Любительские подмостки

Традиция дачных спектаклей существует уже более 100 лет. В свое время и МХАТ и К. Станиславский «вышли» из дачных любительских постановок – первые репетиции театра проходили в дачном поселке Пушкино

Русский художник рубежа прошлого и позапрошлого веков Константин Коровин писал: «Только искусство делает из человека человека. Неправда, христианство не лишало человека чувства эстетики: Христос велел жить и не закапывать таланта. Мир языческий был полон творчества, при христианстве, может быть, вдвое».

Две стороны одной медали

У нас на даче есть две соседки – соседка слева и соседка справа. Не то, чтобы непосредственные соседки, но так, через несколько домов в одну сторону и в другую. Обе они тем знамениты, что принадлежат к так называемой творческой или «богемной» интеллигенции. Одна – поэтесса, дочь скульптора и внучка композитора, иногда пишет любовные романы «для заработка», ими не гордится, а оправдывается. Другая – художница, дизайнер, фотограф. У первой – взрослый сын, растила одна, у второй – две дочери-школьницы и муж. Проблемы у нас – у дачников, у матерей, у россиян – в общем-то схожие. Денег мало, начальник вредный, проезд дорогой, кран течет, дети не слушаются. Есть от чего приуныть и/или начать что-то менять.

Соседка-поэт менять хочет, но все как-то больше на словах: «Трубы сгнили, будем ремонтировать, вот и приятели завтра приедут, чтобы помочь разобраться, что купить». Приятели и правда приезжают, но какой загородный выезд обходится нынче без шашлыка. Итак, с утра мангал, угли, мясо нанизывается на шампуры. Потом в ход идут спиртные напитки, ближе к вечеру начинаются древние гортанные песни, иногда крики и ссоры. Гости поэтессы, видимо, уверены, что это и есть настоящая богемная жизнь. «Вот она, наша рашка безысходная!» – восклицает на утро следующего дня соседка и пускает слезу, потому что трубами, если кто и займется, так только сын, когда приедет из Новой Зеландии, где работает последние пять лет программистом.

Художница тоже хочет что-то менять, и получается это у нее иначе. Когда ее дети были маленькими, они постоянно друг с другом ссорились, и с соседскими детьми тоже ссорились, и с приезжавшими из Москвы детьми друзей ссорились – совершенно не умели ни с кем ладить. Одна беда с этими детьми! Матери несчастной взять и начать горевать, а она по-другому рассудила – дай, думает, я им такое дело придумаю, чтобы на ссоры времени не оставалось, чтобы ссориться ну никак невозможно стало. Думала-думала и придумала.

Как это?

– Организуем-ка мы спектакль, дорогие дети, – сказала она как-то поутру. Тут дети перестали выдирать друг у друга коробку с хлопьями, перестали кидаться подушечками с молочной начинкой и медовыми дельфинчиками и спрашивают: «А как это?»

Надо сказать, что традиция дачных спектаклей существует уже больше 100 лет. Думаю, всем известно, что в свое время и МХАТ, и сам Константин Станиславский «вышли» из дачных любительских постановок – первые репетиции театра проходили летом 1898 года в дачном поселке Пушкино. Сам же великий режиссер, потомственный промышленник и фабрикант по фамилии Алексеев, 20 лет до этого играл в летних постановках, на которые собиралась публика не только из округи, но даже и из Москвы. Это – не единственный пример летнего увлечения любительским театром, а, скорее, правило для рубежа прошлого и позапрошлого веков.

Зная о таком успешном историческом опыте, наша героиня решила действовать: «Сначала надо выбрать сказку и написать сценарий, потом позвать всех знакомых детей на репетиции. Распределить между ними роли, для малышей придумать сцены без слов, но в красивых нарядах. Нарисовать на большом куске ткани декорации, натянуть ее между двух старых дубов, подобрать музыку, реквизит и костюмы. Сшить занавес, напечатать афишу, развезти приглашения соседям и устроить спектакль. Только и всего».

Не знаю дословно, так ли ответила мама своим маленьким дочкам или как-то иначе, потому что разговор этот происходил ярким солнечным летним днем 10 лет назад. Но с той поры каждый год в нашем дачном поселке устраиваются детские спектакли, в которых могут принять участие абсолютно все – знакомые, малознакомые и совсем не знакомые, которые через месяц репетиций становятся лучшими друзьями.

Надо сразу сказать, что родители увлечены театральными постановками не меньше детей. Дачное неограниченное городскими рамками и условностями пространство дает волю творческому потенциалу. А в театральной постановке любой способен реализовать себя – можно красиво и со вкусом смешивать краски или придумывать костюмы, можно подбирать музыку к танцам или осуществлять техническую поддержку. Не секрет, что на дачи часто свозят те вещи, которые не нужны в городе, надеясь, что здесь им найдется применение. И действительно, каждый раз прогулки по чердаку открывают новые дизайнерские горизонты – старый плетеный абажур становится соломенной шляпкой барышни, заблудившейся в лесу, бирюзовые шелковые шторы – костюмом волны для бала-маскарада.

Общее поле

Такие совместные дела создают общее поле, где нет разделения на конфликтующих подростков и их унылых родителей, на старших и младших. Всем интересно и весело, и все увлечены одной идеей. Один папа так вошел во вкус летних постановок, что стал разрабатывать для них спецэффекты, например, маленькая волшебница в спектакле нынешнего сезона, в какой-то момент взлетала вверх, к верхушкам деревьев, а потом плавно опускалась на землю.

Для детей участие в любительских постановках – также очень важный опыт. Это дает возможность старшим детям избавиться от комплексов, преодолеть зажатость, которая многим из них свойственна. Учит красиво двигаться и внятно говорить. Участие малышей в общих «больших» делах помогает им интегрироваться в общество, учит общаться со взрослыми, показывает им мир, как творческую мастерскую. Для нас, взрослых – это напоминание о счастливой поре, когда мы были маленькими, когда будничные повседневные заботы и опасения не занимали слишком много времени и были силы творить, придумывать и изобретать.

Дача всегда – и в дореволюционное время, и в советское – ассоциировалась с такими общепринятыми добродетелями, как гостеприимство и открытость. И театральная жизнь продолжает эту традицию. Любой может включиться в этот творческий поиск, в это волнение перед премьерой и радость, всегда немного смешанную с грустью, когда все заканчивается. Но, прощаясь в этом году, мы строим планы на будущее – пусть весь мир следит за высказываниями политиков, бьется в покупательских пароксизмах, переживает из-за кризиса нефти и прокладки газопровода, следующим летом мы будем ставить «Одиссею».

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?