Ленивец, побеждающий печаль

Сэм Тралл объездила весь мир, чтобы убежать от горя. Найти новый смысл в жизни ей помогли… новорожденные ленивцы

Новорожденный ленивец
Фото с сайта boredpanda.com
Фото с сайта boredpanda.com

Одна мечта и две трагедии

Сэм Тралл не из тех, кто просто тает. Влюбившись в детстве во всех обезьян сразу, она ни разу не предала мечты. Окончила со степенью магистра Оксфорд, устроилась на работу в самый большой в мире центр по изучению низших приматов – Duke Lemur Center. Теперь у Сэм была не просто личная обезьянка, а целая компания самых разных лемуров.

Работу свою она любила беззаветно, готова была проводить в центре сутки напролет – если бы не другая любовь. Даже у тех, кто по уши влюблен в науку, бывает личная жизнь. Сэм собиралась замуж. Свадьбу решили сыграть весной. А потом медовый месяц – конечно же, на Мадагаскаре, откуда, между прочим, родом все представители подотряда лемуров. 2007-й год обещал стать самым счастливым годом в ее жизни.

Все рухнуло в одно мгновение. Один телефонный звонок – и жизнь пополам. Жених Сэм погиб в автокатастрофе.

Чтобы отвлечься, она еще крепче вцепилась в работу. Сэм доводилось видеть детенышей ленивцев, и эту стратегию выживания она позаимствовала у них. Беспомощный малыш вначале вцепляется  в маму, без нее мир опасен и страшен: можно упасть с дерева, разбиться или стать чьим-то обедом. Потом он учится сам цепляться за деревья и не падать.

Поддерживал Сэм в ее горе отец. И долго скрывал от дочери страшную правду. Рак изгрыз его быстро, как ночной хищник, схвативший добычу.  Умер он спустя  всего шесть месяцев после гибели жениха Сэм.

2007-й год, обещавший стать самым счастливым, клонился к закату. Казалось, в жизни никогда уже не будет ничего хорошего. Не будет вообще ничего.

После похорон отца Сэм не могла оставаться в пустом доме. Горе гнало ее куда-то, на поиски чего-то, к чему можно будет прижаться, как в детстве и забыть обо всех страхах и печалях. Но есть ли на Земле такое место?

«Приходите же скорее, добрый доктор Айболит!»

Девушка с ленивцем
Сэм Тралл. Фото с сайта boredpanda.com

В поисках утешения погрязшая в депрессии Сэм колесила по планете. Мадагаскар, Нигерия, Гана, еще несколько стран Запада Африки, Тринидад, Колумбия …. Казалось, этой гонке не будет конца, пока три года назад Сэм Тралл оказалась назад на Коста-Рике.

Маленькая реабилитационная клиника на красивейшем побережье Тихого океана называлась «Дети спасают джунгли» (Kids Saving the Rainforest).

Клинику создали (при помощи родителей) местные 9-летние девчонки, чтобы помогать диким зверям, попавшим в беду.

Сюда приносили обезьянок саймири, пытавшихся грызть электрические провода, енотов коати, подравшихся с собаками, сбитых машинами ленивцев. Все они так или иначе пострадали по вине человека.

Клиника остро нуждалась в специалисте, который мог бы следить за многочисленными покалеченными животными. Смертность в больничных стенах была очень высока. Лучшего кандидата, чем Тралл, и придумать было нельзя: огромный опыт работы Айболитом плюс неутоленная потребность в новой цели.

«Леча этих зверюшек, я смогу исцелиться сама», – прозвучала в мозгу мысль. Сэм решила остаться – помочь разобраться с делами, а там время покажет.

Время не заставило долго ждать. Спустя месяц в клинике появился Керми – двухнедельный детеныш ленивца, оставшийся без мамы и единственный, кто выжил из всего помета.

Не влюбиться в него было невозможно. И он сразу вцепился в Сэм (как вцепился бы в любое существо или даже мягкую игрушку). Следующие несколько месяцев они не расставались.

Потом кинодокументалисты из Би-Би-Си, что приедут сюда снимать фильм о работе Сэм Тралл, окрестят ее Матерью-Ленивицей.

Тогда она ни малейшего понятия не имела, как ухаживать за новорожденным ленивцем, но что-то надо было делать! Она кормила его молоком из шприца с насаженной соской, заворачивала в одеяльца, нянчила, убаюкивал, играла и пела колыбельные.

Таинственные, игривые, умные, хитрые…

Коллаж из двух фотографий ленивца на ветке
Фото с сайта boredpanda.com

Потом появились Элвис, Элли, Ньюби и Чак. Последнего ленивца Сэм назвала в честь своего покойного отца. Кому-то это может показаться неуважением к памяти покойного, но это не так. «Ленивцы – невероятно сложные создания, они заслуживают уважения и восхищения, а не одного лишь слюнявого умиления, – говорит она. – Я хочу, чтобы люди больше узнали о них. Ленивцы не тупы и не ленивы. На самом деле они очень любопытны, игривы, изобретательны и хитры. А медлительность – лишь свойство их ума».

Впрочем, чтобы узнать этих животных, нужно проводить столько же времени, сколько Сэм Тралл, и смотреть, смотреть бесконечное замедленное кино, действие которого происходит к тому же ночью. Добавьте к этому то, что ленивцы невероятно скрытные существа – и задача узнать их получше станет поистине невыполнимой. Так что поверим Тралл на слово.

«Их основная стратегия выживания – прятаться, поэтому они до последнего скрывают свои слабости – это лучший защитный механизм, – добавляет она. – Вот почему наука знает об этих животных так мало, и заботиться о них так сложно, – говорит Сэм.

–Иногда я сама не могу объяснить себе, что тут не так, но я чувствую: что-то не так. Если скажешь об этом ветеринару, на тебя посмотрят, как на сумасшедшую».

Зверь ласковый и нежный 

Ленивец держит в зубах цветок
Фото с сайта boredpanda.com

Именно так было с Ньюби. Тралл поняла, что с детенышем что-то не то, когда было уже слишком поздно. Ветеринар определил пневмнию. Четыре месяца длилось лечение, Сэм давала зверьку  кислород, дважды в день делала уколы, но та умерла.

Сэм плакала так, словно потеряла ребенка. А когда пришла в себя, поняла: она останется на Коста-Рике и всю жизнь посвятит спасению и изучению ленивцев. Ведь они страшно хрупкие: например, достаточно просто подрезать дерево, на котором живет ленивец, чтобы животное погибло.

Достаточно взять ленивца на руки против его воли, чтобы тот умер от стресса. «Никогда не фотографируйтесь с ленивцем, –  заклинает туристов Тралл. – Люди, наживающиеся на этом, занимаются преступным бизнесом!»

Нахождение рядом с человеком вообще опасно для медлительного ленивца, который даже не может подпрыгнуть или убежать в случае опасности. А последних масса: автомобили, строительство (сейчас в этом райском уголке возводится много отелей и жилых домов), собаки, электропровода…

После смерти Ньюби Сэм видела много смертей ленивцев: в  клинику те поступали после несчастных случаев, порой очень серьезных. Одной беременной самке, упавшей с дерева, Сэм даже делала кесарево сечение – наверное, единственную подобную операцию в истории ветеринарии. К сожалению, и мать, и детеныш спустя неделю умерли.

Но самая главная – и сложная ее задача – заботиться о живых. И то, что делает Сэм Тралл, беспрецедентно.  В Коста-Рике немало центров спасения диких животных, но до недавнего времени мало кто решался выпускать ленивцев обратно в джунгли. Как правило, это означало для животного смертный приговор.

Любить и не сдаваться

Спящие ленивцы
Фото с сайта boredpanda.com

Сэм пришлось столкнуться с невероятно трудной задачей. Первое: вылечить и выходить  биологически уникальное млекопитающее, физиология которого до сих пор как следует не изучена и не понята.

Второе: вырастить его, выкормить его, не делая ручным, не приручая. Третье: обучить основным навыкам, которые потребуются ему для выживания в дикой природе – при том, что мы практически ничего не знаем о том, как мамы-ленивицы передают эту науку своим детенышам.

И, наконец, четвертое: выпустить его в мир, где он может не знать, какие растения пригодны в пищу, а какие нет (потому что мы и сами этого не знаем), как ему общаться с собратьями по виду (а нам неведома их социальная организация), как спать на дереве, как прятаться, как передвигаться с ветки на ветку  и т.д.

Нельзя просто вывезти их в джунгли и оставить там – лучше уж сразу усыпить в стерильных условиях. Для этого нужно следовать сложному и тщательному плану, который завершается тем, что Тралл называет «плавный переход». Это – самое сложное в ее работе.

Сэм Тралл говорит, что ленивцы научили ее двум вещам: «Любить – абсолютно, беззаветно и безо всяких условий. Никогда не сдаваться.  Единственный способ достичь прогресса в жизни – противостоять каждому препятствию на пути, помня о том, что за ним придет следующее».

Битва ленивцев: быстро и жестко

Ленивец с мягкой игрушкой
Фото с сайта boredpanda.com

Никогда  Сэм Тралл не гордилась Керми больше, чем в тот день, когда он подрался с другим ленивцем. Оба висели вверх ногами, уцепившись пальцами за ветки, когда началась потасовка. Соперником Керми – беленького, выращенного в неволе – был крупный самец с говорящей кличкой Диабло. Мало того, что он был старше изнеженного Керми, он успел вкусить настоящей жизни – детство его прошло в джунглях. Увидев новичка на своей территории, он совсем не обрадовался.

Драка ленивцев, вопреки ожиданиям, отнюдь не напоминает замедленную киносъемку или неторопливые виды восточных единоборств вроде тай-ци.

Ленивцы дерутся, как все обычные люди – быстро, жестко, нанося удары и укорачиваясь от них. Только, в отличие от людей, при них всегда есть грозное оружие: острые зубы и длинные когти, подобные острым кривым ножичкам.

Битва между Керми и Диабло длилась недолго. Новичок победил. Сэм была вне себя от счастья.

«Керми был первым детенышем, которого я вырастила с младенчества. Он практически не видел представителей своего вида. То, что он способен контактировать с ними, бороться и побеждать – это прекрасно».

Главное – научить быть дикими

Маленький ленивец сидит в чашке
Фото с сайта boredpanda.com

«Битва века» происходила в так называемом «тренировочном лагере» – специальном участке джунглей, куда малыши попадают, когда немного подрастут. Здесь происходит самое трудное: люди учат представителей дикой природы быть дикими.

В тренировочном лагере ленивцы проводят несколько месяцев. Сначала – в большой клетке, установленной в джунглях. Несколько месяцев они привыкают к обстановке, после чего двери открываются и начинается самое главное.

Ленивцы учатся лазать по деревьям, искать еду, не падать, двигаться очень медленно, надолго замирать и много спать.

К сожалению, первый «лагерь» Сэм с помощниками обустроили в неудачном месте, кишащем змеями, и один лемур погиб.

Со временем ленивцы все меньше времени проводят в клетке, все больше – в лесу, все меньше пищи едят из кормушки, все больше добывают сами. «Когда они начинают питаться только едой из джунглей, они готовы», – говорит Тралл.

В октябре прошлого года Керми покинул тренировочный лагерь вместе другой ленивицей – Элли. Остальные пока готовятся к выходу. У этих двоих все хорошо. Разумеется, биологи, продолжают наблюдать за ним: на ленивцах – специальные ошейники с камерами. Тралл и четыре ее помощника следят за ленивцами каждую ночь: с 4 вечера до 6 утра. Больше ничего они сделать не могут: только наблюдать. Даже если что-то пойдет не так, вмешиваться биологи не имеют права.

Наблюдают они с помощью таких же ошейников и за дикими ленивцами: изучают их поведение, общение (самый таинственный пункт в нашем знании о ленивцах), диету. Увидев, как дикий зверь ест листья, которых до сих пор не было в меню подопечных клиники, биологи тут же идут собирать урожай, чтобы разнообразить меню малышей.

«Труднее всего было научиться этому – отпустить, – признается Тралл. – Ведь все они для меня как дети. Но настоящая любовь  немыслима без умения дать свободу тому, кого любишь».

Усыновить ленивца не желаете?

Ленивцы обнимаются
Фото с сайта boredpanda.com

Сегодня мисс Тралл больше не нянчит ленивцев сама, не сидит ночи напролет у их колыбелек, не кормит из крошечной бутылочки. Теперь она мыслит масштабно и нацелена на решение глобальных проблем. В прошлом году она  вместе с коллегой  Седой Седжум основала Институт ленивцев (The Sloth Institute). Его главные задачи – не только спасение каждого отдельного животного, но изучение ленивцев, распространение знаний о них, налаживание связей с другими организациями, занимающимися спасением дикой природы Южной Америки и борющихся с уничтожением дождевого леса.

На все это нужны средства, которые собираются на сайте института.

Там, кстати, любой желающий может «усыновить» детеныша, выбирая из 10 мимимишных кандидатур: Бруно, Пайпер, Монстр, Снежный Джон…Сэм все-таки купила дом на Коста-Рике – неподалеку от работы. И после каждого рабочего дня она, конечно же, заходит в клинику – понянчиться с малышами.

«Как можно не любить этих зверей, которые хотят в этой жизни только жевать листья, нежиться на солнышке и легком бризе, да как следует чесать себе животик? На свете нет ничего более очаровательного – и при этом загадочного, чем ленивцы», – говорит она.

Источник:

www.theslothinstitutecostarica.org

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?