В храм без кошелька

Я провела эксперимент и отправилась по московским храмам с банковской картой в одной руке и телефоном в другой в надежде внести свою лепту на нужды храма, не имея при себе монет и банкнот

Идею статьи подала мне знакомая, прихожанка одного из центральных московских храмов. «Каждый раз после литургии, когда кто-то из прихожан встает у дверей с подносом для пожертвований, чувствую неловкость – опять деньги (наличные – прим. ред.) забыла!» – рассказала она. Действительно, многие сейчас почти отказались от наличных денег, ведь повсеместно можно расплачиваться картой или переводом. И если с оплатой покупок в церковных лавках вопросов обычно не возникает (во многих есть терминалы, как в магазинах), то как быть с кружками и ящичками, куда кладут пожертвования, – карточку-то к ним не приложишь? Может быть, храмы уже пошли в ногу со временем и предлагают какой-то цифровой аналог внесения евангельской лепты?

Переводы на карту и реквизиты по QR-коду – то, с чего проще всего начать

Мое путешествие началось в храме Сергия Радонежского в Рогожской слободе. В свечной лавке я обратила внимание на объявление о пожертвовании на иконостас, которое можно сделать переводом на карту по номеру телефона. Свечница объяснила, что это в основном для «своих», так как карточка принадлежит настоятелю, а переводом на карту можно пожертвовать и на уставную деятельность храма. Так я и сделала – открыла приложение банка, набрала номер телефона получателя, сумму и сделала пометку – «на храм». Ничего сложного, если есть при себе телефон с интернетом.

Затем я направилась в Сретенский монастырь. При входе в храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери висело объявление, где были указаны полные реквизиты счета монастыря, а также QR-код для пожертвований.

Я открыла мобильное приложение банка, отсканировала QR-код. Все реквизиты храма были заполнены, но сумма перевода, которую я ввела, увеличилась на 10% из-за комиссии.

Как храму сгенерировать QR-код для оплаты по реквизитам?

Сделать это проще всего через приложение банка, в котором открыт счет юридического лица. Такая опция есть у большинства крупных банков – «Сбера», Альфа-банка, «Тинькофф» и других. Код, где зашифрованы реквизиты продавца, создают один раз на неограниченное время (если реквизиты изменятся, нужно будет сгенерировать новый код), а нужную сумму при покупке клиент будет вводить сам. Физические лица или ИП также могут генерировать QR-коды с реквизитами своих счетов либо с помощью банковских приложений, либо на специальных сайтах. Лайфхак: обязательно протестируйте свежесозданный QR-код, проведя по нему оплату, чтобы убедиться, что все корректно работает.

При мне к свечной лавке подошел мужчина узнать, работает ли оплата по карте. Он представился как Вадим Тащенко, инженер из Воронежа, и поделился со мной опытом безналичных пожертвований: «С наличными деньгами всегда беда, – сказал он. – Когда они нужны, их нет. Зато зашел однажды в храм в Новых Черемушках, увидел там специальный терминал и обалдел – надо же, XXI век! Меня это ничуть не смутило, а кого-то, слышал, пугает».

«Для людей, которые хотели бы поддеть Церковь, использование только налички вызывает вопросы из-за отсутствия отчетности, прозрачности, – добавил Вадим. – Считаю, что оправдывать свое неверие тем, что в Церкви есть люди, которые могут совершать какие-то финансовые махинации, – так себе трюк, но хорошо, когда есть и такой, и такой способ пожертвования». Расставшись со своим подкованным собеседником я решила узнать о терминалах для пожертвований побольше.

Терминал для пожертвований: в чем плюсы?

Коллаж. В храм без кошелька

Оказалось, терминалы для пожертвований есть уже во многих московских храмах. Например, такой терминал есть в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Не заметить современную конструкцию, расположенную неподалеку от входа, невозможно. В основе терминала – обычный смартфон, у которого сверху компактно расположена приставка для прикладывания банковской карты и печати чека. Устройство лежит на стойке с православным крестом и цитатой из Книги Притчей Соломоновых – «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его». Для бесконтактной оплаты принимаются карты Visa, Mastercard и «Мир».

Терминал предлагал выбрать сумму пожертвования в диапазоне от 100 до 1000 рублей или ввести свою. Мой перевод на сумму 10 рублей был успешно зачислен, правда, о комиссии банка и о сроках зачисления терминал ничего не сообщил.

Следующий храм с терминалом для пожертвований, в котором я побывала, – храм Всех святых в Земле Российской просиявших в Черемушках, возведенный в 2016 году. Терминал, по словам свечницы, установлен здесь с прошлого лета, но люди им редко пользуются – им привычнее положить деньги в ящик. Правда, устройство отличается от установленного в Скорбященском храме: у него серебристый, а не оранжевый корпус, и оно висит на стене, а не стоит на стойке. Также здесь есть ограничения по сумме: от 100 до 15 000 рублей. Чтобы лучше понять особенности системы, я встретилась с Кириллом Борисовым, техническим директором разработчика устройства – компании «Технология-Т».

О системе СharityPay

Терминал разработан компанией «Типстраст» совместно с INPAS и сервисом «Прими карту!». Общими усилиями они обеспечили работу оборудования, разработали программное обеспечение и платежный шлюз специально для целей благотворительности.

«Компания „Технология-Т“ заключила с компанией-разработчиком „Типстраст“ эксклюзивное соглашение на использование этой системы, – рассказывает Кирилл Борисов. – Моя часть работы заключалась в том, чтобы придумать идею, разработать программное обеспечение, подставку, внешний вид, то есть все, что называется системой CharityPay».

CharityPay – это не один терминал, а целая система для приема безналичных пожертвований. Начинка терминала идентична начинке обычного смартфона. В терминал вставляются специальные банковские сим-карты, для подстраховки – от двух операторов. К WiFi он тоже подключен.

Банк берет до 3% комиссии (и это самые лучшие условия, подчеркивает Кирилл Борисов), но у терминала есть ограничения по сумме: нижний порог в 100 рублей рекомендован банком, иначе у него не будет дохода, а верхний порог в 15 000 рублей установили ради заботы о жертвователях, чтобы у них не блокировали карточки. Переводы можно делать в валюте, внутренняя конвертация происходит по курсу банка в рубли. Все пожертвования анонимные, каждый контрагент подключается к системе отчетов банка ВТБ. В отчете, который приходит казначею храма, видно только сумму платежа, последние четыре цифры карты и платежную систему – «Мир» или другую. Ни храм, ни CharityPay не получают персональные данные, только банк, уверяет Кирилл Борисов.

Обслуживание терминала стоит в районе 2500 руб. в месяц, плюс страховой депозит 15 000 рублей, сюда же входит оплата мобильной связи.

Система начала работать в середине 2020 года и была первопроходцем на рынке. Первый храм, подключенный к системе, это храм Вознесения Господня в Сатино-Русском, в Троицком районе. Сейчас охват протянулся от Крыма до Екатеринбурга, численность терминалов достигает уже более 100 устройств в знаковых с культурно-исторической точки зрения храмах.

«Наш терминал отличается от обычного простотой и удобством использования. Он не требует оператора, который будет его обслуживать, и может быть установлен на стену, на стол, есть вариант напольной стойки. Устройство работает в автоматическом режиме, делает сверку итогов в 9 утра и 6 вечера, – объясняет Кирилл Борисов. – Устройство мобильно, и его можно взять с собой, допустим, на благотворительную ярмарку».

Некоторые храмы считают терминалы удачным решением: «Мы можем безналичными средствами сразу оплачивать коммуналку и все остальное», – поделилась казначей одного из храмов, где установлен терминал; другие же не устанавливают его из-за сомнений в востребованности и стоимости обслуживания.

Фандрайзинг для храма: когда нужен системный подход

Коллаж. В храм без кошелька

Куда вообще уходят пожертвования – наличные и безналичные, на что люди дают деньги более охотно, на что – менее? Об этом я расспросила фандрайзера храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице. Штатный фандрайзер (специалист по сбору пожертвований) на приходе – редкое явление, но для Димитриевского прихода это необходимость: к нему приписаны еще 12 приходов при больницах и интернатах. Среди их прихожан практически нет людей, способных помогать храму материально.

Храм ищет жертвователей в основном через православные теле- и радиоканалы, где рассказывают о возможности перевести деньги через SMS, QR-код, по квитанции в банке, через сайт и через сервис «ЮKassa». Терминала для оплаты пожертвований в храме в целях экономии нет, на личные карты жертвовать не благословляется. Вся отчетность о собранных средствах размещается через программу помощи на сайте православной службы помощи «Милосердие».

«Сложнее всего собирать на зарплату сотрудникам, – отмечает Светлана, – и на коммунальные платежи. Сборы на какие-то целевые вещи более понятны. Например, когда у нашего делопроизводителя развалился компьютер или когда мы собирали на фотоаппарат фотографу храма, чтобы вести фотолетопись. Если чья-то семья обратится с просьбой помочь в экстренной ситуации, с благословения мы открываем сбор».

Наша цель не донаты, а свидетельство о Христе

«Главная задача священника – не донаты собирать, а говорить о Христе, о вере, – считает священник, автор популярного блога https://t.me/pravoslavieVtelege (через который он в том числе собирает средства для нуждающихся) Владислав Береговой, руководитель молодежного отдела Песоченской епархии. – У нас обычно прихожане знают номер карточки храма, это вообще не проблема, был бы жертвователь».

«Раньше, лет 15 назад, когда только начали появляться банковские карточки, терминал для безналичной оплаты мог восприниматься чуть ли не как банкомат, люди возмущались, ссылаясь на эпизод из Евангелия, когда Христос рассыпал деньги меновщиков. Но на самом деле это всего лишь вид расчетов. Мы давно уже находимся в заложниках у цифровых устройств, но можно просто пользоваться тем, что есть, и ограничивать возможность внедрения технических средств, ведущих к ущемлению свободы».

Подводя итог, отмечу, что, если вы постоянно забываете наличные, а пожертвовать на нужды храма хочется, способ найдется. Попробуйте предложить внести пожертвование через кассовый аппарат – в храме рядом с домом мне удалось так сделать (и даже получить чек с пометкой «пожертвование»). В конце концов, любая покупка в храме приравнивается к пожертвованию, а, если на приходе нет даже простого терминала или вы забыли и деньги, и мобильный телефон, можно, не смущаясь, просто помолиться, а пожертвование внести в другой раз.

Коллажи Татьяны Соколовой с использованием фотографий Ольги Фроловой

Храм остался практически без финансирования. Сюда ходят небогатые, большей частью многодетные прихожане, которые просто не в состоянии поддерживать функционирование храма.
Отсюда сестры милосердия и добровольцы идут к постелям больных, здесь их обучают правильному уходу, сюда приходят на службу пациенты, их родственники и врачи.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?