думая, они лишили родительских прав Руслана, подливая тем самым еще больше масла в огонь. К слову, сотрудников опеки на весь Суворовский район – всего три человека. Как при таком количестве сотрудников реально уследить за семьей, чтобы принять действительно правильное и благое для детей решение?

Супруги развелись, но через какое-то время вновь возникла попытка соединиться. Руслан наконец осознал всю чудовищность ситуации – и волевым решением отказылся от спиртного. С этого момента и начинается его воцерковление – и серьезная, честная работа над собой. Его мама, Татьяна Леонидовна, была главным помощником и домашним «поводырем».

– Сын очень сильно изменился, – рассказывает она, – мы вместе с ним ходили в храм, читали Евангелие, думали о нашей жизни. Его было просто не узнать. Я думаю – Господь открыл ему глаза тогда для того, чтобы он научил нас по-настоящему любить.

Спустя некоторое время Руслан пропал без вести. Его тело нашли 14 мая 2010 года на местном водохранилище. Почему-то в спешке признали его неопознанным, похоронили на «безымянном» кладбище в деревне Платовка. Спустя время Татьяне Леонидовне удалось разыскать эту могилу и теперь она не безымянна. Это единственная могила в Платовке, на которой установлен православный крест.

Редактор, врач, библиотекарь…
После этого случая Ольга очень сильно испугалась. Она вернулась к своей матери за пределами Тульской области, оставив детей Татьяне Леонидовне. Связь при этом не теряет и, возможно, когда-нибудь вернется.

– У нас ужасные истории в городе творятся, – рассказывает, глотая слезы, Татьяна Леонидовна, – вот, например, парень повесился, ему не было еще и двадцати. Другому было 15 лет, он клеем обдышался. Как, Слав, сказали – от чего он умер?…

17-летний внук Татьяны Мухаметдиновой Вячеслав зашел поставить чайник на кухню, где проходит наша беседа.

– Отек легких, – парень быстро, глядя в пол, озвучивает заключение экспертизы. Погибший был его приятелем…

– Таких бед очень много по районам, – продолжает Татьяна Мухаметдинова, – и спасти их может только Господь и материнская любовь. Они ведь часто просто никому не нужны – с многими из них никто давно по-человечески и не разговаривал. Их все сторонятся. Никто ими не занимается. Лежит такой на улице – так ведь либо пройдут мимо, либо пнут ногой, либо про себя выругаются. А к ним подходишь, поговоришь, спросишь что-то про жизнь – человек разрыдается, как ребенок. И ты понимаешь – живой ведь человек, не безнадежный. Просто очень сильно заблудился…

В общем, группа матерей из Суворова решила с этим что-то делать. Они создали «Возвращение в жизнь» – группу инициативных матерей, решившихся протянуть руку помощи не только алкоголикам, но и наркозависимым. У каждой здесь – своя история, свой опыт. У кого-то – менее трагичный, чем у Мухаметдиновой. Но у каждого – свой, прочувствованный, на своей шкуре испытанный. И у многих – с хорошим концом.

В «обществе мам пьющих сыновей» есть библиотекарь, есть редактор местной газеты, есть врач. Главная их задача – открыть пьющему человеку глаза. Вылечить его, воцерковить, поставить на ноги. Духовником этой организации является игумен Анатолий (Берестов). Также организация плотно общается с протоиереем Григорием Фроловым, который служит в Свято-Богоявленском храме села Мишнево Суворовского района Тульской области.

Однако чтобы нормально функционировать, нужно соответствующее помещение. Да много чего нужно. Нужна кухня, столовая. Нужны места для коек (хотя бы десять), где врачи могли бы оказывать помощь. Нужна душевая комната. Нужна хоть какая-нибудь условная «библиотека» – где люди могли бы собираться, беседовать друг с другом, где могли бы встретиться с батюшкой. Ничего этого сейчас нет. Местные власти предложили организации помещение рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Васильевском, который недавно начали восстанавливать. Но помещение это, мягко сказать, в аварийном состоянии. Не подходит оно для реализации всех планов, а их – громадье.

Методика «умной зарплаты»
Во-первых, «мамы пьющих сыновей» разработали следующую уникальную методу. Врачующийся в организации реабилитант, еще не совсем покончивший с пороком пьянства, при помощи организации находит работу. Организация договаривается с работодателем о том, что зарплата будет выдаваться не на руки, а организации, для этого заключается специальный договор не с работником, а с организацией. А уже из организации деньги будут выдаваться реабилитанту, но строго по потребностям. Делается это для того, чтобы «обжигающая карман» зарплата не стали причиной срыва и дальнейшего запоя. Это абсолютно законный метод.

Также есть идея и огромное желание расширяться. Аналогичные организации нужно создать во всех районах Тульской области, ее участники должны поддерживать друг с другом постоянную связь. Если вдруг угораздит подопечного попасть в передрягу не в родном городе, а в другом – помочь ему из этой передряги выбраться. Для этого, разумеется, нужна поддержка районной милиции.

К слову, инициативу создания такой организации с большим энтузиазмом поддержал местный мировой судья. «Мамы пьющих сыновей» активно общаются с суворовским наркологическим отделением местной больницы, со службами наркоконтроля. С центром реабилитации несовершеннолетних. С участковыми суворовскими милиционерами. С органами опеки.

Татьяна Леонидовна листает пухлую от загнутых страниц записную книжку. Каждый сложенный треугольником лист в ней – чья-то судьба, балансирующая между жизнью и «недожизнью». Тяжелых реабилитантом на сегодня у нее – 18 человек. Это те, с кем она общается постоянно, с кем созванивается, к кому приезжает, кому привозит лекарства, кому вызывает скорую. Для них она – мать. Благодаря ей они, дай Бог, родятся заново. Научатся жить заново. И, возможно, научат чему-нибудь и нас. Как научил Татьяну Леонидовну ее погибший сын Руслан.

Дмитрий БОРИСОВ


Суворовская районная Тульской области Общественная организация «Информационно-координирующий центр по оказанию помощи семьям, страдающим от алкогольной и наркотической зависимости «Возвращение к жизни»
Номер счета 40703810901070000445
БИК 047003715
Кор. счет 30101810400000000715
Наименонание банка: Тульский РФ ОАО Россельхозбанк г. Тула
ИНН банка 7725114488
КПП банка 710743001

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?