Люди, которым сложно сказать «Нет»

Четвертый месяц при Комиссии работает группа добровольцев. На сегодняшний день у нас уже 158 добровольцев. И каждое воскресенье приходят новые люди. Но и остаются не все. О теории и практике добровольческого движения рассказывают его координаторы

Четвертый месяц при Комиссии работает группа добровольцев. Каждое воскресенье в 11.45 протоиерей Аркадий Шатов вместе с координаторами встречают в Голицынском кабинете храма св. блгв. царевича Димитрия новых людей, желающих помогать больным и одиноким. Один из координаторов, Марина ВАСИЛЬЕВА, рассказывает о работе и планах добровольцев

— Марина, что удалось сделать за 3 месяца?
— На сегодняшний день у нас уже 158 добровольцев. И каждое воскресенье приходят новые люди. Мы помогаем одиноким пожилым людям на дому: приносим продукты, если по каким-то причинам этого не делают соцработники из ЦСО, читаем вслух (есть среди наших подопечных слепые и слабовидящие), организовываем досуг. По возможности стараемся скрасить их одиночество, стать для них близкими людьми. При необходимости готовим обед, стираем, убираем квартиру, ухаживаем за лежачими. Конечно, не так, как патронажные сестры, но несколько лежачих подопечных у нас есть. Очень востребован мелкий бытовой ремонт. Люди просят починить проводку, текущий кран, прибить полочки, карнизы. Это, конечно, делают наши мужчины. Один подопечный жил с выбитым стеклом, пока у нас не нашелся доброволец, который смог застеклить ему окно. Недавно у нас появился координатор-мужчина, отвечающий за это направление. Такие вопросы мужчине решить проще. Пока у нас около 40 подопечных, к которым один-два раза в неделю приходят наши добровольцы. Человек 50 заняты этим постоянно, мы их к другим проектам уже не привлекаем. Еще 30 добровольцев с машинами выполняют разовые просьбы: купить лекарства, привезти и отвезти в больницу, в храм. Остальные пока в постоянную работу не вовлечены, но участвуют в разовых акциях, поздравлениях в больницах, интернате.
Также несколько человек посещают 11-й психоневрологический интернат в Люблино. Сейчас еще 19 человек оформляют медицинские книжки (без наличия которых работать там нельзя даже волонтером) и, надеюсь, скоро они пополнят их ряды. Еще планируем помогать 15-му детскому дому для инвалидов. Но туда, наверное, будем посылать людей, знакомых с азами дефектологии и лечебной педагогики, чтобы они помогали сотрудникам развивать этих детей. Пока это только в проекте.

— Кого больше среди добровольцев: молодых, пожилых, женщин, мужчин? Где они работают? Приходят ли невоцерковленные люди?
— Примерно 40 процентов добровольцев – люди от студенческого возраста до 35 лет. Чаще они узнают о нас на форуме. А люди постарше приходят, услышав про нашу службу по «Радонежу». Причем большинство из них намного старше, приближаются к пенсии или даже пенсионеры. И мы очень рады пенсионерам – в будни днем кроме них мало кто может помочь нашим подопечным. Все молодые добровольцы работают, и успешно. Крупных бизнесменов нет, но довольно большой процент управленцев среднего звена. Есть и дефектологи, иначе мы не планировали бы образовательную работу с воспитанниками 15 детского дома для инвалидов.
Женщин, как и везде, больше, но недавно на одну из воскресных встреч пришло 7 новичков, из них 5 мужчин. Чаще бывает наоборот. Есть люди, далекие от Церкви, которые пока по каким-то причинам даже не задумывались о вере, но их всего процентов 5. Хотя мы открыты для всех желающих. Более того, отец Аркадий Шатов считает, что именно добровольческое движение должно объединить православных и людей нецерковных, но стремящихся делать добрые дела. Но поскольку узнают о нас люди из православных СМИ, то и приходят преимущественно православные.

— Вы спрашиваете, какую помощь хотел бы оказывать человек? Что чаще всего отвечают?
— Конечно, мы всем новичкам раздаем анкеты, где есть вопрос, кому бы хотели помогать. Независимо от возраста и вероисповедания примерно 90 % указывает, что детям-сиротам. Довольно многие готовы помогать одиноким на дому. Реже пишут о больницах и совсем редко – о бездомных. Думаю, не потому, что люди не готовы посещать больницы или помогать бездомным, просто они не знают, как. Это тоже одна из наших задач – рассказать, как можно организовать ту или иную помощь. Несколько молодых добровольцев работают в госпитале Бурденко (там лежат люди с тяжелейшими черепно-мозговыми травмами). Большинство из них тоже в анкетах писали, что хотели бы помогать сиротам. Но мы рассказали им о госпитале, объяснили, как нуждаются пациенты в поддержке, предложили попробовать. Многие теперь душу вкладывают в этих больных, а нас благодарят за то, что мы их туда направили.


— Собираются ли вместе добровольцы, участвующие в конкретной работе?
— Раз в месяц мы стараемся собрать всех добровольцев. Тоже в Голицынском кабинете и тоже в воскресенье, но в другое время. После воскресной литургии отец Аркадий и координаторы беседуют с теми, кто пришел впервые. Надо же познакомиться с людьми, прежде чем что-то им поручать. А днем примерно раз месяц встречаемся с уже работающими добровольцами: пьем чай, делимся впечатлениями, проблемами, с которыми сталкиваемся. Во-первых, люди ближе знакомятся друг с другом, во-вторых, могут посоветоваться с отцом Аркадием, как разрешить сложившуюся ситуацию. Иногда собираемся реже, например, Великим постом встреч «старичков» не будет. Но координаторы поддерживают связь со всеми, кто занят на постоянных проектах, отслеживают их работу, при необходимости встречаются.


Одна из первых встреч добровольцев


— Чего, на ваш взгляд, пока не хватает движению?
— Прежде всего не хватает людей. Нам нужны организаторы, ответственные за направления. Поле деятельности необъятное, планов очень много, но пока таких людей мало, далеко не все идеи можно претворить в жизнь. И, конечно, нужны не только организаторы, но и просто помощники. О нашей службе узнают, количество просьб увеличивается. Если три месяца назад к нам поступало в среднем 10 просьб в неделю, то сегодня уже 35. Так что работа найдется для всех желающих помочь ближнему.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Служение добровольцев – это не только радость, но и труд. Есть у них и свои особые искушения. К сожалению, не все, кто приходит в нашу команду, находит в себе силы остаться. О причинах этого, а также о том, как, став добровольцем, не навредить ни себе, ни другим, мы попросили рассказать координатора добровольцев в Восточном и Юго-Восточном округе Москвы Наталью ШЕСТИПЕРОВУ:
Романтики-добровольцы часто обижаются, если их просят разгружать машины или сортировать вещи, но эта работа не менее важна, чем дежурство у кроватки малыша после операции. Один одинокий человек рвался «в бой», получил задание перевезти шкаф для многодетной семьи. Вернулся и первое, что написал в форуме: «Я на них столько времени потратил, а мне даже спасибо не сказали!» Часто добровольцы уходят из-за того, что не чувствуют благодарности. С профессионалами все ясно — они получают деньги. А доброволец, наоборот, тратит свои деньги, свое время, свои эмоции, часто оказываясь «крайним». Ему не только не говорят «спасибо», его часто ещё и несправедливо обвиняют. Владимир навещал одинокого слепого старичка. Тот вдруг начал утверждать, что доброволец украл у него… подставку из-под цветочного горшка и несколько чайных ложечек. Конечно, Владимир очень обиделся на такое поведение пожилого инвалида. Поэтому перестал к нему ездить. Выход тут один: координаторы должны заранее предупреждать, что никакой благодарности доброволец может не получить. Он помогает по зову сердца, а не ради награды, будь то деньги или слова.

Анна, молодая мама, услышала по радио объявление о том, что полупарализованой старушке нужна помощь на дому, и захотела ей помочь. Приехав по адресу, она обнаружила не уютную комнатку с торшером и ковриком на стене, как она себе это представляла, а грязную, заваленную трухлявыми вещами тараканью каморку. В комнате стоял тяжелый дух от лежачей больной. Анна геройски выполнила полагающиеся процедуры и вернулась домой. Всю ночь она не могла спать, ее преследовал прилипчивый запах болезни, мучили кошмары. Наутро она позвонила координатору и сказала, что, хотя ей очень жаль старушку, она больше не сможет приходить. И отказалась сотрудничать с добровольцами. Навсегда.
Кто виноват в случившемся? Я думаю, мы, координаторы. Анне просто никто не рассказал, в каком точно состоянии эта бабушка. Это, увы, очень частая ошибка в благотворительных организациях. Для того, чтобы избежать таких ситуаций, надо как можно более тщательно инструктировать волонтера перед заданием.

Молодая чета — горящие любовью к ближнему юные сердца, — встретив на вокзале пожилую женщину, живущую тут же на тюках, решила помочь ей отправиться домой. Да не куда-нибудь, а в Казахстан, где якобы она жила. Тетушка убедительно расписывала сложную комбинацию напастей, свалившихся на ее голову, красочно рассказывала про монастыри, где ей довелось побывать в скитаниях. Молодые люди выкроили из семейного бюджета кругленькую сумму и купили вокзальной жительнице билет. Отправили поездом. Через недельку встретились с ней… на другом вокзале. Она сделала вид, что их не признала: «Чего?! А вы кто такие?!» А потом ночевавшая с ней на прежнем вокзале бабушка пожаловалась, что та… обокрала ее перед «отъездом». Конечно, ни в какой Казахстан она не поехала, а сошла на первой же станции и сдала билет. Ребята скисли: «Как же она могла так врать?! Мы же ей верили!» И, чтобы ребята не ушли из волонтеров совсем, координаторам пришлось потратить немало сил.

Подобные истории – частая (но не единственная) причина возникновения так называемого синдрома выгорания, ставшего настоящим бичом не только добровольцев, но и для сотрудников детских домов, социальных педагогов. Другой важный фактор для его возникновения – неадекватная оценка своих сил. Вот типичный пример: Юрий, молодой специалист и очень активный человек, делал для добровольческой службы очень много, казалось, он успевает все, везде и всегда. Но один раз он позвонил координатору и сказал, что не хочет больше помогать. Он не видит результатов своего труда, родные и близкие обижаются: им он уделяет все меньше времени, на основной работе возникли серьезные проблемы. Он не понимает, из-за чего это происходит, но четко знает: жить так больше он не может.

Православный доброволец — человек, которому сложно сказать «нет». Ведь для них помощь ближнему — одно из доказательств веры, и через преодоление себя православный человек ищет Христа. Поэтому часто наши добровольцы поначалу делают многие вещи «через силу», потому что не решаются отказать. Кроме того, православные помощники часто приходят туда, куда не добирались другие; где тяжелее всего: психоневрологические интернаты, детские дома инвалидов, к частично или полностью парализованным людям. Так что и чувство усталости, и чувство беспомощности знакомы добровольцам очень хорошо.
«Для того, чтобы добровольческая деятельность в действительности стала служением Христу, — говорит прот. Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности, — нужно обязательно помнить, что мы призваны служить Богу и иным образом. О чем я говорю? Есть такая служба, которая совершается у нас в храмах, которая так и называется «общее дело» — дело всех христиан. А по-гречески «литургия». Участие в этом общем деле и есть то главное, без чего мы в ближнем не сможем увидеть Христа». Отец. Аркадий советует добровольцам, у которых возникают сложности, чаще причащаться и молиться за тех людей, которым они помогают.
Это, конечно, не избавит вас чудесным образом от всех проблем, но поможет по-другому смотреть на сложную ситуацию. Часто бывает так, что, первый месяц доброволец помогает кому-то с трудом, постоянно превозмогая что-то в себе. А уже через два месяца пишет координатору радостное письмо со словами: «Спасибо, что направили меня именно сюда. Сейчас я понимаю, какое это счастье!»

Если вы начинающий доброволец
Вот некоторые полезные и простые правила, основанные на опыте.
Заранее предупреждайте координатора, или человека, давшего вам поручение, каким временем вы располагаете. Если у вас возникли затруднения – сразу же звоните и задавайте вопросы. Лучше потревожить человека, нежели чем не выполнить задание. Если у вас изменились планы, сразу же предупредите, это поможет координатору быстро найти замену.
Когда вы едете навещать кого-то дома, не говорите точное время вашего приезда. Лучше сказать: «Я буду во второй половине дня». Люди, проводящие свою жизнь дома, по-другому реагируют на время, они будут очень переживать, если вы задержитесь.
Не оставляйте подопечным, с которыми вы еще толком не познакомились, свой домашний телефон. Объясните, например, что вы живете не один и частые звонки не приветствуются. Номер мобильного можно оставлять только в том случае, если вы уже наладили отношения с человеком, которому помогаете и видите реальную необходимость в том, чтобы он смог вам позвонить.
Постарайтесь выяснить о человеке, которому помогаете, максимум информации. Если к нему ходит социальный работник и медсестра, постарайтесь познакомиться с ними, или хотя бы выясните, как их зовут. Если есть какие-то родственники, запишите их телефоны — они могут пригодиться. Выясните также телефон ближайшей поликлиники.
Никогда ничего не обещайте опрометчиво! Одинокие люди запоминают все, что вы им говорите, и очень страдают, когда вы не выполняете то, что обещали. Лучше скажите честно: у меня очень мало времени, к сожалению, я смогу приходить только на один час в неделю, но давайте сделаем этот час очень насыщенным. И вам, и вашему подопечному станет от этого лучше.
Если вы пришли помогать в больницу, детский дом или дом престарелых, четко выполняйте указания работающего там персонала. Никогда не оспаривайте предписания врачей и администрации! Никогда не идите на конфликт, даже если вы отстаиваете позицию человека, которому помогаете. Ваш конфликт может навсегда закрыть двери учреждения для добровольцев.
Умейте слушать и не раздражаться. Координатора, который дает задание и рекомендации, человека, которому вы пришли помогать, его родственников и других помогающих ему людей. Цель добровольца – не только и не столько смена памперсов и кормление, сколько умножение любви, создание вокруг несчастного человека спокойной дружелюбной атмосферы. Этого не получится, если вы не будете внимательны и ласковы со всеми, от кого эта атмосфера зависит.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?