Куда идут наши петиции

В социальных сетях нас то и дело просят подписать петиции. Иногда мы подписываем. Но что происходит с петицией дальше? Можно ли на что-то повлиять, собирая подписи?

Зачем собирать подписи?

Есть много ситуаций, которые не регулируются, не описываются законом. Бывают случаи, когда возможно разное толкование законов или даже столкновение законодательных норм, регулирующих одни и те же общественные отношения. В таких случаях важно сформулировать общественные интересы и донести позицию граждан до должностных лиц.

Права граждан и обязанности чиновников по рассмотрению обращений граждан закреплены в федеральном законе №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006. По этому закону гражданин имеет право:

– обращаться в органы власти лично,

– направлять индивидуальные и коллективные обращения.

В каких случаях нужны коллективные обращения?

Коллективное обращение эффективно:

– если проблема затрагивает законные интересы большого числа людей,

– если индивидуальное обращение относительно общих проблем не дало результата,

– для привлечения граждан к решению социально значимых проблем,

– если лицам, принимающим решение, закон вменяет в обязанность учитывать мнение групп населения, заинтересованных в принятии решений. Например, глава района обязан учитывать мнение жителей, директор школы – мнение родителей, и так далее.

Какие задачи поможет решить кампания по сбору подписей:

– привлечь к проблеме общественное внимание,

– привлечь внимание СМИ,

– привлечь новых сторонников и единомышленников,

– создать группу поддержки.

На этапе подготовки петиции нужно решить некоторые важные вопросы.

Как подготовить петицию, алгоритм действий:

  1. Видим, что некое событие или явление, затрагивает наши интересы.
  2. Собираем информацию:

– изучаем законы, регулирующие «нашу» сферу,

– делаем информационные запросы в органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.д.

  1. Оцениваем событие/явление с точки зрения справедливости и законности.
  2. Формулируем способы возможного решения проблемы.
  3. Создаем инициативную группу, налаживаем координацию ее членов.

Петиция:

  1. Кому пишем? Определяем адресата обращения, лицо, которое может решить вопрос.
  2. Сколько времени есть на сбор подписей? Есть вопросы, требующие срочного решения, в других случаях есть время на мобилизацию сторонников. Иногда время обращения может иметь особое значение (например, в период перед выборами решение вопроса может ускориться).
  3. Кому это важно? Определяем целевую аудиторию, которую можно привлечь, и намечаем способы ее привлечения.
  4. Сколько нужно подписей? Нужно понять, какое количество подписей будет достаточным для решения вопроса, и определить способы привлечения потенциальных подписантов.
  5. Выбрать способ сбора подписей и форму направления обращения – обычной почтой или электронной.
  6. Грамотно составить текст обращения.
  7. Опубликовать открытое письмо в прессе или разместить на официальном сайте организации. Передача обращения может сопровождаться кампанией в СМИ. Чтобы тема обращения получила резонанс, можно еще на этапе подготовки текста обращения найти заинтересованных в теме журналистов и заручиться их поддержкой.

Как выбрать адресата?

По закону, органы власти должны перенаправлять обращение, поступившее не по адресу, в органы власти, соответствующей компетенции. Но согласно тому же закону, это не является обязанностью, поэтому можно лишь надеяться, что ваше обращение попадет по адресу.

Получатель обращения – всегда конкретный человек – не учреждение, а его директор, не орган власти, а его руководитель. При этом можно направлять обращение одновременно нескольким лицам, каждое из которых вправе решить вопрос.

Можно зайти на сайт профильного ведомства и посмотреть, насколько сфера его деятельности соответствует теме нашего обращения. Там же можно узнать о порядке регистрации и рассмотрения обращений граждан.

Онлайн сбор подписей

Преимущества сбора подписей в интернете:

– проще организовать,

– быстрее,

– больше возможности: интернет позволяет привлечь внимание разными способами, представлять подробности, дополнительные сведения,

– проще донести информацию до целевой аудитории,

– шире охват: отсутствуют территориальные ограничения, можно собирать подписи по всей стране, объединяя людей из разных регионов

– удобнее создавать группы людей, объединившихся в поддержку обращения, которые продолжают обмениваться информацией, предлагать новые решения и продвигать идею,

– дешевле и эффективнее.

Однако приходится учитывать тематику обращения и специфику целевой аудитории, заинтересованной в решении проблемы. Кроме того, доступ в интернет имеют не все.

Спектр вопросов, по которым коллективные обращения в органы власти, подписанные с помощью электронных сервисов, принимаются и учитываются, не настолько широк.

Сбор подписей онлайн больше подходит для привлечения общественного внимания и поиска сторонников, чем для конкретных решений, за которыми следуют правовые последствия.

9 сайтов для сбора подписей

Интернет, конечно, упростил процедуру сбора подписей, но эффективность петиций по-прежнему зависит от того, что с собранными подписями происходит дальше. На одних сайтах – это часть сервиса, на других – нет. Вот несколько сайтов, на которых собирают подписи.

  1. Сhange.org/ru

Эта международная платформа работает в более чем 100 странах мира, выросла она из блога, организованного в 2007 году двумя студентами Стэнфорда.

Как это работает. Сервис представляет собой площадку для сбора подписей, с его помощью удобно делать рассылки, размещать анонсы в соцсетях. Платформа позволяет объединить единомышленников и привлечь к проблеме внимание прессы. Но сами по себе подписи никуда не идут. После публикации на сайте инициативная группа рассылает петицию адресатам, главам профильных министерств и ведомств. Или не рассылает.

  1. «Активный гражданин» (Москва)

Мобильное приложение для онлайн-референдумов запущено 2014 году по поручению мера Москвы Сергея Собянина.

Как это работает. Приложение позволяет голосовать через смартфон за варианты развития столицы или высказываться о городских проблемах. Результаты электронных референдумов московские власти обещают воплотить в жизнь, а за участие в опросах начисляются баллы, которые можно использовать для оплаты городских сервисов (парковка, велопрокат и т.д.).

Выбирать можно только между теми вариантами, которые предложила мэрия. Вопрос о том, насколько сервис учитывает предложения граждан, остается открытым.

  1. Российская Общественная инициатива

Интернет-ресурс для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации.

Как это работает. Вы предлагаете инициативу (федерального, регионального или муниципального уровня). Модераторы проверяют ее на соответствие правилам (утверждены указом президента РФ N 183 от 04.03.2013). Срок предварительного рассмотрения – не более 2 месяцев.

После этого инициатива размещается на сайте. Голосование идет не более 1 года со дня размещения. Инициатива федерального уровня должна набрать не менее 100 000 голосов, регионального – для регионов с населением свыше 2 млн – 100 000, для остальных – 5% от населения региона. Муниципальный уровень – 5% от населения муниципалитета.

Если инициатива набирала нужное количество голосов, она направляется в экспертную рабочую группу федерального, регионального или муниципального уровня. Срок принятия решения по инициативе – не более 2 месяцев со дня направления. Экспертная рабочая группа принимает мотивированное решение о реализации или отклонении инициативы. Решение размещаются на сайте.

  1. Сервис Кремлин.ру

Письмо первому лицу государства для жителей России всегда было последней надеждой в спорных ситуациях. В эпоху интернета это сделать проще – на сайте президента Российской Федерации есть раздел, который позволяет любому человеку быстро написать электронное обращение президенту. Но если раньше письмо главе государства было криком о помощи, сейчас сервис позволяет писать такие обращения регулярно.

Как это работает. Нужно составить обращение (правила составления есть на сайте).

Обращение не принимается к рассмотрению, если в нем содержится нецензурная лексика, оскорбительные выражения, текст написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, не разбит на предложения, указан неполный или недостоверный почтовый адрес, обращение не содержит конкретных заявлений, жалоб, предложений.

Для того, чтобы отправить свое послание, автор письма регистрируется в разделе «Личный кабинет», где предоставляется возможность получения хронологически структурированной информации о ходе и результатах рассмотрения его писем.

Работает система информирования автора о результатах рассмотрения его обращений на сайтах федеральных и региональных органов исполнительной власти, иных государственных органов, в которые обращение было направлено для рассмотрения.

Переход на соответствующий сайт осуществляется из «Личного кабинета» по специальной ссылке.

  1. Наше мнение

Онлайн-сервис, предназначенный для сбора подписей под петициями, которые «позволяют любому человеку начинать, поддерживать и выигрывать кампании для позитивных перемен в мире».

Как это работает. Сервис рассматривает самые разные вопросы – от предложения национализировать Центробанк России до массовой гибели кошек в Екатеринбурге.

Петиции объединены по тематике: социальная сфера, права человека, законодательство, культура, коррупция, права животных и т.д. Корректность составления петиции и достоверность остается на совести составителей.

Некоторые проблемы, вынесенные на рассмотрение, решаются, например, поезд «Череповец – Москва» вернулся в свое привычное расписание, но насколько это было связано со сбором подписей – вопрос открытый.

  1. Сбор электронных подписей

Просто сервис, без затей. Инструмент и нечего более. Авторы утверждают, что имеется защита от «накрутки».

Как это работает. Нужно зарегистрироваться на сервисе, создать тему и описание и собирать подписи. Кроме автоматического создания темы на встроенном форуме сайт обещает: готовые ссылки для публикации на сайтах и форумах, счетчики для сайтов и форумов, графические счетчики для публикации на сайтах и форумах, вычисление среднего возраста проголосовавших, поиск по фамилии в списке проголосовавших и вывод результатов голосования на печать.

  1. Онлайн петиция (OnlinePetition.ru)

Первая отечественная платформа для развития общественной инициативы. Сервис создан в 2007 году.

Как это работает. Создатели сервиса утверждают, что петиции, опубликованные на ресурсе, «рассматриваются не только представителями общественности, ресурс все чаще становится объектом внимания со стороны СМИ. Общественный резонанс стал мощным инструментом в борьбе за права и интересы граждан».

  1. Аvaaz.org

Международный сайт для публикации петиций. Имеет русскоязычный раздел. «Авааз» в ряде европейских, ближневосточных и азиатских языков означает «голос».

Как это работает. Сообщество начало свою деятельность в 2007 году. Свою миссию оно определяет как «объединение граждан всех стран мира для преодоления разрыва между миром, в котором мы живем, и миром, в котором хотело бы жить большинство людей».

Кроме подписания петиций «Авааз» занимается финансированием кампаний в СМИ и проведением акций. «Все эти действия направлены на то, чтобы политики, принимающие решения, которые затрагивают всех нас, учитывали мнения и ценности граждан мира»

Среди своих побед сайт называет проведение самого масштабного климатического марша в истории, сокращение выброса парниковых газов и спасение земель масаев.

  1. Демократор.ru

Глобальная, универсальная и структурированная площадка публичного и открытого взаимодействия граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, партий и общественных движений.

Как это работает? Портал дает пользователям возможность публиковать и обсуждать проблемы, инициативы, заявления, жалобы, собирать голоса и направлять свои обращения в организации, которые, в свою очередь тоже могут публиковать свои ответы на портале. Вся информация, размещенная на сайте, публичная и общедоступная.

Размещать или не размещать?

Сам по себе факт сбора подписей ничего не решает. Ни одно российское ведомство, учреждение или должностное лицо по закону не обязано обращать внимание на подписи, размещенные в интернете. Конечно, есть немало примеров, когда информация, опубликованная на самых разных ресурсах, в том числе и в соцсетях, вызывала отклик государственных структур, но обычно причиной были публикации в СМИ.

Иногда цели, заявленные в петициях, достигались другими, окольными путями, например, инвалидную коляску с электроприводом, в выдаче которой Сергею Яркову отказало государство, купил благотворительный фонд.

Петицию Сергея Яркова подписали 210 тысяч человек.

А вот промышленный забой тюленей, скорее всего, был лишь инициативой, которую, возможно, никто и не собирался принимать. Но подписали петицию 160 тысяч человек, неравнодушных к проблемам тюленей.

Подписывая петицию, вы передаете на сервис свои личные данные. Насколько корректно с ними будут обращаться? Теоретически соблюдать закон о персональных данных должны все сервисы, но на практике это условие соблюдается не всегда.

Написание всевозможных петиций и обращений благодаря интернету стало частью общественной жизни, но количество сайтов в данном случае едва ли переходит в качество, писать их по-прежнему нужно грамотно.

Благодарим за помощь в подготовке материала Пермский региональный правозащитный центр и юриста Ольгу Кочеву.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?