Карл Брюллов показал миру ужасы Помпеи, много болел и умер, не дожив до старости

Историческое извержение Везувия произошло в 79 году нашей эры. А в 1827 году Карл Павлович побывал там на раскопках. Он был поражен. Строгий отец, конфликты с академиками, слабое здоровье – все это оказалось мелочью по сравнению с настоящей трагедией. Брюллов решил, что должен показать трагедию Помпеи всему миру

«Автопортрет» (1821 г.) Фотография картины сделана на пресс-показе выставки «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» в ГМИИ им. Пушкина. Фото: Зураб Джавахадзе/ИТАР-ТАСС

Строгий отец

Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году в Санкт-Петербурге. Его отец скульптор-орнаменталист по дереву Павел Иванович Брюлло. Фамилия французская, семейство переехало в Россию в 1773 году. Карл Павлович тоже до 1822 года был Брюлло.

Мальчик рос болезненным, до семи лет практически не вставал с кровати. У него были серьезные проблемы с сердцем, по всей видимости, аневризм, но Брюлло-старший был суров. Не придавал особого значения жалобам мальчика, а заставлял бедного Карла, вместе с другими, здоровыми детьми, целыми днями рисовать фигурки животных и людей. В наказание мог и ударить, и оставить без еды. Когда же здоровье немного поправилось, Карл начал помогать отцу оформлять храмы.

В 1809 году десятилетний Карл поступил в Императорскую Академию художеств – в роскошный дворец на Васильевском острове, на берегу Невы. Там он задержался надолго – до 1821 года. Специализировался на исторической живописи и заслужил золотую медаль.

Картина «Гений искусства», над которой юноша работал с 1817 по 1820 годы, была признана академиками образцом для копирования.

Не зря Павел Иванович мучал своего сына.

«Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», Карл Брюллов, 1821. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Выпускной работой стало «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». За нее художник получил большую золотую медаль и право на трехлетнюю поездку по Европе. Но Карл Павлович рассорился с руководством Академии, и оказался этого права лишен. На помощь пришло Общество поощрения художников. Оно, восхитившись талантами Карла, оплатило поездку и ему, и его брату Александру.

Именно тогда Карл поменял свою фамилию на Брюллов. Ведь он ехал представлять великую Россию и должен был соответствовать этой миссии во всем.

Путешествие начали с Балтики – Рига и Кенигсберг. Затем была Германия – Берлин, Дрезден, Мюнхен. В Мюнхене пришлось надолго задержаться – Карл в очередной раз заболел.

И потом только Италия – Венеция, Падуя, Верона, Мантуя, Болонья и Рим. Карл осматривал великие шедевры прошлого, отправлял (согласно договору с Обществом поощрения художников) на родину свои путевые впечатления, писал сам.

В Риме художник задержался надолго. Сумел рассориться с Обществом поощрения художников – тому не понравилась картина Брюллова «Итальянский полдень». Много писал портретов, акварелей. Сделался, без преувеличения, римской знаменитостью.

А в 1830 году художник приступил к главной работе своей жизни – «Последний день Помпеи».

Одержимость художника

Карл Брюллов. «Итальянка из Палестрины»
«Итальянка из Палестрины», Карл Брюллов, (1828–1829 гг.), с пресс-показа выставки «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов в ГМИИ им. Пушкина. Фото ИТАР-ТАСС/Зураб Джавахадзе

Историческое извержение Везувия произошло в 79 году нашей эры. А в 1827 году Карл Павлович побывал там на раскопках. Он был поражен. Строгий отец, конфликты с академиками, слабое здоровье – все это оказалось мелочью по сравнению с настоящей трагедией. Брюллов решил, что должен показать трагедию Помпеи всему миру.

В роли заказчика выступил известный русский благотворитель Анатолий Демидов, сооснователь петербургской Николаевской детской больницы. Они встретились еще в 1827 году в Неаполе. Брюллов поделился с Демидовым своим замыслом, и тот пообещал купить картину, если она будет написана.

Карл погружается в исторические исследования. Документы завораживают и не отпускают. Вот, например, письмо Плиния Младшего – одного из тех, кто выжил в этой катастрофе: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову…

С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзлась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими».

Карл Брюллов. Слева – «Коленопреклоненная итальянка в храме». Справа – «Чочара Рикка с корзиной»
Слева – «Коленопреклоненная итальянка в храме» (1828–1829 гг.). Справа – «Чочара Рикка с корзиной» (1828–1829 гг.). Карл Брюллов. Картины были представлены на пресс-показе выставки «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов в ГМИИ им. Пушкина. Фото: Зураб Джавахадзе/ИТАР-ТАСС

Плиний сможет убежать, а его мать останется, погибнет.

Много времени Брюллов проводит на раскопках, делает эскизы. Чем бы он ни занимался, мыслями художник – в 79 году. Пушкин писал: «В голове его… шаталась поколебленная Помпея, кумиры падали, народ бежал по улице, чудно освещенной Вулканом».

Перед глазами художника – одна из центральных улиц, улица Гробниц. У него за спиной – городские ворота. Всюду руины и окаменелые фигуры. Они так хорошо сохранились, как будто трагедия случилась вчера.

Карл Брюллов писал в Россию брату Федору Брюлло: «По правую сторону помещаю группу матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии найдены были в таком положении); сзади сей группы видна теснящаяся группа на лестнице, ведущей в Sepolcri Scuaro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея). Возле сей группы – бегущее семейство, думая найти убежище в городе; муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребенка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца; в середине картины упавшая женщина, лишенная чувств; младенец на груди ее, не поддерживаемый более рукой матери, ухватившись за ее одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти; сзади сей женщины лежит сломанное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина; опрокинутая же колесница мчима конями, разъяренными от падающего раскаленного пепла и камней вдоль по дороге; управлявший колесницей, запутавши руку в вожжах, влечется вслед».

А в одном из жителей Помпеи Брюллов изобразил себя.

В 1828 году Везувий снова начал проявлять активность. Художник все бросил, поехал в Неаполь, но опоздал. Вулкан неожиданно успокоился. Прождав четыре дня, Карл Павлович вернулся в Рим.

Он даже не думал о том, что сам может погибнуть под лавой. Он был в то время просто одержим.

Признание

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи»
«Последний день Помпеи», 1830–1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В 1832 году к Карлу Павловичу приехал больной, с парализованной правой рукой, Вальтер Скотт. Он, как писал сам Брюллов, «просидел целое утро перед картиной; весь смысл, всю подноготную понял».

Вальтер Скотт говорил, что ожидал увидеть исторический роман, а обнаружил целую эпопею.

Полотно уже было закончено, но что-то Брюллову не нравилось. Что именно – он сам не мог понять. Думал поменять одно, другое – бесполезно. Художник писал: «Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена».

Всего работа заняла шесть лет. Три года подготовки и еще три, собственно, создание полотна. Размеры внушительны: шесть с половиной на четыре с половиной метров.

Первая демонстрация картины состоялась в Риме, прямо в мастерской Брюллова. Дальше показы последовали один за другим. Мастерская русского художника сделалась одним из популярнейших мест в итальянской столице.

Писатель Николай Рожалин сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Весь город стекался дивиться ей».

Итальянский художник Винченцо Камуччини, увидев «Помпею», прижался к Брюллову и произнес: «Обними меня, Колосс!»

А русский художник Григорий Гагарин писал о Брюллове: «Ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами».

Самые знаменитые европейские академии искусств дружно избирают Карла Павловича своим почетным членом.

И, наконец, в конце 1834 года картина выставлена в Петербурге, в Эрмитаже. Демидов выплачивает Брюллову гонорар – 40 тысяч франков (он живет во Франции) – и дарит полотно царской семье.

Сам же Брюллов вернулся в Петербург лишь в 1836 году. И получил царскую награду – орден святой Анны 3-й степени. Карл Павлович хотел приехать раньше, но во время путешествия по Средиземноморью заболел желтой лихорадкой. И, по своему обыкновению, довольно тяжело.

* * *

Слева – надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище. Справа – бронзовый бюст Карлу Брюллову в центральном парке города Фуншала на острове Мадейра (Португалия)
Слева – надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище. Справа – бронзовый бюст Карлу Брюллову в центральном парке города Фуншала на острове Мадейра (Португалия). Фото: wikipedia

В 1843 году Брюллову, как одному из величайших живописцев современности, предложили участвовать в росписи Исаакиевского собора. Он с радостью согласился. До 1848 года Карл Павлович работал над эскизами, а потом поднялся на леса.

Холод, сырость и тяжелый физический труд сделали свое дело. Помогли и камнетесы – воздух постоянно был насыщен мелкой пылью. У художника начался ревматизм, обострились проблемы с сердцем.

Уже в феврале 1849 года Брюллов вынужден прекратить все работы. В апреле он вновь отправляется на юг, на сей раз на остров Мадейра. А летом 1851 года Карл Павлович снова в Италии. Но уже не как художник, а в качестве пациента. Он лечит свои ревматические боли серно-йодистыми минеральными водами города Стильяно. Воды действительно помогают, и боли утихают. Но те же воды окончательно добивают больное сердце художника. И через год все в той же прекрасной Италии Карл Брюллов умирает.

Его тело покоится на кладбище в Риме. Художник прожил всего 52 года.

«Последний день Помпеи» можно посмотреть в Русском музее, в Петербурге.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?