Одни приходят семьями, другие в одиночестве. Есть так называемые созависимые. Кстати, ромашковская община трезвости – семейная, и в идеале ее должны посещать семьи целиком, тогда и эффективность возрастает. Некоторые женщины ходят сюда, чтобы научиться правильно вести себя с пьющими мужьями, сыновьями, а порой и родителями, которые упрямо остаются дома. «Легче на душе становится, — говорит Татьяна, одна из таких женщин, – и меньше ошибок совершаешь дома, меньше говоришь ненужных слов, учишься не раздражаться, любить. Ведь только с любовью можно помочь страждущему человеку»

При Никольском храме села Ромашково Одинцовского района Московской области более 15 лет существует община трезвости. Деятельность ее осуществляется в рамках «Душепопечительского центра имени преподобномученицы Елизаветы Федоровны «Дом милосердия».

Село Ромашково известно с ХVI века и принадлежало дому Романовых. Уже в 1627 году здесь находилась деревянная церковь, а каменная была освящена в 1867 году. В 1941 году Никольскую церковь закрыли, а в здании разместили колхозный склад, а затем склад кинопленки. Осенью 1989 года был снова создан приход, а в 1990 году настоятелем церкви был назначен священник Алексий Бабурин. До того как принять сан, о. Алексий был врачом-психиатром, работал в Кардиологическом центре, занимался проблемами медико-психологической помощи при табакокурении. Когда отец Алексий принял сан священника, он не оставил медицину и работал по совместительству в наркологическом диспансере № 11 г. Москвы, в Научном центре психического здоровья и проводил эту работу также на приходе. В 1995 при храме начала действовать община трезвости под руководством протоиерея Алексия Бабурина.

До революции обществ трезвости по стране было около трех тысяч, и в них состояло около двух миллионов трезвенников, а в начале 1900-х годов были проведены даже два всероссийских съезда деятелей по борьбе с народным пьянством. «Многие святые отцы возглавляли общества, потом, когда начались гонения, их в первую очередь расстреливали, уничтожали», — говорит отец Алексий. Общества трезвости просуществовали до 1930 года. Только в 1986 году возобновилась кампания по борьбе с наркоманией и алкоголизмом. «Но, к сожалению, подход был неправильным, — говорит о. Алексий, — сделали большой акцент на административные меры, борьба по-комсомольски: вывесим портреты всех пьяниц на доски позора и так победим алкоголизм. А когда бездумно что-то начинаешь делать, даже самые светлые идеи можно дискредитировать».


Неизвестный художник. Пасхальная открытка «Нет пьянства». 1915 г.

Сейчас трезвенническое движение в России опять набирает силы, но его размах не такой, какой был до революции. Сильные общины трезвости существуют в Петербурге и Екатеринбурге. В Москве – в основном в Подмосковье, в селе Ям Домодедовского района и в селе Озерецкое Дмитровского района действуют братства трезвости, а в селе Ромашково – семейные клубы трезвости. Есть общество трезвости «Вера» в Коломне.

За прошедшие тринадцать лет общину в Ромашково посетило несколько сотен человек, и многие обрели здесь трезвость. Среди людей, которые каждую неделю на протяжении года и более приезжали в Ромашково на встречи общины, 76,7% не употребляют более психоактивных веществ (спиртного или наркотиков).

Все общинники — москвичи и жители ближнего Подмосковья. Некоторые тратят на дорогу по два с половиной часа. Социальный состав самый разный: интеллигенты (учительницы, доцент математики, журналист, музыкант, художник, хореограф, технари, адвокат, менеджеры и не только среднего звена), есть трудяги (автослесарь, строитель), много бывших военных и милиционеров, много охранников, есть и студенты, и пенсионеры, и безработные, порой встречались новые русские. Здесь можно встретить разных людей: тех, кто только хочет бросить пить; тех, кто уже постепенно избавляется от своей пагубной страсти; тех, кто дал обет трезвости на всю жизнь… Одни приходят семьями, другие в одиночестве. Есть так называемые созависимые. Кстати, ромашковская община трезвости – семейная, и в идеале ее должны посещать семьи целиком, тогда и эффективность возрастает. Но, увы, это удается не всегда. Некоторые женщины ходят сюда, чтобы научиться правильно вести себя с пьющими мужьями, сыновьями, а порой и родителями, которые упрямо остаются дома. И им, по собственному признанию, община помогает. «Легче на душе становится, — говорит Татьяна, одна из таких женщин, – и меньше ошибок совершаешь дома, меньше говоришь ненужных слов, учишься не раздражаться, любить. Ведь только с любовью можно помочь страждущему человеку».

Собрание, на котором мне посчастливилось оказаться, было необычным. В этот день не только собрались сразу обе группы трезвости (около 50 человек), но и приехали гости из Нижегородской области, которые хотели бы организовать у себя при храме общину, подобную ромашковской. Занятие вел о. Алексий. Это случается раз в месяц.

«До конца 2007 года встречи всегда проводил батюшка, но община стала настолько большой, что нам пришлось разделиться. Теперь занятия проводят люди, сами исцелившиеся здесь от своего недуга и прошедшие обучение под руководством о. Алексия», — объясняет Екатерина Савостьянова, ведущая одной из групп общины трезвости. Обе группы собираются вместе редко: когда бывают паломнические поездки (последняя – в Оптину пустынь), на молебны пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (служатся на приходе раз в месяц), походы в театр «Камерная сцена», (там нередко проходят массовые собрания, на которые приходят и ветераны – те, кто ходил в общину 7-10 лет назад), выезды на природу и пр.

На собрании раздают листки. В них нужно указать фамилию, имя и срок воздержания. Когда человек приходит в общину, он не дает никаких обязательств по поводу воздержания, он должен быть хотя бы просто настроен на трезвую жизнь. «Срок воздержания мы указываем, чтобы понять, кто чем дышит, насколько успешно идет процесс исцеления,– говорит Е. Савостьянова. — Иногда человеку трудно поднять руку и сказать: «я сорвался», а в листочке напишет. К тому же, листочек этот многих удерживает от срыва. Стыдно писать все большие сроки – месяц, два, три, а потом прийти и бац! – вторая смена: «срок воздержания — два дня». Приходится начинать все сначала».

В этот раз на встрече было много новых людей. Сначала мне показалось, что пьющих людей не было, а только члены их семей. «Просто все неплохо уже выглядят, пришли-то совсем другими», — развеяла мои сомнения Екатерина. Да, многие приходят не в лучшем виде. Самое важное в общине – это поддержка друг друга. На таком собрании человек может вслух при всех остальных, не боясь осуждения, излить свою душу, рассказать о своей беде, поделиться с другими своей болью. А это подчас – самое сложное.

«Проговаривая проблемы, обсуждая их с разных сторон, мы обогащаем свой опыт — говорит о. Алексий. — Здесь уместно сравнение с летчиками, которые, прежде чем отправляться в небо, оттачивают летные премудрости на тренажере, учась мгновенно принимать правильное решение, нажимать нужную кнопку. В экстремальных ситуациях не будет времени на раздумья: действовать придется мгновенно и автоматически. Так и человеку, вставшему на путь избавления от пагубной страсти, нужно быть готовым ко всему».

Отец Алексий в своей работе придерживается концепции Владимира Удолина, который был основателем движения Семейных клубов трезвости, а также диалогического подхода православного психолога Т.А. Флоренской. Но полное исцеление возможно только при помощи Божьей, и потому отец Алексий говорит о «сочетанном воздействии на личность страждущего церковного врачевания и медико-психологической помощи».

Т.А. Флоренская (1936-1999), доктор психологических наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук и искусств. Успешно разрабатывала концепцию диалога как личностно и духовно развивающего общения. Автор более 70 научных работ и публикаций, наиболее значительные из которых: «Диалог в практической психологии» (1991); «Диалог как метод в психологии и консультировании (духовно-ориентированный подход» (1994); «Диалогическое общение как путь духовного преображения личности» (1995); «Мир твоему дому» (1999). Перед самой смертью она завершила работу над книгой по православной психологии.

Владимир Удолин (1922-1996), всемирно известный психиатр, профессор Кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии Медицинского факультета Загребского университета, директор университетской психо-неврологической и наркологической клиники больницы «Сестры милосердия» в Загребе, президент Всемирной социально-психиатрической ассоциации, президент Средиземноморского общества социальных психиатров, член группы экспертов ВОЗ по психическому здоровью, алкоголизму и другим видам зависимостей, автор социально-экологической теории алкоголизма, основатель движения семейных клубов трезвости, им опубликовано около 60 книг и более 500 научных статей на тему алкоголизма.

Подробнее об алкогольной зависимости и о методах лечения мы поговорили с о. Алексеем Бабуриным после собрания общины:

— Отец Алексий, с точки зрения современной медицины алкоголизм – это болезнь?
— И да, и нет. Алкоголизм как заболевание впервые описал в 1849 году шведский врач и общественный деятель Магнус Гусс. В 1952 году Всемирная организация здравоохранения утвердила понятие алкоголизма как болезни. С 1964 года Владимир Удолин начал развивать социально-экологическую теорию, согласно которой проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков не могут отождествляться с болезнью в классическом смысле. Предпочтительно рассматривать их как тип отклоняющегося поведения, стиль жизни. Тогда это была революционная идея, и многие приняли ее в штыки — в основном, кстати, сами пьющие люди. Ведь так приятно быть больным, чтобы тебя лечили, тебя жалели. Если это болезнь — стало быть, человек не ответственен за свое поведение. А согласно концепции Удолина, это — следствие неправильного образа жизни, который ты ведешь. В 1979 г. термин «алкоголизм» был изъят из Международной классификации болезней, разрабатываемой ВОЗ, и заменен термином «синдром алкогольной зависимости». В Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (используется всеми врачами для кодирования медицинских диагнозов с 1999 года по настоящее время), все алкогольные расстройства классифицируются как «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ». Таким образом, мы постепенно начинаем понимать, что алкоголизм – собирательный термин для обозначения расстройств поведения, возникающих вследствие злоупотребления алкоголем.

— Сейчас много говорят о движении» «Анонимных алкоголиков. Как вы относитесь к этой методике?
— Я не пропагандирую ее, так как считаю, что для большинства страждущих участие в АА неприемлемо по ряду соображений. Люди, которые знают Священное Писание, читают Святых Отцов, окормляются у своих духовников, прибегают к Таинствам церковным, используют для исцеления иную «лествицу». Согласно исследованиям некоторых социологов, АА подходят людям с более авторитарной личностью.

— А к вам неверующие алкоголики приходят?
— Конечно. Приходят разные люди: совсем невоцерковленные, крещеные или некрещеные, даже атеисты – если не воинствующие. Ведь атеисты бывают разные: по недоразумению, по воспитанию, по недомыслию. Кто приходит, с тем мы и занимаемся. Они ходят на встречи и меняют свой образ жизни, через покаяние, конечно: некоторые воцерковляются, кто-то крестится. Процесс носит естественный характер. Наша программа не просто калька с той, которую создал профессор Удолин, мы ее видоизменили. У нас даются обеты трезвости после длительной подготовки, существуют паломничества, мы молимся друг за друга.


Никольский храм села Ромашково

— Отец Алексий, расскажите подробнее про обет трезвости.
— Обет трезвости — не современное изобретение. Этот опыт существует с незапамятных времен. Все знают, что Иоанн Предтеча не пил ни вина, ни сикеры. Он был назареем — человеком, посвятившим себя Богу и давшим обет воздержания.
В России обеты трезвости получили широкое распространение с конца XIX века. Дача обета не цель, а вспоможение. Обет способствует стяжанию Божией помощи в борьбе со страстью. По свидетельству людей, которые сделали этот шаг, после дачи обета у них прибавляются силы бороться с грехом.
Теперь задача — не расслабляться, контролировать свои помыслы и поступки, молиться, укрепляться в вере.

К разговору подключается Е. Савостьянова:
— Ты даешь обещание не пить (не курить, не играть, не употреблять наркотики). Естественно, тут нет никаких лазеек. Другое дело, что можно дать обет, скажем, на год, на три, а потом – продлить его на всю жизнь. За это время человек успевает ощутить всю радость трезвой жизни и ему редко хочется возвращаться к прежнему. Так что чаще всего люди обет продлевают. Я, например, дала сначала на год – у мощей свт. Тихона Задонского, а потом – на всю жизнь – у мощей прп. Нила Столобенского.
Недавно, кстати, мы отметили 10-летие первого обета трезвости, данного в нашей общине. Он не нарушен. Дал его актер театра «Камерная сцена» Аркадий Аверин, сейчас он уже — заслуженный артист России, отец троих детей.

— Так что же, нет другого выхода, кроме как полного воздержания? Даже по праздникам нельзя выпить?
— Для людей, которые пристрастились к психоактивным веществам, есть только один выход – отказаться навсегда, потому что иначе будет возврат.

— Но ведь вино полезно для крови, для пищеварения…
— Да, апостол Павел рекомендует апостолу Тимофею употреблять немного вина из-за болезни желудка, но это рекомендация не является рецептом для всех и каждого. Я против мифического отношения к вину, которое нам насаждалось со времен расцвета культа Диониса. Он распространялся и среди иудеев Антиохом Епифаном, сирийским царем, и какой был протест! С этого началась иудейская война. Но зло не в вине, а в неправильном его использовании. К употреблению вина следует относиться по-христиански: либо строго по церковному уставу, либо, ради блага, вовсе отказаться от хмельных напитков. Мы знаем, что Христос говорит о себе: «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь есть». И, когда вино называют сильнейшим наркотиком в мире и всех людей без разбора отвращают от вина, тем самым, делая и вино, которое в Таинстве Евхаристии прелагается в истинную Кровь Христа, неприемлемым, это уже крайность. Я знаю одного батюшку, у которого на вино страшная аллергия, ему надо ставить капельницу, если он выпьет глоток вина, но когда он причащается и потребляет оставшиеся Дары, то у него никакой реакции не бывает. Однако, как говорит апостол Павел: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего твой ближний претыкается, соблазняется или изнемогает».

— А запивка после причастия?
— Зная о том, что к Святому Причастию подходят разные люди, в том числе и те, кто страдает алкоголизмом, мы в своем приходе используем в качестве запивки просто сиропы. В екатеринбургской епархии, например, предлагают святую воду. Нет такого правила, чтобы запивка непременно состояла из вина. Раньше, когда алкоголизм был явлением исключительным, никто и не задумывался на такие темы. Если бы люди жили по церковному уставу и потребляли малое количество вина, разбавленное водой и по большим праздникам, у них никогда не развилось бы никакой зависимости.

— А не может ли у реабилитантов появиться другая страсть – осуждения и ханжества: мы праведные, не пьем, а мир во зле лежит, все пьяницы и т.п.?
— Когда такое прошел, не до ханжества. Грех твой пред тобою есть выну. Как же можно осуждать, если ты завтра, оказавшись без благодатной помощи Божией, снова можешь пасть. У тех, кто обращается к жизни трезвой, не возникает фарисейства. Наоборот, они хотят помочь другим, привести друга, страдающего алкоголизмом; они лучше понимают и сострадают ближнему, впавшему в зависимость.

— Многие ли покидают приход и остаются при этом трезвенниками? Не привязываете ли вы людей к своей общине?
Екатерина Савостьянова: «Покидают приход» — не совсем правильно. Не все, кто ходит на общину, становятся прихожанами ромашковского храма. Далеко не все.
Сначала человек ходит каждую неделю. Ходит год, два, кто-то — больше. Потом, крепко встав на ноги, человек посещает общину все реже и реже, может появляться и раз в несколько месяцев уже в качестве гостя. Новичкам всегда очень интересно и полезно посмотреть на ветерана, послушать реальную историю исцеления с помощью Божией. Отец Алексий не привязывает людей к своей общине, иначе у нас сейчас было бы столько людей, что вся церковная территория не вместила бы (она, правда, не очень велика). Цель общины – не бросить пить, а изменить образ жизни. Трезвость не является добродетелью, как писал великий педагог и апостол трезвости XIX века С.А.Рачинский, она – лишь условие для развития добродетелей. В общине при православном храме естественным образом происходит воцерковление, и это является главным изменением образа жизни. Меняется круг друзей, интересов, меняются ценности – меняется вся жизнь. Вот у «Анонимных Алкоголиков» членство пожизненное, но не у нас.


о.Алексий Бабурин и община трезвенников на крыльце Свято-Никольского храма в Ромашкове

Материал подготовила Елена Тюлькина

Три истории из жизни общинников:
Ксения уже много лет ухаживает за престарелой матерью, прикованной к постели. «Ничто уже давно меня не радует, — говорит она, – ни дети, ни любящий муж, ни работа (я медсестра). Чтобы как-то отвлечься, поступила недавно в институт, на заочное отделение, но учеба только в тягость. Единственное, что помогает хоть ненадолго забыть о клубке ежедневных проблем – вино». О ромашковской общине Ксения узнала в своем приходском храме, ходит сюда второй месяц. «Многое пока непонятно, — признается. – Точно знаю, что не смогу пока полностью отказаться от спиртного. Не представляю своей жизни без этого. Но, по крайней мере, выпивать стала реже».

С Игорем случилось настоящее чудо. Он по профессии музыкант. Как-то раз, подгуляв, голосовал на дороге. Водитель оказался человеком словоохотливым. Показал фотографии детей, рассказал о том, как сильно пил когда-то, даже в тюрьме сидел. «А помогли мне в храме святителя Николая в Ромашково. Хочешь верь, хочешь нет, но бросил пить раз и навсегда. Потом многих друзей туда привел». Игорь загорелся: «Я тоже хочу перестать пить. Устал от этого. Чувствую, что как музыкант становлюсь все хуже и хуже, уже не так часто приглашают куда-то». «Отвезу, — согласился водитель. – Но это будет только через неделю, в среду. А давай поедем со мной в воскресенье в Серпухов. Мы с женой и сестрой собираемся». Игорь немного опешил, но согласился: терять нечего, парень вроде приятный, верующий. Да и сам он, несмотря на то, что был человеком нецерковным, уже слышал о чудотворной иконе «Неупиваемая Чаша», молитва пред которой помогает таким, как он, пьяницам. В воскресенье съездили новые знакомые в Серпухов, отстояли молебен, воды набрали. Игорь длинный молебен еле отстоял (еще пробирала дрожь и тошнота с похмелья), а с водой и вовсе вышел конфуз: пытался пробраться без очереди, так его чуть было вовсе не выгнали их храме. Но дело не в этом. Дело в том, что с того самого воскресенья он больше ни капли в рот ни брал спиртного. «Для закрепления» эффекта стал посещать общину трезвости в Ромашково. Прошло с тех пор уже три года. Курить, правда, так до сих пор и не бросил.

Юлия – регент в одном из московских храмов. Человек заметный и даже известный в своем кругу. Не все знают о беде, которая постигла ее семью. Любимый сын, студент престижного вуза, отличник, пристрастился к наркотикам. «Какие-то таблетки, — сквозь слезы рассказывает она. – Я ничего в этом не понимаю. Сюда хожу, чтобы получить совет, как вести себя с ним. И очень, конечно, хочу привести сюда сына. Верю, ему поможет общение с людьми, которые с Божьей помощью смогли победить такой же недуг. Но он пока ломается. Не хочет ехать».

Адрес храма:
143025, Московская область, Одинцовский район,
п./о. «Немчиновка», село Ромашково.
Телефон: (495) 591-95-81.
Банковские реквизиты. Церковь святителя Николая Мирликийского Чудотворца села Ромашково Одинцовского р-на Московской области.
Р/с, банк: 40703810338190100041 в Киевском ОСБ 5278, г . Москва.
БИК: 044525225
К/с: 30101810400000000225
ИНН: 5032003437
КПП: 503201001
ОКПО: 42231280
ОКХН: —

Банковские реквизиты. АНО «Дом милосердия»
Р/с, банк: 40703810838190100596 в Киевском ОСБ 5278, г. Москва.
БИК: 044525225
К/с: 30101810400000000225
ИНН: 5032066042
ОКПО: 53957881

Cм. также: Алкоголик из Ромашково

См.также Историю возвращения