Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Кто-то дождется именно тебя

Свободное от работы и учебы время добровольцы службы «Милосердие» предпочитают проводить со своими подопечными — стариками, больными, инвалидами… Зачем они делают это и как становятся добровольцами?

Сегодня в различных проектах Православной службы помощи «Милосердие» участвует примерно 1300 добровольцев. Свободное от работы, учебы и других дел время добровольцы предпочитают провести со своими подопечными. Со стареньким одиноким дедушкой, пятью детьми многодетной мамы, в психоневрологическом интернате… Зачем они делают это и как становятся добровольцами?

Первый шаг

Столбики незаполненных бумажных анкет на столе свечницы незаметно уменьшаются. Человеку, пришедшему впервые в храм св. блгв. царевича Димитрия не сразу становится понятным, что это. О чем пишут молодые люди, быстро заполняя пустующие графы напротив вопросов? Не на собеседование же по поиску работы пришли в храм?
Все почти так.

По воскресеньям после службы будет беседа и будет работа, какая кому больше по душе: в детском доме или в больницах, в центре гуманитарной помощи или в богадельне, в детском саду для детей-инвалидов или в многодетных семьях. Работа-помощь. Добровольная помощь тем, кто ждет, радуется минутам, приближающим встречу с добровольцами Православной службы помощи «Милосердие».

Свободное от работы, учебы или других дел время добровольцы предпочитают провести со своими подопечными. Со стареньким одиноким дедушкой, пятью детьми многодетной мамы, в психоневрологическом интернате. Люди, полярно изменяющие чью-то жизнь с минуса на плюс. Ситуации, при которых помощь добровольца необходима, могут быть разные. Мы приведем примеры некоторых из них.

Выход из тупика

«Я была на работе, дома находился сын-инвалид и моя мама, – рассказывает Татьяна, – В этот день нужно было срочно поехать на вокзал и купить билеты на поезд, но оставаться с ребенком было некому, не получалось у меня вырваться. Я вспомнила про добровольцев службы «Милосердие». Набрала телефон, честно говоря, без особой надежды, но на другом конце провода мне сказали: «Через час приедет человек посидит с вашим ребенком». Я просто опешила. То есть, не успела я позвонить, как ко мне уже мчатся? Через час позвонила моя мама и радостно сказала, что приехала девушка, она с нашим Даней читает книжки, гуляет в парке. Билеты куплены, с работой обошлось без сбоев».

На праздник и обратно

Те же семьи с детьми-инвалидами часто получают милые подарки: приглашения на праздник, на веселые марафоны, конкурсы. Такие приглашения действительно важны, интересны, но мало кто из организаторов мероприятий задумывается и о том, как детей, испытывающих сложности в передвижении, привезти на эти праздники. Каждый пригласительный билет вызывает тяжелый вздох матерей, особенно в неполных семьях, где мужской помощи и автомобиля – нет. Вся надежда – на них, на добровольцев. «Алло, Ксения? Здравствуйте! Это мама Тимоши Васильева. Нам можно найти машинку к пятнице? Нас пригласили на концерт, Тимоша там выступает. Да-да, и инструмент тоже нужно в машину поместить. А в четверг у нас прием у врача. Поможете?». Координатору направления перевозки, конечно, непросто будет найти в будний день желающих отвезти мальчика по пробкам в другой конец Москвы и обратно. Но они почти всегда находятся, потому что Оксана рассказывает о том, как Тимошка ждет своего концерта.

И за папу, и за маму

А что говорят сами добровольцы? Вот рассказ Анны Хромотовой, сотрудника телеканала «Культура», переводчика художественной литературы, и ко всему, в качестве добровольной помощи – координатора дежурств в больницах на постах:
«Для меня из всех возможных направлений показалось самым важным –дежурство с детьми в больницах. Добровольцам нашей службы приходится быть мамами и папами, а заодно бабушками и дедушками для детей из детских домов, проходящих лечение. Им очень тяжело, им нужно помочь вылечиться, но они больше плачут в одиночестве. Как координатору, мне часто приходится решать одновременно сразу две, а то и три проблемы. Как заменить заболевшего добровольца, смена которого уже сегодня? Кто довезет памперсы и таблетки? Где достать одежду для ребенка, которого отправили к нам в одной распашонке?

На дежурстве я провожу сутки с детьми, просыпаюсь по больничному уставу в 8 утра, и так до отбоя. Конечно, в повседневной суете трудно выкроить столько времени, учитывая работу и остальные дела. Но все мои усталости и тревоги не могут сравниться с тем, как много значит для ребенка из детского дома наша не просто помощь – а искренняя забота, такое 24-часовое попечение. К сожалению, как только ребенка забирают обратно в детский дом – мы теряем с ним связь, редкое учреждение позволит нам посещать ребенка, не имея на него никаких юридических прав. Но даже эти недели и месяцы, проведенные в больнице, порой согревают на всю жизнь. Моя добровольческая биография перевернулась тогда, когда нас попросили подежурить в детской больнице у недоношенного трехмесячного младенца с гидроцефалией. По существующей традиции я приехала знакомиться с подопечной. Крохотная девочка с редким именем Армяне тихо лежала в своей кроватке. Нянечка из больницы для недоношенных детей, где девочка родилась и где от неё отказались родители, дежурившая у малышки первые сутки, встретила меня обстоятельной лекцией по ухожу: кормить смесью каждые три часа через зонд, вот так его чистить, так менять насадки. И к этому странному для меня тогда слову «зонд» сразу же прибавилась и целая гора ответственности. Я взяла как можно больше смен дежурств у этой девочки, прочитала кучу литературы, приставала с вопросами к мамочкам грудничков.

Через неделю к нам пришел массажист-доброволец. Ведь детям с гидроцефалией просто необходима целенаправленная работа.
Мы все надеялись, что девочка обязательно встанет на ноги и «уйдет» из больницы оставив все страшные диагнозы позади. Нужно ли говорить, что наш романтический настрой по спасению погибающего младенца был быстро побежден обстоятельствами. Диагнозы имеют свойство подтверждаться… Однако из решающего боя с «ветряными мельницами» я вышла не только набив шишек.

Помнится многое: удивленные глаза девочки, когда берешь её на ручки и подбрасываешь. Её робкие попытки следить за игрушками, ее улыбки и плач, плач от бессилия. Не может она сделать то, что для малышей её возраста просто элементарно. К счастью, наша девочка стала кушать с ложечки и сосать бутылочку, хотя кормление растягивалось на часы и каждый раз мы замирали над шкалой – сколько же миллиграммов нам удалось съесть. Когда снова и снова наша малышка пыталась оттолкнуться и проползти – стало ясно: наша Машка – настоящий боец. Да-да, Маша! Мы ее крестили, и Армяне стала Машей. Приняв первое причастие, Маша в первый раз немного улыбнулась. Почему я, рассказывая о себе, часто говорю «мы»? Ничего невозможно сделать в одиночку. Все мы, кто жертвует своим временем и своими силами ради других, незнакомых людей – одна большая команда. Команда вовсе не победителей, а скорее тех, кто готов просто подставить свое плечо или подать руку».

Ремонт — дело важное

Артем – доброволец в ремонтной бригаде. Жуткие условия жизни – это та же боль, когда стар, одинок, и нет сил привести свой дом в порядок. Или когда одинокая мама, пытаясь на всем экономить для того, чтобы прокормить своих детей, от бессилия махнула рукой на дырявый пол и плесень в углах комнат. Кто-то рассказал о своей проблеме диспетчеру справочной службы «Милосердие» – и в один из дней квартира наполняется строительным материалом, крепкими руками, а потом ее не узнать.

На счету у Артема больше десятка отремонтированных квартир, и у всех их обладателей, что ни ситуация – то крик о помощи. К счастью, услышанный крик.

«Помню свой первый опыт добровольца, когда мы ремонтировали квартиру инвалида по зрению старенького Олега Олимпиевича как раз под Рождество, – вспоминает Артем, – Впечатление от места, где он живет, было удручающим. Когда мы взялись за кухню, решили сразу выбросить все, что там было, оставив только самое необходимое. Там обитали полчища тараканов, это была их территория, я впервые в жизни видел такое их количество и, надеюсь, никогда больше такого не увижу. Чего только мы ни находили в завалах: снаряд, крысиную нору, молочные бутылки времен СССР. Приходилось отмывать каждый сантиметр». Работать ребятам приходилось по вечерам после работы и по выходным дням. И у них все получилось – даже больше, чем ремонт квартиры: Олег Олимпиевич, почувствовав поддержку, решил креститься.

Другая подопечная, Вера Александровна, в прошлом – массажист Детской городской клинической больницы №13 им. Н.Ф. Филатова. В свое время она многих детей вылечила своими руками, но будучи в преклонном возрасте, ей самой потребовалась помощь в решении бытовых домашних дел. Добровольцы откликнулись. Кто-то из добровольцев в качестве подарка Вере Александровне оплатил стоимость материалов. Вере Александровне был сделан косметический ремонт кухни и коридора.

А вот письмо еще одной пожилой одинокой женщины, которой была оказана помощь бригады по ремонту:

«Дорогие ребята! Я рада, что вы есть, я рада, что вы делаете добрые дела, потому что меня это тоже коснулось. Я не ждала и не гадала, что в моей квартире, такой запущенной, вдруг произойдут такие невероятные изменения к лучшему. Мне это было бы не по силам одной. Какое-то счастье свалилось с неба. Я рада, что есть такая служба «Милосердие», что вы сразу откликнулись, пришли. Слава Богу, что есть такие люди, потому что добрыми делами мир стоит, добрыми делами человек спасается. Такие как я, ни за что на свете не смогли бы произвести такой ремонт, отремонтировать приборы, которые не работали. Да что там, я даже лампочку не могла вкрутить. Я счастлива, потому что это для меня обновление не только моей квартиры, но и моей жизни».

Мы пошли к детям

Если жизнь показалась слишком уж обыденной и рутинной – самое время посвятить хотя бы день детям-инвалидам в домах-интернатах, воспринимающих каждого, кто приходит к ним – как вкусную конфету, которую нужно заслужить. Добровольцы службы «Милосердие», которые приходят по выходным в детские дома-интернаты играют с детьми, занимаются, сопровождают в поездках – словом, делают все, чтобы дети не чувствовали себя одинокими. У каждого из добровольцев своя дорога, которая привела к особым детям.

Алла Шавбекова помимо основной работы дизайнера детской одежды, трудится в интернате. По вторникам и пятницам она приходит к лежачим детям, а по субботам- воскресеньям занимается с теми, кто ждет общения и игр. Вместе учатся узнавать мир, говорить новые слова и даже делать первые шаги.

Полина, изучая проекты, где нужны добровольцы, сразу сделала свой выбор на детском доме. «Мне дети ближе», – призналась Полина. Основная профессия девушки – бухгалтер, по будним дням она трудится в одной из столичных фирм, и, как признается, каждый раз с нетерпением ждет субботы, когда можно пойти к детям.

Доброволец Виталий нарасхват у мальчишек. Он разрешает пользоваться фотоаппаратом, обучает тонкостям обращения с техникой, да и всем мужским делам. Хотя с не меньшим удовольствием обучает и девочек. «Когда только начинал навещать ребят, я дал себе установку: здесь находятся дети с задержкой умственного развития. Следовательно, те, кому физически 10-15 лет, умственно могут быть и пятилетнего возраста. Но глубоко ошибся. Этого нет. Дети не глупые, не отсталые, просто другие. И отличие их только в том, что они обращают внимание на то, что их сверстников не интересует. Они могут изумляться листве деревьев, зелени травы. И, мне кажется, это не самое плохое качество», – говорит Виталий.

«Помню, был великий Пост, – делится с нами доброволец Настя, – и я задумалась о том, что действительно, вера моя без дел мертва. Не знала, куда именно пойти: может, бабушкам помогать, а может – бездомным? Мне объяснили, что помогать бездомным – это высший пилотаж, который я вряд ли потяну. И я решила пойти к детям. Общение с ними мне помогло полностью пересмотреть свою жизнь. Все, что казалось раньше важным – теперь не имеет для меня ценности, и даже слово «любовь» мною сейчас воспринимается по-другому».

Татьяна Михайловна признается, что пришла в детский дом по зову сердца. Наступил пенсионный возраст, и вдруг жизнь, казалось, остановилась. Дочка выросла, внуков еще нет. А раньше все время кому-то была нужна. Болела мама, подрастала дочка, кипела работа, все время ее кто-то ждал, куда-то нужно было бежать, за кем-то ухаживать, заботиться. А потом – тишина. «Я не могла пережить того, что во мне перестали нуждаться. Да и я сама оказалась особо никому не нужной. А силы еще есть, и душа просит чего-то настоящего. Не думала, что для меня таким большим испытанием окажется состояние безделья. Я поняла, что нужно срочно чем-то заняться, не сериалы же смотреть? Причем, признаюсь, было все равно куда идти, мне нужно было просто что-то делать. А когда меня направили в детский дом, поняла, насколько это важно. Вы не заметили, что с нашими детьми мир кажется другим?»

Склад, больница, оперное пение

Кто-то из добровольцев помогает в Центре гуманитарной помощи, где малообеспеченные семьи могут взять для себя и своих детей одежду, обувь, канцтовары, бытовые предметы.

Павел по образованию – юрист, по призванию – философ. Он воодушевленно разрабатывает идеи по функционированию склада. Памятки добровольцев, таблички для удобства ориентации подопечных при выборе одежды – дела его рук и плоды раздумий, которые успешно и с благодарностью внедряются в жизнь Гуманитарного центра.

Олег Малахов – помощник координатора по работе в ВИЧ-центре, по профессии системный администратор. Он прошел патронажные курсы по уходу за тяжелобольными и теперь вместе с другими добровольцами оказывает профессиональную помощь пациентам. «Мы пытаемся не просто физически помочь нашим подопечным: помыть, побрить, памперс поменять, но и вникнуть в жизненную ситуацию больного. Часто эти люди меняются на глазах», – говорит Олег.

Кто-то из добровольцев приходит на помощь к многодетным мамам. А кто-то… обучает ребенка-колясочника оперному пению. У Саши сложное заболевание, но он успешно учился в двух школах: обычной и музыкальной. Мальчик очень любит петь. Голос у него, как признаются педагоги – довольно сильный. В прошлом году тринадцатилетний подросток закончил музыкальную школу с отличием. Что дальше? Очень хотелось продолжать учиться, голос нужно было развивать. И с этой проблемой справились добровольцы. Савва Тихонов – один из теноров центра оперного пения Галины Вишневской, регулярно навещает мальчика с уроками, от которых ребенок в восторге. Недавно Саша стал победителем очередного окружного конкурса детского творчества.

Катины картинки

Помощь добровольцев во время праздников для особых детей – трудно переоценить. Так одна из подопечных, 4-летняя Катя, страдающая буллезным эпидермолизом, в первые дни посещения мастер-классов, организованных на детских праздниках в Марфо-Мариинской обители, озадачивала добровольцев своими рисунками, в которых преобладали темные краски, размытые хаотичные линии. Так ребенок выражал свое внутреннее состояние, и это неудивительно: Катя ежедневно испытывает боль. Ежедневная перевязка, которую проводит Кате мама, занимает четыре часа. При должном наличии специального, но дорогостоящего перевязочного материала, это время было бы сокращено в разы, и воспаления происходили бы не так часто. Паллиативная служба помощи детям старается облегчить эти сложности и страдания. Гулять Кате нельзя: она может пораниться при любом неосторожном движении, поэтому девочка больше находилась дома. Но во время праздников в Марфо-Мариинской обители каждый клоун, волонтер, ведущий праздника и даже артисты, знают, как нужно обращаться с такими детьми. Значит, праздники, прогулки, игры есть и для таких детей как Катя, ведь смеяться им не запрещается. А недавно добровольцы заметили, что рисунки у Кати стали совсем другими: яркое солнышко, домики, цветы. Болезнь не ушла, но она не так тяготит, и становится почти не страшно.

Чтобы не было красного курсива

Сегодня в разных направлениях Православной службы помощи «Милосердия» помогают около 1300 добровольцев. Много это или мало? Наверное, сколько бы ни было добрых сердец, их никогда не будет столько, чтобы сказать: «Хватит. Достаточно». Сложностей много: не хватает координаторов направлений, некоторые направления приходится, к сожалению, из-за этого временно закрывать. Добровольцев всегда будет не хватать, потому что все больше людей ждет их. Помощь на дому по округам Москвы, перевозки больных и инвалидов, ремонты, помывочная бригада, помощь в больницах и домах-интернатах – это не полный перечень мест, где помогают добровольцы. Почему они делают это? «Помогая другим, ты обретаешь любовь в своем сердце, приумножаешь ее. Даже если просто придешь в гости к одинокому человеку и попьешь с ним чай – ты уже помог. А если еще и окна заклеил перед зимой у бабушки, которая с трудом передвигается, – ты изменил жизнь. Свою жизнь», – сказал один из добровольцев.

По понедельникам добровольцы собираются на общую молитву о своих подопечных, о друзьях-добровольцах и о том, чтобы разрешились сложные ситуации, в которых человек мало что может сделать. Бывают такие просьбы, отмеченные на столах координаторов направлений красным курсивом – значит, человеку совсем плохо, а помощи все нет. Но кто-то обязательно дождется именно тебя.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?