Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Ликбез по целевым капиталам: кому нужен эндаумент, а кому – нет, где взять на него деньги и как управлять им эффективно

Несмотря на все преимущества целевого капитала, создавать эндаумент стоит не всем. Практика показывает, что этот инструмент, как правило, не подходит молодым фондам, особенно тем, кто еще не до конца определился со стратегией работы на рынке

К созданию эндаумента придется готовиться – тратить на это силы, время и, в определенной степени, ресурсы. Помимо чисто теоретической подготовки – изучить закон о целевых капиталах, погрузиться в основы инвестирования – предстоит выбрать структуру, финансовую модель и управляющую компанию. 

Если вы решите создать эндаумент не в структуре своей организации, а образовать специализированный фонд управления целевым капиталом, то вам придется потратить силы на создание еще одной отдельной организации, другого юрлица. У этого юрлица должен быть свой собственный директор, свой бухгалтер и другие сотрудники.

Оно вам надо?

«Эндаумент – это инструмент, который предназначен для финансирования долгосрочных благотворительных программ, и особенно тех, на которые сложно регулярно собирать пожертвования. 

Если со сбором средств проблем нет (ведь есть сферы, в которых привлекать пожертвования достаточно просто), то и тратить силы на создание всей инфраструктуры для ЦК, на его формирование, дальнейшее управление и распределение дохода, создавая себе дополнительную нагрузку – совершенно лишнее», – считает Ксения Обухова, специалист Пензенского центра знаний по целевым капиталам и директор Пензенского регионального специализированного фонда управления целевым капиталом «Капитал местного сообщества»

У Пензенского фонда знаний, например, в обучающем курсе есть целый блок «Кому нужен и кому не нужен целевой капитал». В нем специально приглашенный предприниматель, имеющий опыт работы с ЦК, на конкретных примерах объясняет, кому из фондов не стоит тратиться на этот инструмент.

Фонды, которые учат НКО создавать эндаументы

Фонд Потанина
Пензенский центр знаний по целевым капиталам
Центр знаний по целевым капиталам при Томском госуниверситете
Центр знаний «Дом эндаумента» в Перми
Центр правовых знаний при Ассоциации «Юристы за гражданское общество»

Горизонт планирования – не десять лет, а десятки

Эндаумент не должен восприниматься как поддержка некоммерческой организации в целом. Он предназначен для развития направления или программы, рассчитанных на продолжительное время – не 3 года и не 5, а десятки лет. Это, кстати, объясняет, почему первые эндаументы начали создаваться для поддержки вузов. Тема образования актуальна всегда и за несколько столетий эту актуальность не потеряла.

Например, в уставе Пензенского фонда «Капитал местного сообщества» записано, что целевой капитал рассчитан на 50 лет. Этот эндаумент был создан в 2014 году и стал одним из первых целевых капиталов благотворительных организаций в России.

«В законе написано, что целевой капитал создается минимум на 10 лет – от этого уже можно отталкиваться. Горизонт у разных некоммерческих организаций разный, некоторые НКО вообще создают свой ЦК бессрочно», – говорит Ксения Обухова.

Не стройте эндаумент, если нет уверенности, что ваше дело доживет до 50 лет

Прежде чем создать фонд целевого капитала, нужно понять, будет ли решаемая им проблема актуальной через 20, 30 или 50 лет и будет ли ваша НКО решать эту проблему в течение этого времени. Если уверенности в этом нет, то лучше использовать другие способы привлечения средств – выстраивать работу с корпоративными партнерами, привлекать частных доноров, использовать волонтёрский фандрайзинг.

«Чем организация будет заниматься в ближайшие 50 лет, на самом деле не такой простой вопрос, потому что, например, те программы, по которым мы продолжительное время помогали лечить детей, сейчас прекрасно финансируются из бюджета, – рассказала Айгуль Гареева, президент Благотворительного образовательного фонда «Мархамат». Еще пять лет назад фонд решил создать целевой капитал и не поменял своего решения, но пока ЦК не создан. – Все то, на что мы раньше собирали деньги, сегодня идет по квоте. Это очень хорошо, но если бы целевой капитал создавался под эти задачи, то сейчас бы нам пришлось менять свои планы. Поэтому наши «долгие» деньги мы пока держим на депозитах и одновременно разрабатываем стратегию работы нашего фонда на будущее».

«Мархамат» планирует создавать ЦК внутри структуры, а не учреждать для этого отдельное юрлицо. Поэтому фонду необходимо будет внести изменения в устав, подготовить внутреннюю нормативную документацию, завести отдельный счет, куда будут приходить целевые средства. Еще одна задача, которую ставит перед собой «Мархамат», –  вырастить команду фандрайзеров, которые смогут целенаправленно собирать средства на целевый капитал.

В отличие от коллег из  «Мархамата», Благотворительный фонд «РЭЙ» после обучения решил, что эндаумент на данный момент ему не подходит. Фонд помогает более 30 приютам для бездомных животных в Москве и Подмосковье и оказывает поддержку приютам в соседних регионах, в том числе в Калужской и Тульской областях. В общей сложности под опекой фонда – более 15 000 собак и кошек.

В фонде «РЭЙ» отмечают, что эндаумент не подойдет в тех случаях, когда пожертвования нужны здесь и сейчас – например, на то, чтобы закрыть адресный сбор, срочно оказать помощь, ведь первый доход удастся получить минимум через год.  

«Мы с коллегами поняли, что работа по созданию эндаумента и его дальнейшему развитию потребует значительных ресурсов, прежде всего человеческих и временных. Поэтому мы отложили создание фонда целевого капитала на некоторое время и сперва хотим оптимизировать работу существующих программ и проектов, чтобы повысить скорость и эффективность работы, –  говорит Лидия Миронова, руководитель благотворительных программ БФ «РЭЙ». 

Как подготовиться к созданию ЦК

Оцените свою устойчивость: пройден ли период выживания, есть ли постоянные доноры, закрыты ли базовые потребности организации.
Определите цель создания эндаумента и разберетесь, как будет распределяться доход от управления им.
Обсудите с органами управления НКО, готовы ли они к тому, что организация будет создавать целевые выгоды, и заручитесь их поддержкой, в том числе, финансовой.
Нарисуйте дорожную карту: просчитайте конкретные шаги по созданию целевого капитала, включая возможные риски и меры по их устранению и оперативному реагированию.

Сколько нужно денег и откуда их брать

Один из главных вопросов, который волнует НКО на этапе подготовки к созданию эндаумента, – где брать деньги. Минимальный законодательно установленный размер целевого капитала – 3 млн рублей.

На самом деле все очень просто: НКО может использовать для этого все доступные источники финансирования. Кто-то из НКО закрывает потребность через сбор массовых пожертвований, а кто-то придумывает способ заработать нужные деньги с помощью различных фандрайзинговых проектов.  Бывает, что значительную сумму для формирования целевого капитала жертвует крупный донор. Очень часто титульным спонсором по формированию ЦК некоммерческих организаций выступает фонд Владимира Потанина.

«Чтобы рассчитать оптимальный для конкретной НКО объем целевого капитала, нужно понимать, какой процент от бюджета НКО может покрыть доход от управления активами эндаумента. В идеале это порядка 20%. Еще один подход – оценить, куда планируется направлять полученный доход и сколько средств на это нужно», – отмечает Ксения Обухова. 

Фонд Потанина – один из благотворительных фондов России, который активно продвигает тему эндаументов: помогает НКО внедрять технологию эндаумента, выделяет гранты на развитие компетенций сотрудников НКО в области целевых капиталов и финансово поддерживает лучшие практики. По данным на 2025 год при финансовой поддержке Фонда Потанина создано 44 новых целевых капитала, поддержаны 64 организации из 24 регионов.

Фонд «Капитал местного сообщества» минимальные 3 млн руб. собрал благодаря частным пожертвованиям, а также вкладу актеров и зрителей благотворительного спектакля, который был поставлен в Пензенском драматическом театре по пьесе В. Шукшина «До третьих петухов». Сейчас в пензенском эндаументе почти 17 млн руб., и значительную часть средств в этот ЦК внес фонд Потанина.

При выборе источника привлечения средств для ЦК большую роль будет играть репутация НКО и то, удастся ли ее руководителям объяснить донорам целесообразность создания эндаумента.

«Не все крупные жертвователи готовы к тому, что их средства будут переданы управляющей компании и только через год или через два даже не эти деньги, а доходы от них будут направлены на ту или иную программу. Необходимо объяснить, что эндаумент – игра вдолгую. Это длинные деньги, которые тоже крайне важны для НКО и для поддержки их благотворительных программ. Я думаю, что рано или поздно практика по формированию ЦК некоммерческими организациями будет расширяться. И она станет вызывать уже меньше удивления и вопросов», – говорит Ксения Обухова.

В «Русфонде», который недавно создал свой эндаумент, также отмечают, что не все доноры на первом этапе отнеслись с пониманием к предложению жертвовать в целевой капитал, а не в одну из программ фонда. 

«Одна из наших первых сложностей – необходимость объяснять жертвователям сам принцип эндаумента: чем он отличается от пожертвований «здесь и сейчас» и в чем его важность. Мы поняли, что нужно больше говорить про это, сегодня уделяем таким разъяснениям особое внимание, – говорят в «Русфонде».  – Здесь критична команда: нужны те, кто сможет объяснять суть инструмента, вдохновлять, формировать доверие. Не менее важны PR и фандрайзинг. Именно поэтому мы, например, в своем проекте отдельно привлекаем менторов по этим направлениям».

Еще один пример источника средств для ЦК –  доходы НКО от собственной коммерческой деятельности. Но реализовать это получится только в том случае, если эти деньги числятся на балансе отдельного юридического лица. По закону, собственные средства и имущество пожертвовать в целевой капитал НКО не может (п. 2 ст. 4 №275-ФЗ).

Важный момент: формируя ЦК, надо понимать, на что ты потратишь доход от него. По словам Ксении Обуховой, иногда бывает так, что НКО дает кто-нибудь из доноров денег конкретно на создание эндаумента. Отказаться в такой ситуации непросто, но отсутствие понимания, на что направить средства, может доставить большое количество проблем.

Лайфхак: можно три года возвращать средства, плюсуя их к телу целевого капитала. Но даже через три года деньги придется выводить и куда-то их направлять, поэтому об этом тоже желательно подумать заранее.

Такой непродуманный подход для НКО может стать ловушкой. Ситуацию не спасет специальное придумывание программ. Рано или поздно придется в срочном порядке искать благополучателей, для которых будет полезна накопленная сумма. Здесь могут быть варианты, но в целом для организаций, которые не продумали «на берегу», что делать с деньгами, эта ситуация может стать негативным опытом, отмечают в Пензенском центре знаний по целевым капиталам.

Примечательно, что целевой капитал можно направлять даже на финансирование текущей деятельности самой создавшей его НКО. Но это условие должно быть прописано в договоре с жертвователем и в уставе фонда, а значит, и это тоже нужно продумывать заранее.

Инвестором ты можешь и не быть, но понимать процесс обязан

Целевой капитал должен приносить НКО доход – в этом смысл его создания. Как правило, управлять им доверяют профессионалам – управляющим компаниям, которые по согласованию с фондами определяют инвестиционную стратегию и затем заставляют деньги работать. Исходя из этой логики, сотрудникам фонда, казалось бы, не обязательно обладать навыками инвестирования – создать свой эндаумент они смогут и не обладая такими знаниями. Но практика показывает, что лучше, если они есть.

Чем акции отличаются от облигаций, какой должен быть горизонт планирования, какую инвестиционную стратегию выбирать, агрессивную, умеренную или консервативную – минимальные знания, как минимум, помогут говорить с управляющей компанией на одном языке. Кроме того, это позволит компетентно отвечать на вопросы доноров, которые интересуются судьбой вложенных средств.

Серьезность подхода к этому вопросу зависит от ресурсов самой НКО. В структуре некоторых фондов, по словам Ксении Обуховой, есть даже целые инвестиционные комитеты, которые занимаются исключительно финансовыми вопросами, касающимися эндаумента. Но в целом это не обязательно, достаточно того, чтобы в органах управления НКО был кто-то, кто разбирается в теме инвестиций, а возможно имеет и личный опыт работы на фондовом рынке.

Если таких людей в структуре НКО нет, то их можно обучить. Курсы по инвестиционной грамотности для благотворительных организаций pro bono проводят школа «Сколково» и Фонд Потанина.

Определенное знание рынка инвестиций полезно и при выборе управляющей компании. Как правило, НКО делают выбор ориентируясь на рекомендации «сарафанного радио». Однако неплохо понимать, какие есть альтернативы. Не факт, что управляющая компания останется с вами на многие годы. Проще возвращаться к вопросу о подборе новой, понимая местный инвестиционный рынок и задавая потенциальным партнерам правильные вопросы.

Сотрудник НКО, который более-менее разбирается в вопросах инвестиций, уже понимает, что происходит с деньгами, когда они переданы в доверительное управление, почему управляющая компания вкладывает деньги в одни инструменты и не вкладывает в другие.

Разберем конкретный пример распределения целевого капитала с целью получения доходности на эндаументе «Капитал местного сообщества» Пензенского фонда. На начало 2023 года в целевом капитале фонда 16,8 млн руб., управляет пензенским эндаументом АО «ВИМ Инвестиции».

Структура активов выглядит так: 88,36% средств вложено в облигации, 7,12% – в акции, 4,5% – денежные средства. Такое распределение не случайно: оно учитывает рыночную конъюнктуру. 

По словам финансового аналитика, эксперта Института экономики роста им. П.А. Столыпина Владимира Левченко, сейчас динамика российского фондового рынка пока не оправдывает ожидания участников и инвесторов. Поэтому инструменты с фиксированной доходностью, какими и являются облигации, выглядят и более интересными, и менее рискованными по сравнению с акциями. Именно этими аргументами, очевидно, и руководствовалась УК эндаумента Пензенского фонда при выборе инвестиционной стратегии.

Целевой капитал несет не только прибыль, но и риски

Выбор инвестиционной стратегии определяет доходность инвестиций: у одной НКО годовая доходность ЦК может быть 20%, а у другой по итогам того же года в этой же управляющей компании – всего 9%. Это зависит от выбранной инвестстратегии, рыночных и многих других факторов.

Примером может служить опыт фонда Рыбакова, который к настоящему времени создал уже порядка 40 целевых капиталов и явно набил руку в этом вопросе. Один из его эндаументов, ЦК «WELF», был создан в 2018 году для стабильной и долгосрочной финансовой поддержки российским и международным проектам по развитию предпринимательских и лидерских качеств. Сбор средств на него ведется через платформу «Legacy», управление осуществляет УК «Альфа-Капитал», и в настоящее время фонд ЦК превышает 346,4 млн рублей. При этом за последние 6 лет доходность WELF заметно колебалась: так, в 2019 году она составляла 13,4% годовых, в 2022 снизилась до 4,2%, а по итогам 2024 года поднялась до 11%.

Нестабильность российской экономики – пожалуй, главная причина того, что ЦК остается рисковым инструментом. В случае просадки фондового рынка теряет прибыль и некоммерческая организация. Диапазон потерь может быть довольно болезненным: одно дело – не заработать ничего, другое – уйти в минус и потерять часть того, что имел. Поэтому риски необходимо просчитывать, а также понимать, чем перекрыть недополученный доход в случае просадки финансовых рынков.

«Важное правило заключается в том, что не стоит направлять все ресурсы на ЦК. Любой инвестор скажет вам, что средства необходимо «не класть в одну корзину», а диверсифицировать, то есть вкладываться в разные источники потенциального дохода», – отмечает Ксения Обухова.

Депозит – не конкурент

С точки зрения долгосрочной доходности у ЦК пока нет конкурентов. Это актуально даже если сравнивать с зашкаливающей сегодня ставкой по депозитам, которая может достигать 23% и более. Но бежать и сломя голову перекладывать деньги на вклад точно не стоит. 

Депозит по сравнению с целевым капиталом – это короткие деньги. Самый выгодный процент по вкладу в 22-23% в ведущих банках страны действует только год, и не факт, что по его истечении процентная ставка не снизится. Так, 6 июня 2025 года Банк России снизил уровень ключевой ставки с 21% до 20%. Для экономики и бизнеса в целом это хорошо, а вот для тех, кто рассчитывал заработать на длинном депозите, не очень – проценты по вкладам начали снижаться даже раньше, чем снизилась ключевая ставка. 

Кроме того, не стоит забывать, что риски существуют и при инвестициях в банковские депозиты. Страховка есть, но она имеет ограничения. Если у банка отозвали лицензию или ввели мораторий на снятие средств, сколько бы НКО ни хранили суммарно на счетах и вкладах, – по страховке ей вернут максимум 1,4 млн рублей.

Иллюстрации Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?