Майор – просто человек?

Сотрудник полиции насмерть сбил ребенка и попытался уйти от ответственности. Фильм «Майор» рассказывает о том, какие человеческие истории могут скрываться за фразами криминальных сводок

Сюжет нового фильма режиссера Юрия Быкова «Майор» прост – сотрудник полиции насмерть сбил ребенка и, чтобы уйти от ответственности, попытался, что называется, использовать административный ресурс. О том, какие человеческие истории могут скрываться за фразами криминальных сводок и о личном выборе между добром и злом, рассказывает картина, уже ставшая призером нескольких престижных фестивалей. Наш корреспондент побывал на предпремьерном показе.

Фильм Юрия Быкова был представлен в рамках мультимедийного проекта «РИА-Арт», российская премьера еще впереди. После показа состоялось обсуждение картины с участием творческой группы фильма и продюсера, главы киностудии «Рок» Алексея Учителя.

Снимался фильм на родине режиссера, в Новомичуринске в Рязанской области, поэтому выбор натуры для съемок не занял много времени. Новомичуринск – город без традиций, с 45-летней всего историей, стал для автора квинтэссенцией России. Нестоличной, настоящей России, в которой все и происходит.

Эта картина также уже была показана в Каннах в рамках «Недели критики», и стала призером нескольких фестивалях: участвовала в «Кинотавре», российской программе ММКФ, а в Китае, на Шанхайском международном кинофестивале победила сразу в трех номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучшая музыка к фильму». Еще две награды – «За лучшую операторскую работу» и приз зрительских симпатий «Майор» получил на международном фестивале молодого европейского кино «Voices».

Юрий Быков в фильме выступил в нескольких качествах – автора сценария, режиссера и актера, сыгравшего одну из главных ролей. Автор сценария рассказал о том, что изначально хотел сделать главного героя бездушным монстром, не вызывающим сочувствия, но позже намеренно придал ему человеческие черты. Слоганом фильма стала фраза: «Майор – просто человек». Он «просто» человек, которому своя рубашка ему ближе к телу, а семья дороже, чем исполнение закона. Должностные преступления в фильме совершают обычные люди, неплохие, в сущности, парни, которые и сами от своих дел отнюдь не в восторге. Мотивы героев понятны, и оттого смотреть картину еще страшнее. В фильме Юрия Быкова нет запредельных сцен и нечеловеческой жестокости, но сама его атмосфера угнетает больше, чем любой фильм ужасов.

События фильма занимают один день, с рассвета до сумерек. Некоторые зрители поставили динамичность действия автору в упрек, но он признался, что тратить время на «хождения» героев и панорамы пейзажей ему попросту жалко, по его разумению динамики не бывает слишком много: «На самом деле мы более эмоциональная нация, чем принято думать». Герои фильма доказывают этот тезис в полной мере, актеры эмоциональны даже в статике, «просто кадров ни о чем» в фильме нет.

Фильм смотрится на одном дыхании, скучать некогда. Разбуженный ранним звонком, майор милиции Сергей Соболев спешит к жене в роддом, и, нарушив правила, сбивает на трассе возле автобусной остановки семилетнего мальчика. Зритель не знает еще рода занятий героя, но в тот момент, когда он деловито закрывает в своей машине рыдающую мать, и, достав мобильник, принимается «решать вопрос», становится страшно.

Майор – «всего лишь человек», у него – семья, а за ним – административный ресурс. Для его коллег, «решающих вопрос», ситуация предельно проста – погибшего ребенка им жалко, но его не вернешь и товарищи майора, принимаются за рутинную и привычную работу по вытаскиванию «своего», руководствуясь двумя тезисами: «Надо, чтобы в городе было тихо», «подпишет – суда не будет».

Динамика фильма держит в напряжении, и зритель ждет разрешения конфликта. Зритель надеется, что автор даст героям выход, но его нет. Юрий Быков признался, что лейтмотивом сценария стал для него фильм Владимира Бортко «Единожды солгав». С момента, когда герой приступает нравственные нормы, пути назад нет.

Юрий Быков: «Кино – это не философская доктрина, не учебник морали, этики и нравственности. Нам важно точно запечатлеть то время и ту систему координат, в которых мы живем, те правила, по который мы общаемся».

По словам автора фильма «Майор», после триумфального шествия по фестивалям картина уже закуплена для проката во Франции. Иране, Греции и Бразилии.

Фильм, безусловно – талантливый, актеры играют прекрасно, оператор выше всякой критики, а музыкальное сопровождение необычно и интересно. Но главный ужас фильма состоит в том, что схема, показанная в этом кино, легко проецируется на ситуации нашей жизни. Ведь вместо сотрудника полиции можно представить врача или чиновника, который является шестеренкой в механизме, обеспечивающем в городе «тишину» и «порядок». Как сказал Алексей Учитель: «Мы смотрим не на полицейского, который безобразен, а на самих себя».

По словам Юрия Быкова, выбор, подобный тому который совершает на наших глазах майор, стоит перед каждым из нас: «Ты идешь по улице, видишь – бьют человека. Пройдешь мимо – будешь подлецом. Заступишься – очень вероятно, что ляжешь на асфальт с ним рядом».

Автор фильма рассказал, что после фестивального показа к нему подошла женщина и сказала: «Спасибо Вам. Мой сын – майор милиции, именно так он бы и поступил». По словам Юрия Быкова в этой фразе было не только узнавание, но и упрек за то, что лишний раз напомнили.

В кино нам хочется ярких красок и хеппи-энда. Не в зеркало же за свои деньги смотреть! Но возможность сделать это у нас будет – фильм Юрия Быкова «Майор» выходит в российский прокат 8 августа 2013 года.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?