«У наших котов есть права»

«До того, как открыть котокафе, я был типичным представителем ложных представлений о кошках», – Владимир Кузин, гендиректор сети котокафе, рассказал нам, как все у них устроено и зачем все это

Здравствуйте, мы – антикафе с котиками

– У нас их 27. Пожалуйста, снимите обувь, наденьте одноразовые носочки и давайте продезинфицируем руки. Котиков у нас запрещено брать на руки, нельзя кормить и фотографировать со вспышкой, – под это приветствие администратора мы входим в котокафе «Котики и люди».

Поговорить с нами приехал большой татуированный человек – гендиректор сети котокафе Владимир Кузин. На стол к нему под руку сразу забирается трёхцветная Марыся, временами я вытаскиваю диктофон у неё из-под задней лапы.

– Давайте определимся: вы – не контактный зоопарк. И в чём разница?

В зоопарке животных покупают, и их единственное назначение – забавлять людей. В контактном зоопарке животное живёт всю жизнь, его всё время трогают, и это очень негуманно, потому что даже у морских свинок должно быть личное пространство.

А вторжение в личное пространство без желания животного – это стресс, который приводит к его нездоровью и, в конце концов, к смерти. Мы же котов не покупаем – нам их отдают люди, которые либо нашли их на улице, либо по каким-то причинам не могут больше держать животное дома.

Второе отличие – животные у нас содержатся временно. В конце концов, все они будут устроены и уедут отсюда в семьи.

И третье – у наших животных есть права.

У нас к животным нельзя применять насилие – тискать, если спит, будить.

Если кошка ушла в специальную комнату – «Котейную», – её нельзя оттуда доставать. В «Котейной» коты проводят примерно двадцать процентов времени и выходят оттуда сами, когда им становится скучно.

Именно соблюдение таких простых ограничений позволяет котам чувствовать себя у нас комфортно.

Задавая вопросы и выслушивая ответы, я оглядываю интерьер: есть колесо, в котором можно побегать, много обвитых верёвками огромных когтедралок, по которым коты залезают наверх, как по деревьям. Под потолком, в недоступной для рук человека зоне, по стенам – множество полок, куда кот может залезть в любое время, если люди внизу его утомили.

Когда мы подъехали, котокафе уже работало (открывается в 12.00), но некоторые обитатели продолжали спать на полках всё время нашего разговора и спустились только ко второму завтраку.

Гуманнейший способ устройства

Владимир Кузин, генеральный директор котокафе

– Почему люди вам отдают котов?

– Иногда это котики, которые родились или жили на улице и были подобраны хозяевами частных питомников. Их вылечили, стерилизовали и теперь через нас устраивают. Иногда у ребёнка или хозяина внезапно появляется аллергия.

Третий момент – для меня непонятный – переезд на постоянное место жительства в другую страну. Хотя вообще-то за деньги животное можно перевезти и в Европу, и в Штаты. Скорее всего, люди просто экономят.

Часто причина – смерть хозяев, и тогда животному нужна новая семья.

Вообще отдать кошку в котокафе – это гуманный способ устройства, потому что предварительно её нужно пролечить и сделать все анализы.

Если кошка не стерилизована, это нужно сделать. У нас кошки находятся в коллективе, поэтому мы за этим следим очень строго, – подчеркивает детали Владимир.

– Все подготовительные операции с кошкой делает за свой счёт бывший владелец, и он же ждёт, пока мы будем готовы принять животное. Не меньше полутора-двух месяцев.

Отдать животное нам для человека, неравнодушного к его судьбе, лучше, чем держать кошку во временном пристанище на передержке.  За передержку надо платить посуточно, животные там содержатся либо в клетках, либо в тесных помещениях, и их никто не видит. У нас кошку видят посетители, мы рекламируем её в Интернете, а с новыми хозяевами заключаем договор.

Кто достоин взять кота

Анкета «потенциального усыновителя кошки» (именно так!) на сайте котокафе напоминает опросник претендента на американскую визу:

– дайте ссылки на свои страницы в соцсетях,

– готовы ли вы поставить решётки на окна, присылать нам фотоотчёты о жизни питомца, раз в год пускать в гости к питомцу нашего куратора?

– что вы думаете о вакцинации, вреде дешёвых кормов и вертикального проветривания? (Оказывается, котики довольно часто пытаются выбраться из окон, если стеклопакет  открыт наверх «на откид», застревают в рамах и гибнут).

По словам генерального директора, на этапе просмотра анкет отсеивается половина соискателей. С теми, кто не отсеялся, позже проводят собеседование и, в случае успеха, заключают договор. Затем куратор отвозит кота домой к новому владельцу – чтобы лично убедиться, что всё в порядке.

Однажды, приехав с кошкой в новый дом, куратор обнаружила там собаку, которую соискатель «забыл» упомянуть в анкете. В итоге кота он не получил.

– Как часто вам сдают животных?

– У нас сейчас большая очередь на отдачу – котов 50-60. Летом наблюдается спад устройства – потенциальные владельцы разъезжаются, но в среднем через одно котокафе пристраивается 8 кошек в месяц. Сейчас у нас три заведения, то есть 60 животных мы устроим месяца за три.

Две модели котокофе: азиатская и европейская

– Как возникла ваша, такая строгая, система анкетирования потенциальных хозяев?

– Эти анкеты – мировой стандарт.

В мире существует две модели котокафе. В Азии – в Японии, на Тайване, – котокафе появились именно как контактные зоопарки. Там маленькие квартиры, большие налоги, из-за которых животное почти невозможно держать дома.

В то же время жизнь там напряжённая, много суицидов. Японцы приходят в котокафе, гладят котиков и расслабляются. Когда-то, когда я только планировал открывать первое заведение, мне оно тоже представлялось чем-то похожим на такое японское.

А потом мы узнали про европейскую модель кафе как пунктов пристройства. В тех странах, где в Европе есть бездомные животные, их устраивают с помощью анкетирования соискателей, даже строже. В любую кошку, которую вы здесь видите, были вложены силы и деньги, и отдать её абы кому было бы слишком легкомысленно.

Отбирая владельцев, мы пытаемся удостовериться: человек хочет именно эту кошку и вообще понимает, что такое кошка? Мы можем отказать, если человек не хочет ставить сетки на окна.

Кошки выпадают из окон довольно часто, а поставить сетку на окно стоит пару тысяч.

Бывает, что кошка пережила насилие, ей нужно ласковое и бережное отношение, а в семье потенциальных усыновителей – маленький ребёнок. Это не значит, что все дети мучают кошек, просто ребёнок – слишком активное соседство для такого животного.

Семью с ребёнком мы будем искать, наоборот, активной кошке, но, конечно, предварительно объясним ребёнку, что такое животное дома. Так же тщательно кошку нужно подбирать, если дома у нового владельца уже есть собака.

Иногда к нам приходят родители с детьми именно для того, чтобы посмотреть, как ребёнок общается с кошкой, пытаясь понять, можно ли заводить свою. Некоторые из них уходят с пониманием, что пока рано.

В Европе требования к человеку, который хочет взять питомца из приюта, ещё жёстче – там могут проверить квартиру, запросить справку о состоянии банковского счёта, документы на помещение, в котором кошка будет жить.

И к тому, чтобы взять в дом животное, в Европе совсем другое отношение; там, например, выстраиваются очереди на кошек с атаксией мозжечка (!!!).

Это такое повреждение мозга, из-за которого кошка постоянно ходит, пошатываясь. Раньше таких животных усыпляли, а теперь они считаются «счастливыми», а хозяева гордятся тем, что они помогли животному, которое, может быть, кто-то другой не взял бы.

Но я не хочу ругать наше общество – оно меняется. Ещё несколько лет назад люди относились к кошкам гораздо более жестоко. А сейчас они готовы платить деньги за лечение и ждать, пока мы возьмём у них питомца.

С другой стороны, в наши кошачьи приюты очень тяжело ходить и мне самому – кошки там, как правило, в клетках. Ты приходишь – они все мяучат, тянут лапы к сетке. И у нас из приютов забирают, в основном, котят или породистых взрослых кошек.

Один из плюсов котокафе – человек может выбрать кошку по характеру. Например, была у нас кошка по имени Зося. Часть своей жизни она провела в приюте, была при этом общительной и ласковой, но беспородной. К моменту устройства в котокафе  Зосе было три года, то есть, она не была котёнком, которых обычно ищут в питомниках.

В приюте Зосю не могли устроить год, а в кафе в первый же день пришла семейная пара, которая искала именно такую ласковую кошку.

Для котов мы – тоже коты, – говорит энцефалограмма

– Кошки у вас не тоскуют по бывшим хозяевам? Вроде считается, что кошка, в отличие от собаки, привязывается не к человеку, а к месту.

– Это мнение ошибочно. Чаще всего так ведут себя кошки, с которыми в детстве не общались. Кошки же, которые выросли в окружении людей, начинают воспринимать людей как кошек – на энцефалограмме при появлении людей и других кошек у них активизируются одни и те же зоны мозга.

Отсюда, например, стремление некоторых кошек «накормить хозяев», когда питомец регулярно приносит убитых им мышей или птиц.

Например, моя собственная кошка Ева, если чувствует, что я болею или расстроен, приносит мне целлофановые пакетики. Иногда просыпаюсь – а на кровати целая горка. Почему пакетики? потому что Ева ничего не знает про мышек, а инстинкт принести мышку или птичку родному существу, чтобы его утешить и накормить, у неё есть.

Еву вместе с братом выставили в картонной коробке к дороге (это привычный способ “гуманно избавляться от кошки”, так как люди считают, что мимо кошки обязательно проедут добрые люди и подберут).

Потом моя знакомая отобрала Еву у детей, которые стали играться ею в футбол, и принесла мне.

Ева была молочным котенком, и мне приходилось ее выкармливать из соски каждые четыре часа. Это сложно, очень сложно. И после этого между мною и Евой – настоящая родственная связь. Она мне доверяет на все сто процентов и приносит мне пластиковые пакетики, когда видит, что мне плохо.

Мультфильм о кошке, которая гуляла сама по себе – неправильный!

Вообще, могу сказать, что до того, как открыть котокафе, я был типичным представителем ложных представлений о кошках. Думал, что они холодные, не любящие человека существа, и ещё многое, что изображено в довольно неправильном мультфильме про “Кошку, которая гуляла сама по себе”.

Мои предки родились в деревне, и там привычно простое и жестокое отношение к кошкам. Часто кошку не пускают домой, и она ночует снаружи, кормят остатками, бытует представление, что кошка – зверь, который выживет без человека. Такие люди, когда приезжают в город, проблемы с кошками привыкли решать тем, что их “отвозят в деревню” – это эвфемизм выбрасывания или усыпления кошки.

Когда появилось котокафе, я в первый раз по-настоящему стал общаться с кошками и понял, что они личности, точно такие же, как и люди, только другие.

У кошек есть темперамент, память, обиды, стрессы, привязанность, у них есть стремление защитить родных.

– Получается, кошкам доступны сложные эмоции.

– У кошек очень развит эмоциональный интеллект! Им доступны месть, сожаление, гнев, доброта.

Есть породы, у которых наиболее развита эмпатия. Например. мейнкунов рекомендуют заводить в доме, где есть маленький ребёнок. Они – прекрасные няньки.

Есть также порода рэгдолл, которую, по преданию, вывели специально для детей, такое название (тряпичная кукла) происходит потому, что эту кошку можно как угодно крутить-вертеть, и кошке будет комфортно.

Но есть кошки, которых я бы не советовал заводить семьям с детьми, это кошки со сложным характером, например, сиамские.

Кот-солдат

Был у нас в котокафе кот Семён. До кафе он жил с одиноким хозяином, и для Семёна хозяин был всем. Внезапно у хозяина открылась сильная аллергия, два месяца, пока кота не взяли в котокафе, он прожил на таблетках.

После устройства в котокафе у Семёна был шок. Полгода он просидел на подоконнике, словно ожидая, что хозяин вернётся. А внешне это был чёрный, толстый ничем не примечательный семилетний кот, и его никто не брал.

В конце концов, рекламу Семёна увидел полковник в отставке, и сказал:

– Этот кот верный, как настоящий солдат.

И забрал Семёна к себе.

Кот-рыцарь

А был в нашем кафе кот Мордастик – очень большой и толстый, но более почти ничем не примечательный. Однажды, когда кошкам кололи профилактические прививки, одна из них начала сильно кричать, боясь укола.

Совершенно внезапно Мордастик прыгнул навстречу сотруднику, делавшему уколы, и мягкими лапами, не выпуская когтей, начал отталкивать его от испуганной кошки.

Слабых и обиженных Мордастик потом защищал и дальше, а позже уехал с семьёй в Германию.

Нам нужна перепись кошек, но с нулевым налогом

– Для вас котокафе – это бизнес или социальные проект?

– Это такой социальный бизнес. Сейчас котокафе себя окупают, но, кроме того, мы помогаем другим проектам, например, нескольким частным кошачьим приютам.

При этом мы очень чётко различаем просто «бабушек, которые кормят кошек» (у нас их называют «опекунами») и приюты, хозяева которых лечат и пристраивают животных. Помимо муниципальных, в Москве есть частные приюты (самый известный из которых – «Муркоша»).

Однако абсолютное большинство частных приютов не зарегистрировано. Чаще всего это просто десяток-два постоянно меняющихся кошек, живущих дома у куратора в ожидании устройства.

В состав сети московских котокафе входят:
Котокафе «Котики и люди» ул. Гиляровского, 17
Котокафе «Котогвартс», Нахимовский проспект, д. 1 к.1
Котокафе «Муркино» г. Химки, улица Горшина, 2

– Есть какой-то способ прекратить тот «конвейер котят», который у нас сейчас происходит? Котов пристраивают, но постоянно рождаются новые.

– Всё давно придумано. Нам нужна строгая регистрация животных, но без уплаты налогов и обязательная стерилизация, субсидируемая государством. Государству, как мне кажется, проще и дешевле стерилизовать животных в самом начале, чем потом заниматься устройством и судьбой бесконечного количества щенят и котят.

Да, при стерилизации бывают осложнения, которые укорачивают жизнь кошки, но, по крайней мере, кошки не плодятся так, что их потом вывозят сотню из одной квартиры.

У нас есть такая вывезенная кошка из квартиры, где расплодилось 100 кошек, она только у нас отъелась и отоспалась, и она помнит тот ужас, откуда ее вырвали, и каждый день благодарна всем людям просто за то, что она чистая, сытая, о ней заботятся.

Сейчас уже все зоозащитники говорят о необходимости стерилизации.

Что же до налога на кошек – да, на Западе это принято. За кошку могут платить в год до 100 евро, а за собаку до 700.  Но у нас, если его введут, животных, скорее всего, начнут просто выбрасывать. Поэтому налог на животных у нас пока ни в коем случае не стоит вводить.

– Число бездомных кошек в нашей стране пока бесконечно. Психологически это может мешать людям жертвовать на приюты: «всё равно вы сидите на бесконечном потоке».

– В зоозащите есть расхожая фраза: «мы не можем пока изменить мир для всех кошек, но можем полностью изменить мир одной кошки». И пока мы можем изменить чью-то судьбу, наши действия не бессмысленны. 

Мифы о кошках
Широко распространено мнение, что кошка пяти лет – «пожилая». На самом деле до четырёх-пяти лет кошки доживали в деревнях, где их держали на улице на подножном корме, либо кормили совсем неполезными для кошек молоком и рыбой, – разоблачает заблуждения Владимир Кузин. – На современных кормах при хорошем уходе кошка может прожить пятнадцать и даже двадцать лет.
Если кошка всё время спит, это не значит, что она больна. В природе кошки – сумеречные хищники, спят они в среднем по шестнадцать часов в день.
Изначально предки кошек, видимо, жили родственными прайдами, а потом предки домашних кошек стали охотиться в одиночку, так что задремавшую кошку просто некому было охранять. Отсюда появилась необходимость просыпаться очень быстро, поэтому засыпают кошки только до фазы быстрого сна. Времени на отдых в таком режиме мозгу требуется гораздо больше.

 Фото: Павел Смертин

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?