Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Кто поможет одинокому отцу?

8 месяцев назад у Сергея умерла жена. Он остался один с 5 детьми. Теперь Сергей жарит котлеты и встречает детей из школы

В комнате семья: отец и сын стоят в дверях, еще один сын и две дочери сидят у стола
«Я маму рисовала все время с коляской. И дарила ей эти рисунки», – говорит Ксюша, прижимая к себе плюшевую собаку с коричневыми ушами

«Я маму рисовала все время с коляской. И дарила ей эти рисунки», – говорит Ксюша, прижимая к себе плюшевую собаку с коричневыми ушами.

Скорая приехала, но спасти ее не смогли

Стеллаж в коридоре заставлен толстыми альбомами с фотографиями. Ксюша вынимает первый попавшийся наугад. Плюхается на родительскую кровать в джинсах. Листает альбом.

Молодая женщина со стрижкой каре обнимает детей. На ней голубое платье в клеточку. Дети жмутся к ней и трогают ее округлый живот.

«А в животе – я!» Ксюша гладит фотографию пальцем. Лежит в джинсах на родительской кровати и гладит фотографию.

Отец и дочь смотрят альбомы с фотографиями, лежа на кровати
Ксюша с папой

Елена умерла 8 месяцев назад. Внезапно. И Ксюша все видела. В этот день они купались в озере и загорали. Много смеялись. Вечером, когда уже собирались домой, мама сказала: «Что-то мне плохо». Оперлась о дерево.

«У нее оторвался тромб. Скорая приехала, но спасти не смогли. Мне позвонил сын, сказал: с мамой что-то случилось на пляже. Я сначала не понял, подумал, что она куда-то ушла. Первая мысль была – приду домой и отругаю. А потом до меня дошло, – делится Сергей. – Первые три дня я не мог спать. Но старался держаться. Младших на похороны не взяли, были только старшие.

Я сказал себе – немножко расслабиться можно, а раскиснуть – нет.

Папины помощники

В комнате старшая сестра держит на руках младшую
Старшая Наташа и младшая Ксюша

Уборкой у нас занимается Наташа, Левка носит тяжелое, младшие Ксюша с Соней по очереди моют посуду и выносят мусор. Вещи гладит в основном старший, Максим», – перечисляет Сергей.

– А брюки гладить я тебя учил! – обращается к худощавому парню в красной майке. У него на плече тату – лев с раскрытой пастью, вот-вот кинется и разорвет в клочья.

– Ага, и рубашки, – добавляет парень, выходя из кухни.

«Он учится в техникуме и подрабатывает. Хоть на себя одеяло не тянет, – снижает голос Сергей. – Я пока работать не могу, у средней, Сони, тяжелая форма астмы. Каждые 3 месяца лежит в больнице, через день к ней мотаюсь. Собираемся оформлять инвалидность, раньше этим жена занималась, а теперь мне приходится вникать». Сергей открывает холодильник. Вся верхняя полка заставлена лекарствами.

– Готовлю сейчас в основном я. Вот котлет нажарил, хотите? Правда немножко пригорели.

Мужчина достает лекарство из дверцы холодильника
Одиноких пап на самом деле немало

Достает из холодильника полную сковородку котлет.

На верхней полке кухонного шкафа – башни консервных банок: «Тушу в основном с овощами, получается вкусно. Или суп варю».

По столу ползет мелкий таракан, Сергей давит его пальцем: «Вот Стасик побежал. Дом новый, но они от соседей сверху бегут. Порядок стараемся держать, но они все равно лезут. Нам эту квартиру выдали 9 лет назад, до этого жили в 10-метровой комнате всемером.

Старший долго не ходил, у него до 18 лет была инвалидность. После 3 операций пошел, инвалидность сняли. Я всегда хотел большую семью, бабушка была из староверов, у них всегда были большие семьи. Мы решили с женой – сколько Бог даст.

На металлическом декоративном дереве висят фотографии в рамках в виде сердец
Жена Елена умерла 8 месяцев назад. Внезапно. Оторвался тромб

Мне нравилось проводить время с детьми – приходил с работы, делал с ними уроки», – делится Сергей.

Наташе 16. Бежевая толстовка-худи, наушники в ушах. Блондинка, брови-полосочки. Кокетливо улыбается:

«Я просыпаюсь в 5 утра, читаю книжку по психологии, умываюсь и иду будить мелких – им к 8 утра в школу. Щекочу, тяну за ноги. Иногда на руки приходится брать. Потом привожу их в порядок – бывает и голову помою, сами они долго копаются, а я помогаю. Мне нравится с ними возиться, делать уроки и радоваться, когда у них что-то получается», – рассуждает Наташа.

Она берет в охапку и поднимает 10-летнюю Ксюшу, которая почти с нее ростом. «Моя малышка», – приговаривает Наташа и гладит ее по голове.

Парень за столом перед тремя мониторами
Максим

«Я буду с ними, пока они во мне нуждаются. Дело даже не в том, чтобы встретить из школы и накормить. А в том, чтобы элементарно поговорить. Я наблюдаю, в каком настроении они пришли из школы. Вот сегодня Ксюша пришла в нормальном настроении. А иногда приходит грустная, причины обычно две – или двойку получила или с кем-то поругалась. Я спрашиваю, что случилось?

Захочет – расскажет, не захочет – я в душу не лезу, но она знает, что ко мне всегда можно прийти и выговориться», – говорит Сергей, заваривая чай в пивной кружке.

Таких одиноких пап, как он, на самом деле, немало. У его приятеля с работы тоже недавно умерла жена.

Тренер для папы

Парень за столом с телефоном в руках
Левка

«Он сказал: я сейчас сопьюсь. Я его пристыдил: у тебя двое детей и ты руки опускаешь, а у меня пятеро и такой мысли даже в голове не было. Он начал мне звонить и спрашивать: что делать с ребенком? Я ему: включай скайп и открывай холодильник. Смотрю, а у него там только бутылка молока и яблоко. Говорю: мой яблоко, давай ребенку и чеши в магазин. Он пошел в магазин и снова звонит: что покупать? Я перечисляю. Приходит домой и снова звонит: как блинчики пожарить? Он даже не знал, что на сковородку надо масло налить. Раньше он в эти вопросы даже не вникал, все делала жена, – рассказывает Сергей. – У мужиков есть дурная черта, им стыдно принимать помощь. А когда не справляются, опускают руки, начинают пить».

На самом деле, – считает Сергей, – одиноким папам нужен тренер, который даст инструкцию, что делать, как дальше жить. Нужен четкий порядок действий: пришел ребенок из школы, сначала обними и чмокни, через 10 минут спроси: как дела в школе? Покорми. Через 30 минут узнай: что задали?

Две девушки пьют чай за столом
Наташа и Ксюша

«Мы привыкли воспринимать матерей-одиночек как жертв – отцы бросают, не помогают, – говорит руководитель проекта Кризисный центр «Дом для мам» Мария Студеникина (Колесникова). – Но в трудной ситуации может оказаться и отец. Есть отцы, которые по разным причинам остаются без поддержки женщины (смерть, болезнь или развод). И не отказываются от своих детей.

В конце прошлого года мы запустили проект помощи одиноким отцам. В рамках проекта семьи могут получить: психологическую, юридическую, вещевую и продуктовую помощь. А также материальную поддержку: в покупке лекарств, оплате лечения или коммунальных платежей. На данный момент у нас трое таких семей».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен