Лишние люди в Питере

Из-за черствости сотрудников, нехватки кадров заключенные женщины рожают под конвоем. Через два часа их увозят в наручниках в следственный изолятор, а ребенок остается один. Он не получает материнского молока, которое матери приходится сцеживать в раковину. Матери редко видят своих младенцев, совсем не знают, как обращаться с новорожденными. И для многих ребенок очень скоро становится обузой. По статистике из 45 матерей, рожавших в тюрьмах, только одна заботится о своем ребенке. Надо создавать курсы для матерей, которые рожают в тюрьме

19 мая в Санкт-Петербургском Государственном педагогическом Университете при поддержке общественного благотворительного фонда «Возвращение» открылась фотовыставка «Лишние люди».
На фото — подростки, младенцы и их матери «по ту сторону», находящиеся в исправительных учреждениях и колониях. Нужно ли знать о чужой скомканной жизни — той, которая вынута из социума и брошена в мусорное ведро? Холодное, зловонное, похожее на вечный карцер — по словам президента фонда Ларисы Василенко, пробывшей в нем не один час, чтобы узнать на деле, что это такое. Тридцать четыре фотографии представили на выставку петербургские фотографы А. Дроздовский, В. Дегтярев, Е.Мохарев и П.Маркин.
Сюжеты: «Прогулочный дворик», «Первая исповедь». Дети и женщины за железной дверью. Фотография с названием «Малолетки»: девочки жмутся друг к другу на двухэтажных нарах. Это вчера были кража и убийство. А сегодня они обнимают мягкие китайские игрушки, развешенные по периметру железных кроватей.
Другой ракурс женской тюрьмы. Роды в наручниках. Одиноко кричащие в камерах младенцы.
Фотографии без стекла и паспарту наклеены на картон и с обратной стороны закреплены скотчем. Это не решение стилиста, это отсутствие финансов, что подчеркивает правдивость и безыскусность экспозиции.
Цель фотовыставки «Лишние люди» организаторы видят в помощи тем, кто не сумел воспользоваться своей свободой. Выставка продлится до 26 мая



Санкт- Петербургский общественный благотворительный фонд «Возвращение» основан по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА. Цель фонда – снижение рецидивной преступности, духовная и материальная поддержка заключенным и сотрудникам ГУФСИН, привлечение внимание общественности к проблемам заключенных, их родственников и жертв преступлений. Особое внимание фонд обращает на работу в тюрьмах, где содержатся девочки-подростки, женщины, беременные, кормящие матери с новорожденными детьми. Мы беседуем с президентом фонда «Возвращение» Ларисой Василенко.

— Как возник ваш фонд?
— Фонд возник в 1996 году. В этот период возрождались и строились храмы, в том числе в местах лишения свободы. И мы откликнулись на призыв Господа «В темнице был, и вы пришли ко мне…» и стали помогать священнослужителям. Был организован фонд. Название дал протоиерей Владимир Фоменко, настоятель собора Владимирской иконы Божией Матери в Петербурге.
Полное название фонда — «Возвращение в покаяние». Его эмблема изображает иллюстрацию притчи «Возвращение блудного сына». В течение десяти лет мы восстанавливаем храмы, православные библиотеки, аудиотеки, занимаемся катехизаторской работой в тюрьмах.
Личная встреча с Господом происходит у каждого по-своему. Теперь мы можем с радостью сказать, что за эти десять лет семьсот человек в пятом женском следственном изоляторе Петербурга приняли таинство крещения и шестьсот человек исповедались. Это люди, которые как-то стали выбираться из своей беды, исправляться.
После десяти лет такой деятельности нас услышали в Комитете по труду и социальной защите населения. Благодаря помощи Комитета уже в этом году 420 подростков, находящихся в тюрьмах, получили новогодние подарки. Эти подарки передали через Санкт-Петербургскую епархию. В подарках сладости – конфеты, шоколадки. Потом родилась идея фотовыставки «Лишние люди».

— Чем можно помочь «лишним людям»?
— Эти люди особенно ранимые, и общество должно дать им шанс, должно быть открыто для них, чтобы они не чувствовали себя лишними. Да, они совершили преступление. Но я думаю, многие из них не представляли, какая жизнь ожидает их в тюрьме, как будут избивать их сокамерницы, насиловать и издеваться.
Для того, чтобы понять этих женщин, я села в карцер на несколько часов. Там нет окна, земляной пол, очень темно. Я думала, как же можно сидеть здесь пятнадцать дней? Это очень тяжелое наказание. Святые отцы добровольно замуровывали себя в тесных кельях для молитвы за людей. А здесь женщины замурованы за свои злодеяния. И духовная пустота делает их сегодняшнее положение ужасным.
Когда я стала президентом фонда «Возвращение», начала работать в пятом следственном изоляторе медсестрой. Я совсем не знала, с кем и чем имею дело. Долго боялась даже заходить в камеры, потому что чувствовала агрессию, злобу, ненависть. Несколько раз на меня нападали. Позднее я встречала этих женщин в метро, на улицах, они подходили ко мне и говорили, что уже больше не живут там и еще говорили, что помнят, как им говорили о Боге.
За десять лет работы я поняла, что это люди, которые сначала кажутся злыми, агрессивными, но в каждом из них живет маленький ребенок. Когда заходишь в камеру и говоришь о вере, о Евангелии, кто-то может отвернуться, кто-то лежит на нарах, но — слушает. Потому что любовь никого не может обойти стороной.

— Какие это женщины? Они другие?
— Да, они другие. Они так мало хотят, так мало просят, у них нет амбиций. Они просили, чтобы их не стригли налысо, чтобы давали педикулезные препараты, приносили прессу в камеры и меняли постельное белье, избавили от клопов, чтобы грудных детей давали прикладывать к груди после родов. Они хотели сладкого и соленого. И больше ничего не просили. Даже спокойно реагировали на грубость и насилие со стороны сокамерниц. Они согласны на это. Их проблема – проблема души.

— Мать должна быть рядом со своим маленьким ребенком. В тюрьме — тоже?
— Это большая проблема. И она в нашей стране никак не решена. Из-за черствости сотрудников, нехватки кадров женщины рожают под конвоем. Через два часа их увозят в наручниках в следственный изолятор, а ребенок остается один. Он не получает материнского молока, которое матери приходится сцеживать в раковину. Матери редко видят своих младенцев, совсем не знают, как обращаться с новорожденными. И для многих ребенок очень скоро становится обузой. По статистике из 45 матерей, рожавших в тюрьмах, только одна заботится о своем ребенке. Надо создавать курсы для матерей, которые рожают в тюрьме.

— Какой выход вы видите в решении этой проблемы?
— Первое, что нужно сделать – организовать реабилитационный центр на воле, которого у нас до сих пор нет. Более того, у нас до сих пор нет своего помещения, оргтехники. Если бы город выделил нам деньги и помещение, мы бы смогли это сделать. Если бы у нас был компьютер или факс, мы бы сумели написать в тюрьму больше писем. Реабилитационный центр – это реальная возможность снизить рецидивную преступность.
Кроме того, необходимы продуманные методические программы. Для беременных в тюрьме, для подростков, или, например, как вести себя матери с новорожденным, если она «сидит». На детей, рожденных в тюрьме, нужны страховые полисы. Для этого необходимы осмотры врачей-педиатров.
Словом, следует кардинально менять условия отбывания наказания в тюрьмах. Важно, чтобы матери не отказывались от своих детей и их дети не были лишними.

— Кто работает в фонде «Возрождение»?
— Приходят те, кто хочет помочь. Работаем мы бесплатно. Очень нуждаемся в профессионалах и помощи различных организаций.
Но я думаю, если дело правое, фонд будет жить – независимо, есть ли деньги или нет, много у нас помощников, или нет.
СПб общественный благотворительный фонд «Возвращение»: 191025, СПб, а/я 168 (для писем); Тел.:560-21-73, 8-905-260-60-83, e-mail: vozvrashenie@mail.ru

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?