«Карикатурный скандал» – провокация

«В нашей стране действуют три правовых системы: атеистическая(секулярная, унаследованная от СССР), православная и мусульманская, – сказал о.Даниил. – И между ними существует конфликт, который нельзя решить, пока не возобладает одна из них». «Вопрос в том, способны ли сегодня верующие люди научиться жить и мирно сосуществовать в одной стране по различным общественным моделям, построенным на основе тех или иных религиозных принципов? – обратился к залу о.Всеволод. – Или такой подход способен привести к конфликту и потребует вмешательства сторонних сил, которые установят свой порядок, заявив: мы же говорили, что жить в мире можно только по нашим, атеистическим правилам!»

Тест на теплохладность
Организовали диалог Отдел внешних церковных связей Московского Патрархата и Совет муфтиев России. Встреча проходила в конференц-зале гостиницы «Университетская» «Неправда, что свобода слова и творчества безграничны. В нашей стране их границы в части оскорбления чувств верующих определены уголовным и административным правом. Другое дело, что государство не всегда в полной мере четко реагирует на такие нарушения закона. Хотя пример с закрытием газеты в Волгограде после карикатуры, оскорбительной для мусульман, свидетельствует, что ситуация начинает меняться»,- сказал зам. председателя ОВЦС протоирей Всеволод Чаплин. По мнению священника, публикация и тиражирование этих карикатур можно считать провокацией с целью вызвать резкое обострение отношений между представителями ислама и христианства.

И хотя лютеранские лидеры осудили публикацию карикатур и отстранились от скандала, гнев мусульман не утих.
Апофеозом погромов и актов вандализма стали массовые убийства ни в чем не повинных людей – христиан (Нигерия).

О.Всеволод поставил скандалы вокруг «карикатур» и выставки «Осторожно, религия» в один ряд. «Открывая кощунственную выставку в центре Москвы кто-то хотел проверить – жива ли Церковь? И может ли секуляризм (агрессивное проявление светской, безрелигиозной идеологии) открыто и нагло утвердиться в нашем обществе?» – заметил священник. Иными словами, может ли антирелигиозное кощунство стать нормой общественного сознания. «Карикатуры» опубликованы по этой же причине – узнать, какой будет реакция мусульман, хоть это и прикрыто благовидными словами о свободе слова и творчества.

«Нужно учитывать, что сегодня слово, которое звучит на одной стороне земли, мгновенно отзывается на другой ее стороне, – заметил ректор Московского исламского университета Марат Муртазин. – И мысль, что защита святынь нарушает свободу слова, – все-таки перехлест. Каждый верующий понимает, что святыни должны быть защищены от оскорблений. Хотя реакция мусульман на Ближнем Востоке, наверное, была не адекватной. Однако надо учитывать менталитет простых мусульман и то, что существует различие между представлениями о культуре, нравственности и нормах поведения на Востоке и на Западе».


Волна протестов мусульман против публикации картикатур прокатилась по всему миру. Слева: сожжение посольства Дании в Бейруте, справа – митинг в Лондоне


По словам искусствоведа МИУ Тимзат Газатовой провокаторы (если это была провокация) действовали очень умело. Например, пророк изображался с бомбой на голове вместо чалмы. Т.е. приравнивался к терроризму, а значит – делает вывод обыватель – его последователи тоже террористы. Следовательно, оправданы все силовые действия, направленные против того или иного субъекта мусульманского мира. Поэтому эти карикатуры есть ничто иное, как провоцирование на агрессивный ответ. И он естественно последовал.

На вопрос корреспондент Милосердия.ru – где же граница между творчеством и оскорблением чувств верующих, ректор МИУ ответил: «Мы, мусульмане, почитаем единого Бога, поэтому творчество кончается там, где начинают порочить Всевышнего. Самым святым, самым главным и любимым из всех живших на земле для нас является пророк Мухаммед. И любые слова или рисунки, оскорбляющие его – это оскорбление и для нас, мусульман. В данном случае, бесспорно, это было оскорбление».

«Очевидно, что цель данных карикатур – посеять конфликт между верующими, чтобы их основные силы были направлены не на борьбу с обмирщением общества, а на всесторонний конфликт друг с другом», – считает о.Всеволод.
Но тогда каковы нормы права, позволяющие верующим и защищать в России свои святыни?

«Плюсы и минусы» норм права
На этот вопрос ответил генеральный директор юридической фирмы A.T.Legal Юрий Аганов.
В частности, данные нормы предусмотрены как в кодексе об административных нарушениях РФ (ст.5.26), так и в Уголовном кодексе РФ (ст.136, ст.239, ст.282). Наиболее «мощной» по степени наказания является 282 статья, которая предусматривает за провокацию возбуждения религиозной вражды (а такие карикатуры попадают под это определение) штраф в размере от 100 до 300 тыс. рублей и даже до 2 лет лишения свободы.

Другое дело, что до сих пор четко не определена причинно-следственная связь между актом кощунства и унижением человеческого достоинства (т.е. как именно кощунство может унижать верующего человека). А это необходимо для прокурорской и следовательской работы.
По мнению юриста, так же необходимо расширять сотрудничество религиозных конфессий в системе защиты этических норм.

Очевидно, с законами в Росси все в порядке, но остается извечный вопрос: о правоприменительной практике. Иначе, что делать, если они не исполняются надлежащим образом?

Отвечая на аналогичный вопрос в интервью корреспонденту Милосердия.ru иерей Михаила Дудко в частности отметил: «В наше время есть возможность развернуть общественное мнение так, чтобы оно однозначно осуждало проявление агрессивного секуляризма. Осуждало злую волю тех людей, которые делают себе имя на оскорблении религиозных или патриотических чувств. После скандала с карикатурами многие поняли – шутить с чувством верующих не стоит. И мы будем продолжать защищать свои чувства, выражая свое мнение и отстаивать право на выражение этого мнения. А так же отстаивать свои святыни от поруганий. Хорошо, что в обществе сложилось по этому поводу некое согласие. Крайние формы секуляризма общественное мнение начинает относить к разряду маргинальных. Я лично не поддерживаю таких форм протеста, которые мы наблюдаем сейчас в исламских странах, такой реакция быть не должна. А о том, какой она должна быть – тема для идущего сейчас обсуждения».


Форма протеста, выбранная группой православных москвичей против выставки «Осторожно, религия», по свидетельству их духовника прот.Александра Шаргунова, также не всеми признается вполне адекватной

Три общественных идеологии
По мнению священника Даниила Сысоева вопрос защиты религиозных святынь не может быть раз и навсегда решен нашей системой права, пока в России не воцарится православная правовая система. Сегодня российская система права основана на действующей конституции, которая является конституцией секулярного, светского общества. Пока общество не станет православным, понятие «кощунство» останется необъяснимым и не подвластным уголовному или административному наказанию. Поскольку оно лежит в религиозной плоскости и таким образом не существует для атеиста.

«В нашей стране действуют три правовых системы: атеистическая(секулярная, унаследованная от СССР), православная и мусульманская, – сказал о.Даниил. – И между ними существует конфликт, который нельзя решить, пока не возобладает одна из них».

«Да, действительно, в российском правовом поле борются несколько правовых систем, – продолжил диалог о. Всеволод Чаплин. – Есть шариатская государственность и нормативная практика, есть, в усредненных понятиях, православная государственность. Есть и секулярное право и государство. И аргументы представителей секулярной системы в том, что сторонники ислама и православия будут бороться за превосходство друг над другом, пока не перережут друг друга. А секулярная идеология якобы позволяет контролировать этот конфликт и не доводить его до крайних форм».

Получается, что идеология атеизма, его ценности и нормы незыблемы «во имя всеобщего мира и благоденствия».

«Вопрос в том, способны ли сегодня верующие люди научиться жить и мирно сосуществовать в одной стране по различным общественным моделям, построенным на основе тех или иных религиозных принципов? – обратился к залу о.Всеволод. – Или такой подход способен привести к конфликту и потребует вмешательства сторонних сил, которые установят свой порядок, заявив: мы же говорили, что жить в мире можно только по нашим, атеистическим правилам!».

Этот вопрос остался без ответа. Может быть потому, что для него еще не пришло время.
Но главное, на наш взгляд в том, что выступающие с обеих сторон оказались единодушны во мнении: диалог между мусульманами и православными должен продолжаться и быть открытым для всех. В связи с чем Марат Муртазин предложил очередную такую встречу провести в стенах исламского Университета.

Алексей РЕУТСКИЙ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?