Как защитить ребенка от травли в школе

Если ребенок регулярно становится объектом насилия, надо просто бегом бежать к специалистам, причем желательно всей семьей. Просто так, на пустом месте, никто козлом отпущения не становится

Катерина Дёмина. Фото: facebook.com

Ребенка травят сверстники — что делать? Какую тактику избрать родителям в стенах школы и за их пределами? Мы обратились с этим вопросом к детскому психологу Катерине Деминой.

– Что такое травля? Чем она отличается от «непопулярности»?

– По определению, травля – это целенаправленные действия коллектива, обращенные против одного человека, унижающие, оскорбляющие или причиняющие вред жертве. От непопулярности данный процесс отличается именно сознательной агрессией. Непопулярный ученик может при этом вполне комфортно себя чувствовать, если он не нуждается в признании сверстников, а вот жертва травли явно и сильно страдает.

Я бы не стала говорить, что это сегодняшняя проблема, травля в подростковых коллективах существовала во все времена, просто сейчас может быть более выражена национальная или имущественная подоплека травли.

– Кто или что ее провоцирует?

– Чтобы в классе начали кого-то травить, необходимо несколько условий. Подначка взрослых – раз. Невозможность канализировать агрессию законным образом – два. Молчание или даже одобрение со стороны классного руководителя – три. То есть, кто-то старший должен показать детям пример травли. Начать зло издеваться над чьей-нибудь особенностью, просто постоянно прикладывать детей, так чтобы никто не чувствовал себя в безопасности, например.

– Травля опасна для обеих сторон – и гонимого, и издевающихся?

– Да. Известно, что даже простое наблюдение по телевизору сцен насилия наносит людям (любым, не только детям) психотравму. Мы так устроены – отчасти благодаря нашей способности сочувствовать. Мы идентифицируемся с героями фильма, книги, сопереживаем им. А когда на наших глазах кого-то мучают, у нас есть три возможности: представить себя жертвой, представить себя мучителем, палачом, или броситься спасать. Психолог Стивен Карпман описал этот механизм в виде треугольника «Жертва – Палач – Спасатель». Трагичность ситуации заключается в том, что треугольник этот поворачивается, и человек меняет роли, становится по очереди то жертвой, то спасателем, то палачом. Так что те, кто травит, получают почти такую же травму, как и объект преследования.

Кадр из фильма «Чучело» (реж. Ролан Быков,1982 год) с сайта film.ru

– Травля развращает детей. Как родителям жертвы выстраивать отношения со школьной администрацией? Что делать, если администрация отрицает проблему: «В нашей школе травли нет и быть не может»?

– Сразу, не откладывая, идти выше, в РОНО, в Городское Управление. Настаивать на том, что этого быть не должно, что закрывать глаза на травлю – должностное преступление.

– Когда в ситуации травли к психологу ведут именно жертву, а не агрессоров, не формируется ли у жертвы дополнительный комплекс? Мол, раз меня, а не их привели к «специалисту», значит, это я «какой-то не такой»?

– В идеале нужна работа с группой, а не с жертвой. По отдельности сделать ничего не удастся, вы совершенно правы.

– У любого объекта регулярного насилия формируется «синдром жертвы». Как можно разблокировать этот комплекс?

– Если ребенок регулярно становится объектом насилия, надо просто бегом бежать к специалистам, причем желательно всей семьей. Вот просто так, на пустом месте, никто козлом отпущения не становится. Скорее всего, проблема во внутрисемейных отношениях, в скрытых посланиях, которые ребенок получает от родителей. Если ситуация травли повторилась хотя бы дважды – идите разбираться с собой, со своими установками, ценностями. Ребенок транслирует вовне то, что он получает в семье.

– Согласно УК РФ травля – особенно с применением физического насилия и регулярная — называется «истязание». И это серьезное преступление. Однако последствия для тех подростков, которые воруют или грабят, куда серьезнее, чем для любителей травить. Откуда этот правовой перекос?

– Все-таки взрослые люди понимают, что это ответственность должностных лиц, которые обязаны воспитывать детей и следить за ними в школе. То есть, учителей и школьной администрации. Еще раз повторюсь: не бывает травли без соучастия взрослых. Поверьте учителю с более чем двадцатилетним стажем.

– Можете привести примеры?

– Когда я преподавала в классе коррекции, часть детей была с органическими нарушениями – слабослышащие, ДЦПшники, а часть, что называется, «сложные дети», из маргинальных семей, с легкой степенью умственной и психической отсталости. И вот одна такая девочка попробовала как-то сказать нечто очень грязное в адрес глуховатой Маши. Кто-то радостно заржал, остальные прижали уши и напряглись. Можно было сказать «педагогическим» голосом: «Ну что ты, Ира, мы ведь товарищи, нехорошо насмехаться над недостатком одноклассника». И весь класс получил бы недвусмысленное послание: училка в теме, она не будет возникать. Но я «зажала» ее в дверях на выходе и тихо сказала ей на ухо: «Еще хоть раз скажешь что-то подобное – пеняй на себя». О, этот тон Ира отлично восприняла, все словила, еще и остальным передала. Да, сейчас, скорее всего, у меня могли бы быть проблемы с родителями. Но, думаю, можно было бы и до них донести, что именно вытворяет их дочь, и почему мне пришлось так ней заговорить.

– Как совместить в сознании ребенка две истины: что «коллектив всегда прав» и необходимость «правового общества»?

– А почему вы думаете, что коллектив всегда прав? И кто будет определять, когда коллектив становится стаей? А когда – стадом? Я всегда только и жестко за закон. Не знаешь, как поступить – поступай по закону.

– Не является ли позиция школы, родителей, а иногда и школьных психологов де факто пропагандой «жизни по понятиям»?

– На то мы и образованные, думающие, профессиональные люди, чтобы воспитывать и внедрять иные, цивилизованные правовые нормы.

Так что единственная истина, которую стоит внедрять в сознание ребенка – обычный комплекс представлений: твое тело принадлежит только тебе, никто не имеет право оскорблять, унижать или мучить тебя, мы всегда на твоей стороне… Надо, чтобы это стало нормой.

– Что могут сделать родители, чтобы их ребенок не оказался в подобной ситуации? Как воспитывать ребенка, чтобы он не стал жертвой?

– Первично здесь взаимное уважение ко всем членам семьи. Ко всем без исключения, старым и малым, больным и здоровым, добытчикам и иждивенцам. Еще полезно не сплетничать, не смаковать чужие несчастья, не завидовать. Обращаться с ребенком как с дорогим и любимым гостем, а не как с нерадивым слугой. То есть, всеми возможными способами транслировать идею «Ты хороший, и мир вокруг хороший». Ну и время от времени произносить мантру «ты можешь рассказать мне обо всем, я всегда на твоей стороне».

– Как найти школу, где травля не распространена? Или это в принципе невозможно?

– Скорее стоит искать класс с вменяемым классным руководителем. Ситуация травли может вспыхнуть где угодно, но грамотный и справедливый учитель разберется с ней в одно касание.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?