Семеник Д. Г., Хасьминский М.И. Выход есть! Как быть, если не хочется жить. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Признаюсь, я с опаской открываю книжки, в которых христианские авторы пишут на психологические (хотя бы в самом широком смысле этого слова) темы. Я верю, что подобные книги нужны, но почти всегда они меня разочаровывают: как правило, там я не вижу удачного соединения разнородных элементов. Иногда, как это часто бывает с так называемой «православной психологией», там совсем нет психологии, а вместо этого: «Отцы уже давно все и без науки открыли». Либо там (так чаще бывает с книгами либеральных протестантов) Библия полностью соответствует выводам психологов – что никогда не верно, потому что эти вещи всегда вступают в противоречия. Либо это эклектика: разнородные элементы присутствуют, но не взаимодействуют между собой. И очень часто там встречаются банальности, неоправданный пафос в обличении психологии и непрофессионализм.
Правда, судя по обложке с подзаголовком «Ключ к счастливой жизни», с картинками, аннотацией и рецензиями, «Выход есть!» – вполне светская популярно-психологическая книжка. Но это впечатление «по одежке» не совсем верное.
В аннотации говорится: «Мы надеемся, что прочитанное здесь поможет кому-либо не сделать шаг в пропасть вечного отчаяния и адовых мучений, найти мир и спокойствие». Как можно узнать из предисловия «От составителей», книга создана на основе сайта «Ты победишь». Сайты, где люди могут найти нужную информацию, услышать мнения специалистов и – что всего важнее – получить и оказать поддержку друг другу, несомненно, очень важны. Книги для тех, кто подумывает о самоубийстве, важны также. Из чего же состоит данная книга?
После предисловия мы читаем «Истории самоубийц», взятые с сайта, – полезное чтение для тех, кто думает о предмете самоубийства не теоретически. Затем – на 30 страниц – идет раздел «Профессиональный анализ способов самоубийства». Тут рассматриваются разные методы ухода из жизни и их «недостатки». Кому-то может показаться, что это нелепость и кощунство, но, на мой взгляд, замысел вполне правильный. Когда я работал на телефоне доверия, я тоже всегда спрашивал о том, как потенциальные самоубийцы представляют себе последствия того, что они планируют совершить. Я знаю, что реализм тут помогает, он на стороне жизни. А самоубийство – неприглядная реальность: слишком много шансов остаться калекой и все шансы «выглядеть некрасиво» в разных смыслах этого слова. Истории о последствиях такого ухода из жизни мы найдем и в разделе «Судьба близких самоубийцы» – как самоубийство влияет на окружающих.
Далее идет раздел «Психология суицида», который меня разочаровал. Это две статьи о неправильном мировоззрении – там совсем мало психологии. Первая справедливо утверждает, что «самоубийство из-за любви» – это скорее признак зависимости, а не настоящей любви. А вторая, «На кого похож самоубийца», ближе к проповеди или увещеванию:
А почему Вы решили, что имеете право убить самого себя? Вы сами дали себе жизнь? Вы знаете высший смысл своей жизни? Вы считаете, что она случайно возникла и случайно идет в страданиях? А вы в этом уверены??? А если не так?
Мы видим слова про падший мир и про страсти, военные метафоры, – для меня же остается загадкой, при чем тут заявленная в подзаголовке психология?
Раздел «Подлинные источники мыслей о суициде». Там за страшной историей о том, как медитация чуть не довела юношу до самоубийства, следует статья «Кто нам навязывает навязчивые мысли». Статья, мягко говоря, спорная. Прежде всего, автор утверждает, что психологи тут нам не помогут:
Разные психологические школы до сих пор ведут войну между собой по этому вопросу, но большинство все же связывает навязчивые мысли со страхами. Правда, это не проясняет того, как с ними справляться. Классическая психология не дает рецептов эффективной борьбы с навязчивыми мыслями потому, что не видит природы этих мыслей.
В чем-то он прав: у психологии могут быть только рабочие гипотезы и модели, это соответствует самой природе такой науки. Однако тема навязчивых состояний (обсессивно-компульсивных расстройств), интересовавшая еще Фрейда, изучена весьма неплохо по сравнению со многими другими. А далее автор торжественно открывает тайну навязчивых мыслей:
Святые отцы православной церкви говорят о том, что человек в подобных ситуациях имеет дело с нападением бесов. … Именно злые духи, по мнению святых отцов, есть причина этих мыслей, которые мы принимаем за свои.
Злые духи, продолжает автор, стоят за любыми зависимостями. Честно признаться, я сомневаюсь в справедливости этого обобщения и думаю, что многие дурные явления жизни человека логичнее объяснять иными причинами и что многие объяснения психологов не столь уж неубедительны, хотя всегда неполны. Но оставим в стороне существо вопроса о влиянии демонов на навязчивые мысли. Я сомневаюсь, что такой подход (даже если автор совершенно прав) поможет нерелигиозному человеку, которого одолевают навязчивые мысли.
Далее автор говорит о «первых шагах» к преодолению навязчивых мыслей. Казалось бы, коль скоро он отменил психологию и нашел причину феномена в злых духах, тут нужен просто экзорцизм. Но нет, он начинает с шагов психологических, включая позитивные самовнушения:
Например, если Вы постоянно думаете и говорите, что жизнь закончилась разводом, то 100 раз внимательно и четко проговорите, что жизнь продолжается и с каждым днем будет лучше и лучше. В день такие внушения лучше делать несколько раз. И Вы реально почувствуете эффект очень быстро. При составлении позитивных утверждений избегайте приставки «не». Пример: не «Я в будущем не буду одинокой», а «Я все равно в будущем буду с любимым человеком».
В «первые шаги» входит также молитва и Таинства Церкви. На мой взгляд, в целом получается спорная эклектика. Поймите правильно: я верю, что бывают мысли «от лукавого» – но вряд ли все разрушительное в жизни следует относить только к этой категории. Не в меньшей степени я верю в то, что христианская жизнь и смирение исцеляют человека – но не уверен, что эти вещи помогает тому, кто ищет в них просто лекарство во время кризиса.
Подобную пестроту мы встречаем и далее – так что я могу себе позволить быстро пробежаться по оставшейся части книги. Раздел «Суицид принципиально невозможен». Автор говорит, что Сознание (пишется с заглавной буквы) не зависит от тела, а потому: «самоубийство — это консервация болезненного, невыносимого состояния своего Сознания на неопределенный срок. Вполне возможно — навечно».
Раздел «Эта жизнь имеет смысл». И снова: тут много правильного, в стиле апологетики девятнадцатого века – как стихотворный ответ митрополита Филарета Пушкину: «Не напрасно, не случайно // Жизнь судьбою мне дана…». Далее мы видим три статьи про «финансовый кризис»; пять статей про «душевный кризис». Разделы о депрессии (где говорится о том, что «смирение – антидепрессант №1»), о спорной теме «любви к себе» и, в завершение, о радости жизни. Авторы утверждают правильные ценности, проповедуют, увещевают – и рядом прилагают прагматические «шаги».
***
Конечно, подобные книжки нужны, их мало, и заинтересованный читатель может найти в ее пестроте что-то нужное и ценное для себя. С другой стороны, у меня книга оставила впечатление эклектики – в двух смыслах. Во-первых, собранные с сайта статьи, интервью и истории не придают книге целостности, скорее получается что-то вроде тематического выпуска журнала или сборника. На сайте, где человек тыкает на то, что ему интересно, эти же тексты имеют несколько иной смысл, чем когда он читает их – как многие еще по старинке делают – подряд в книге. Во-вторых, психология и вера тут во многом остаются эклектичной смесью невзаимодействующих элементов: так, за разговором о бесах и прелести с цитатами из Игнатия Брянчанинова следует рекомендация практиковать позитивное самовнушение.
И еще один момент, который, конечно, может вызывать споры. Если книга ориентирована на читателя, переживающего кризис, независимо от его мировоззрения, то, на мой взгляд, тут слишком много дидактики, которая может вызвать сопротивление у тех, кто «не в теме». При самых благих намерениях авторов.
Михаил ЗАВАЛОВ