Как работают механизмы вовлечения сотрудников в благотворительность в крупных компаниях

Бизнес уделяет все большее внимание мотивации своих сотрудников к участию в благотворительности: некоторые компании создают специальные платформы, чтобы облегчить своим работникам выбор фонда, которому те хотят помочь.

Сотрудники готовы жертвовать в выбранные корпорацией фонды: обычно это те НКО, с которыми коллектив уже знаком в ходе волонтерских акций или помощи pro-bono.

Иногда компания за счет собственных средств удваивает пожертвования сотрудников – что не может не радовать фонды.

«Норникель»: выбираем фонды, которым уже помогали наши сотрудники

Программа личных пожертвований действует в «Норникеле» более полугода. Она развилась из проекта корпоративного волонтёрства «Норникеля» «Комбинат добра». «Наша задача — привлечь сотрудников к непосредственному участию в благотворительности, предоставляя каждому простые и понятные механизмы для персональной помощи тем, кто в ней нуждается», — рассказывает Елена Крючкова, руководитель направления корпоративного волонтерства компании «Норникель».

Программа работает как автоматизированная система сбора личных пожертвований. Каждый сотрудник может перечислить средства на благотворительные цели, не покидая рабочего места. «По нашей задумке, сервис должен помочь всем, кто реально нуждается в помощи, но обычно не получает её в полном объеме и в нужное время: дети-сироты, пожилые люди, инвалиды и бездомные животные. Этой программой смогут воспользоваться, в том числе, и сотрудники компании, оказавшиеся в трудной ситуации, связанной с необходимостью сбора средств на лечение», — говорит Елена Крючкова.

Елена Крючкова

С ноября 2016-го по июнь 2017-го работники «Норникеля» пожертвовали на благотворительные цели 2 569 575 рублей. Норникель удваивает каждый благотворительный взнос, так что в итоге сумма пожертвований составила 4 615 506 рублей. Благополучателями программы стало уже 6 благотворительных фондов.

Стать участником программы может любой сотрудник московского офиса «Норникеля» (а в ближайшем будущем и Кольской ГМК), у которого есть доступ к личному кабинету на интранет-портале. «Нужно зайти в раздел «Комбинат добра» и в подразделе «Программа личных пожертвований» выбрать интересующую благотворительную акцию, — поясняет Елена Крючкова. — Также здесь можно ознакомиться с «Календарём волонтёра», где есть все ключевые события новой программы и можно присоединиться к разнообразным благотворительным и волонтёрским акциям».

Все предложенные на платформе портала благотворительные истории проверяются компанией на предмет надёжности получателя помощи и прозрачности расходования переданных денег. Первыми фондами, которым начали помогать на платформе сотрудники «Норникеля», стали «Старость в радость», «Собаки-помощники инвалидов» и Свято-Софийский детский дом.

«Например, с фондом «Старость в радость» у нас уже до этого было плотное сотрудничество, наши работники уже его знали, — отмечает Елена Крючкова. — Наши сотрудники перечисляют деньги ежемесячно, например, на оплату работы нянь в домах престарелых, помогают и как волонтеры. А теперь появилась возможность и делать перечисления через программу».

Благодаря программе личных пожертвований сотрудников «Норникеля» 22 воспитанника Свято-Софийского социального дома ежедневно выезжают в школу на специальном микроавтобусе, по субботам посещают занятия в бассейне, бывают на экскурсиях и в театрах. Для подопечных фонда «Старость в радость» в Ржевском доме-интернате Тверской области и Товарковском доме-интернате Тульской области удалось закупить так необходимые инвалидные коляски.

С большой готовностью сотрудники «Норникеля» поддержали нужды учебно-кинологического центра «Собаки-помощники инвалидов». На собранные средства удалось подготовить сразу нескольких собак-поводырей, а еще купить нового щенка – будущего помощника незрячему человеку, его дрессировка уже началась.

По итогам первого этапа программы «Норникель» расширил круг благополучателей, включив в нее фонды «Право на чудо», «Созидание» и Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие».

«Приоритет отдается фондам, у которых стабильная и хорошая репутация, при этом им уже оказывалась помощь нашими сотрудниками, а их благотворительные акции требуют незамедлительной реализации», — поясняет Елена Крючкова.

Deloitte CIS: фандрайзинговые соревнования между сотрудниками

Инга Трофимова

Как рассказывает Инга Трофимова, менеджер по корпоративной ответственности Deloitte CIS, в компании уже 10 лет существует свой благотворительный фонд. Сотрудники могут жертвовать средства через эту структуру, помогая сторонним фондам. Для этого компания создала свою краудфандинговую платформу, которая работает уже три года, и на ней сотрудники могут настроить автоматическое перечисление средств с зарплатной карты или делать пожертвования вручную самостоятельно.

«Фонды направляют нам заявки на ту или иную программу, которая требует помощи, мы размещаем проект на нашей платформе», — поясняет Инга Трофимова. Информация на платформе открытая – сотрудники компании могут размещать призывы поддержать и помочь этому проекту и в своих соцсетях, например. Среди фондов, которым помогает коллектив компании, -«Вера», «Жизнь как чудо», «Настенька», «Даунсайд Ап» и другие. Компания также удваивает пожертвования, сделанные сотрудниками.

Еще одно ноу-хау Deloitte CIS: компания организует соревнования по фандрайзингу между командами сотрудников – кто соберет самое большое количество пожертвований. «Сотрудники могут привлечь своих друзей, близких, приложить усилия, чтобы победить конкурентов. В итоге только в ходе таких фандрайзинговых соревнований-игр собирается ежегодно около миллиона рублей. В целом же платформа собирает гораздо больше средств», — рассказывает Инга Трофимова. С каждым годом сборы растут.

Компания Deloitte CIS , кстати, агитирует сотрудников жертвовать средства на административные расходы НКО. Обычно эти сборы проходят непросто, не всегда в обществе у нас понимают, что и в третьем секторе люди должны получать зарплату за свою работу. Такая помощь Deloitte CIS крайне важна для фондов.

Росбанк: корпоративная благотворительность – часть культуры компании

Екатерина Плужник

Росбанк одним из первых стал рассказывать своим сотрудникам про корпоративную благотворительность и предлагать участвовать в таких проектах. Еще в 2002 году была разработана и реализована программа частных пожертвований сотрудников «Право помогать есть у каждого», которая успешно работает до сих пор.

Во внутренней сети банка создана специальная база с информацией о фондах. «Периодически мы запускаем информационные кампании о новичках в нашей базе или делимся историями конкретных людей. На частные истории отклик, конечно, гораздо выше, — рассказывает Екатерина Плужник, руководитель отдела корпоративной социальной ответственности Росбанка. — Сотрудник выбирает, кому хочет помогать. Если речь идет о разовом пожертвовании, его можно сделать через интернет-банк. Для ежемесячного списания средств в пользу того или иного фонда сотрудник подписывает заявление. Все пожертвования банк удваивает».

Сотрудникам банка предлагаются разные проекты, чтобы у всех был выбор. Кто-то помогает только детям, кто-то бездомным животным, кто-то откликается на проекты помощи хосписам, кто-то, наоборот, не готов погружаться в эту сложную тему.

Работники банка тоже могут предлагать фонды для включения в программу. «Естественно, благотворительные организации тщательно проверяются, прежде чем мы добавляем их в программу и даем информацию о том, какая помощь им требуется. Наши коллеги должны быть уверены, что их пожертвование дойдет до адресата, поэтому важна прозрачная система и обязательная отчетность, — замечает Екатерина Плужник. — Любой фонд может обратиться к нам с просьбой включить его в программу. Периодически мы проводим исследования, опросы сотрудников, чтобы понять, в каком направлении нам двигаться при выборе фондов».

Корпоративная благотворительность — это часть культуры компании, одна из ценностей, которую в идеале разделяют и компания, и ее работники, замечает спикер: «Правильно выстроенная коммуникация, диалог с сотрудниками и пример руководителей на разных уровнях, на мой взгляд, это основные составляющие. Сейчас многие сотрудники уже являются участниками благотворительного процесса, по личной инициативе помогая определенным фондам. Поэтому частично наша аудитория уже подготовлена, и зачастую вопрос заключается в том, как привлечь внимание именно к корпоративным проектам».

«Одним из самых запоминающихся стал проект «ТолькО2 дыши». Мы проводили акцию среди сотрудников по сбору средств для фондов помощи хосписам «Дом с маяком» и «Вера» для приобретения подопечным фондов кислородных концентраторов. В итоге сумма пожертвования составила порядка 700 000 рублей», — рассказывает Екатерина Плужник. Ранее банк сотрудничал с такими фондами, как Центр гуманитарных программ, «Дарящие надежду», «Собаки-помощники инвалидов». Росбанк удваивает средства сотрудников, не только собранные на платформе, но и полученные в ходе других акций – забегов, ярмарок т.п.