Крещение совершилось, осмысление предстоит

Крещение – только начало духовной жизни. Она шла к этому шагу трудно. Но для Господа дороже даже не достигнутые нами высоты, а проделанный нами путь духовного возрастания. Из поведения девушки и разговора с ней стало очевидно, что ей очень трудно дался путь к купели. Но она его все-таки прошла. Пойдет ли она дальше? Она собирается исповедоваться и причащаться. Пока ее взгляды на жизнь отдают ницшеанством. Разве можно уврачевать такую душу, привести ее от ницшеанского сознания к христианскому человеческими силами?

11 августа. В Новооскольской колонии для несовершеннолетних правонарушительниц совершается крещение. Настоятель Покровского храма села Старая Безгинка Новооскольского района Белгородской области священник Александр Степаненко, окормляющий колонию, перед началом таинства проводит последнюю беседу с крещаемыми. В этот день крестится 11 воспитанниц колонии. Молодой, немногим более года назад рукоположенный батюшка удивительно просто и доступно объясняет девушкам смысл предстоящего события. В первую очередь он просит не забивать голову существующим в колонии суеверием – если здесь крестишься, обязательно будет следующая судимость (оказывается, некоторые воспитанницы, вроде бы осознавшие необходимость крещения, тянут месяцы, а иногда и годы до освобождения, чтобы креститься на воле). Священник напоминает о жертве, которую принес Христос за каждого из нас, и о том, что к жертве – жизни ради других людей – призваны все христиане.



В конце беседы отец Александр призвал крещаемых осознать, что все в нашей жизни происходит по воле Божией: «Иногда говорят “случайно произошло”. Но вы должны понимать, что в нашей жизни случайностей не бывает. Для человека неверующего, не признающего Бога, есть (в его понимании) какие-то случайности. На самом деле все происходит по Промыслу Божиему. Если человек далек от понятия Бога, он глубоко скорбит, когда с ним что-то случается, не понимая, что это Господь попустил, дал пройти эту школу. Вы тоже находитесь сейчас в определенных условиях, переосмысливаете свою жизнь, все, что с вами произошло, свои поступки. Сейчас вы примете христианские обеты, получите крещение – дар Божий. Господь дарует вам его для того, чтобы вы начали свою жизнь иначе. Вдумайтесь хорошо и глубоко в свою дальнейшую жизнь! Не всегда возможно полюбить человека, которого ты ненавидишь. И самое первое правило, когда человек хочет прославить Бога – все делается во имя любви. Только любовь способна человека переродить. Мне бы хотелось, чтобы эти слова как-то могли вам помочь в вашей жизни», – сказал он воспитанницам.
Словно в подтверждение слов священника сразу после окончания таинства я «случайно» знакомлюсь с девушкой, о преступлении которой в конце прошлого года неоднократно писали в газетах, рассказывали в телевизионных передачах. Еще до начала таинства она отличалась от остальных крещаемых холодным взглядом, резкими репликами в адрес других девушек. Ее поведение настолько не соответствовало моменту, что было понятно, как трудно дается ей предстоящий шаг. Когда же подошло время отрекаться от сатаны, отец Александр вновь предварил чин кратким вразумлением, выразил надежду, что девушки лишь слышали о существовании темных сил. В этот момент резкая девушка призналась, что не только слышала, но и одно время занималась сатанизмом. Несколько раз священник переспросил ее, обещает ли она навсегда отречься от прошлого и в будущем обращаться только к Богу, и лишь убедившись, что она сознательно хочет стать христианкой, начал чин отречения. Когда началось само крещение, именно у нее запуталась веревка, на которой висел крестик. Отец Александр попытался распутать веревку, но она порвалась. Батюшке пришлось выйти из молельной комнаты и принести для нее новую веревку. Преодолевая внешние и внутренние препятствия, воспитанница все же была крещена.

Хотелось побеседовать со всеми девушками, только что принявшими в колонии Святое Крещение, но приближалось время обеда, и я понимал, что в лучшем случае успею взять интервью только у одной. Естественно, я выбрал эту девушку. Первым делом я предупредил, что не буду называть ее имени в публикации, а в ответ услышал, что могу назвать, так как ее дело известно не только в России. И только тогда я понял, что передо мной одна из двух девушек, в прошлом году удушивших парализованную после аварии 32-летнюю женщину. (Как они уверяли на суде, по ее просьбе, из жалости). То есть сделавшие ей эвтаназию. Их дело, действительно, прозвучало на всю страну, поэтому писать о нем в статье не буду. Но в тот же момент я понял, что такая встреча бывает раз в жизни. Человек, отбывающий срок за эвтаназию, только что стал членом Церкви! Кто же лучше него в эту минуту убедит сторонников эвтаназии в ее недопустимости?..
Увы, в очередной раз жизнь оказалась сложнее выстраиваемых схем. Девушка давно, еще 3 года назад, хотела креститься, но не могла войти в храм. «Тогда, 17 августа, на годовщину смерти бабушки мы ездили в церковь. Я и платочек надела, но в храм зайти так и не смогла – начало тошнить. (Я в то время еще сатанизмом занималась). С тех пор хотела покреститься, но так и не дошла до батюшки. Перед храмом всегда тошнило, кровь шла из носа», – рассказала она в интервью. Сатанизмом она занималась 2,5 года, но к моменту совершения преступления уже год как не занималась. Тем не менее на вопрос, видит ли она связь между своим сатанизмом и тем, что совершила, отвечает утвердительно. По словам девушки, в момент убийства она просто не соображала, что делает. Причем была абсолютно трезвой. За совершенное девушка получила 5 лет, из которых пока отсидела только 10 месяцев, и, по ее словам, все 10 месяцев тоже собиралась креститься. Наконец это свершилось, и я, наивный, надеюсь услышать от своей собеседницы, что она полностью изменила свое отношение к эвтаназии. Спрашиваю, понимает ли она теперь, почему недопустима эвтаназия? И получаю совсем не тот ответ, который ожидаю: «Потому что у нас не принято. Ее нет в Уголовном кодексе. В моем понятии смерти (эвтаназия переводится с греческого как «хорошая смерть») считаю, что это допустимо. Взять хотя бы нас. (В смысле Россию – Л.В.). Рождаются калеки, их держат, мучают. Почему бы просто не вколоть какой-то укол, чтобы они умерли? Это и им лучше будет, и родителям. Зачем им вообще жизнь портить? Мне было бы неприятно».
Признаюсь, я был ошарашен. Мелькнула даже мысль: «Как можно было крестить человека с такими взглядами?». Наверняка, об этом же подумают некоторые читатели. Но, во-первых, нельзя требовать от священника, чтобы он во время огласительных бесед в колонии знакомил воспитанниц не только с основами веры, но и с принципами биоэтики. (Насколько я понимаю, этим вообще не занимается ни один катехизатор). Во-вторых, священник не может спрашивать каждую крещаемую, за что она отбывает наказание. Да ведь и на свободе многие из нас, никого не убивавшие, воцерковленные, недалеко ушли в своем сознании от моей собеседницы. Вспомним хотя бы результаты медико-социологического исследования врачей по основным проблемам медицинской этики в зависимости от их конфессиональной принадлежности, опубликованные на нашем сайте! Среди опрошенных воцерковленных врачей 7 % (!) оказались сторонниками активной эвтаназии! В интервью автору статьи один из лучших отечественных специалистов по биоэтике диакон Михаил Першин сказал, что в этих цифрах нет ничего удивительного: участие в церковных таинствах не сразу приводит к воцерковлению сознания. Тем более это относится к моей собеседнице. Крещение – только начало духовной жизни. Она шла к этому шагу трудно. Один очень близкий мне священник говорит, что для Господа дороже даже не достигнутые нами высоты, а проделанный нами путь духовного возрастания. Из поведения девушки и разговора с ней стало очевидно, что ей очень трудно дался путь к купели. Но она его все-таки прошла. Пойдет ли она дальше? Она собирается исповедоваться и причащаться. Пока ее взгляды на жизнь отдают ницшеанством. Разве можно уврачевать такую душу, привести ее от ницшеанского сознания к христианскому человеческими силами? Возрадуемся же, что девушка, не только преступница, но и жертва секулярного общества (разве мало было передач и статей, в которых утверждалось, что только наша российская отсталость не дает возможности пока узаконить эвтаназию (?); неизвестно еще, получили бы обе девушки такой большой для несовершеннолетних срок, если бы после убийства не забрали и не продали золотые украшения жертвы, скорее всего ею же им предложенные), приняла таинство крещения. И будем надеяться, что Божия благодать (которую мы получаем только в церковных таинствах), а также мудрость и кротость отца Александра Степаненко растопят ее сердце. Помолимся и о рабе Божием иерее Александре, чтобы Господь дал ему силы и дальше нести его нелегкое послушание с такой же ревностью о Господе и любовью к своим подопечным.

Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?