Бродивший по улицам Константинополя бездомный познакомился с компанией золотой молодежи и стал учить их, как стать настоящими христианами. История св. Андрея Юродивого, чья память празднуется 15 октября

Бродивший по улицам Константинополя бездомный познакомился с компанией золотой молодежи и стал учить их, как стать настоящими христианами. История св. Андрея Юродивого, чья память празднуется 15 октября

Андрей Юродивый и его друг Епифаний; фрагмент иконы Покрова Богородицы 16 в. Фото: ruicon.ru

На иконе Покрова Пресвятой Богородицы в углу изображаются всклокоченный бездомный и богато одетый юноша. Это св. Андрей Юродивый и его друг Епифаний. Что их связывало?

Константинополь при императоре Льве VI был самым элегантным и богатым городом Европы. В Риме — темные века, Венеция еще не набрала силу. Здесь же, на двух берегах Босфора, кипела жизнь. Бедность соседствовала с роскошью, обилие святынь и монастырей — с пороком.

И вот молодой славянин, из рабов одного известного в городе телохранителя Феогноста «сходит с ума» и начинает грязным бродить по центральным улицам столичным, спать зимой на земле, прижимаясь к собаке в поисках тепла, пить воду из луж и проповедовать покаяние. Однажды проститутки украли его одежду и, издеваясь, надели мешковину. Мальчишки надели ему на шею петлю и волокли по улице.

Как-то раз этот «бомжик» — звали его Андрей — встретил трех юношей из золотой молодежи. Нет, они не были вертопрахами и прожигателями жизни. Как раз наоборот. Старший из них как-то сразу понял, что перед ним не просто сумасшедший, а юродивый, который ради Христа несет подвиг полного отречения от себя — мнимого безумства.

Юноши заговорили с Андреем и первое, что он сказал старшему из них: «Ты Епифаний, и с этих пор ты мой друг и сын» и предсказал ему епископство. Юноши поразились и пригласили юродивого в таверну.

Так Епифаний стал другом юродивого. С ним св. Андрей говорил откровенно, рассказывая тайны духовной жизни и свои видения. Приятели и родные Епифания были от этой дружбы в шоке. Ему приходилось оправдываться тем, что он якобы знал Андрея до того, как тот сошел с ума, и теперь не может бросить товарища в беде.

Однако не богатый юноша спасал бездомного, а «безумец» спасал его самого и его друзей от страстей, которые сопровождали жизнь молодежи во все времена. От транжирства и увлечения женщинами.

Однажды Епифаний сидел у ворот своего дома, когда мимо проходил св. Андрей. Юноша решил пригласить его внутрь, хотя дома и был его отец: «Видишь этого голого человека, который ходит туда и сюда. Мне кажется, что хоть он и сошел с ума из-за козней врага рода человеческого, однако давай введем его в наш дом и с помощью Господа, почтившего и сделавшего тебя богатым, дадим ему пищи от тех благ, которые даровал нам Бог».

Отец согласился, но св. Андрей в дом не вошел, а сел перед воротами. Собралась толпа. Одни причитали со стонами, проклиная дьявола, что такого человека он по¬губил, лишив рассудка, другие давали ему мелкие монеты, третьи — вино; он же, по своему обычаю, всех прогонял прочь.

Тут мимо проходил красивый и изнеженный юноша-евнух, знакомый Епифания. Он нес с собой финики и захотел дать их юродивому. Но св. Андрей грозно отверг их: «Уходи, обманщик, в спальню своего господина и предавайся вместе с ним содомскому недугу, и он даст тебе и других фиников… Неужели не стыдишься ты даже ангела, сопровождающего тебя, как христианина?». Евнух испугался. Епифаний стал его утешать: «Мало ли, что говорит безумец, а ты, если знаешь что за собой, так исправляйся».

Епифаний спросил потом святого: «Почему ты так строго изобличил моего друга?»
«Из-за того, что он друг твой и дорог тебе! Именно поэтому я и вступил с ним в разговор: ведь если бы он не был твоим другом, он вообще не услышал бы от меня ни единого слова: не в том моя цель, что бы порицать грешников, но в том, чтобы бежать прямым путем, ведущим к лучшей жизни», — ответил ему блаженный.

Епифаний возразил: «Я знаю об этом, но этот юноша — раб, и, вынуждаемый своим господином, что он может сделать?» — «Я знаю, и очень хорошо знаю это, — сказал св. Андрей. — Однако для телесных надобностей должен раб повиноваться купившему его, а не ради дьявольских занятий, в особенности этой проклятой и отвратительной мерзости». — «Но если господин отдаст приказание рабу ради телесной надобности, или духовной, или греховной, и раб не станет повиноваться, ты знаешь, сколько он вытерпит, оскорбляемый, избиваемый, осыпаемый угрозами и все прочие мучения принимающий», — опять возразил Епифаний.

Св. Андрей ответил: «»Это, дитя, мученичество Иисуса Христа, о котором он намеком сказал: «Блаженны преследуемые за правду, ибо их есть Царство Небесное». Поэтому, если рабы не покоряются господам своим в отвратительной содомской похоти, они блаженны и трижды блаженны, ибо через испытания, о которых ты говоришь, они будут причислены к мученикам»».

В это время пришел мальчик-слуга. Он спросил св. Андрея, может ли он тоже стать юродивым. Чтобы не смущать остальных, святой сотворил чудо: мальчик и он стали беседовать на сирийском языке. Юродивый сказал, что подвиг этот выше сил мальчика, но показал ему на краткий миг, каково быть юродивым.

Мальчик вдруг стал вести себя, как безумный. Епифаний испугался и попросил св. Андрея забрать у мальчика этот дар. Мальчик успокоился, но просил вернуть ему это безумие, потому что он чувствовал в этом состоянии большую духовную радость. «Господин твой Епифаний стал на твою защиту, а божественные законы не позволяют поступать вопреки мнению господина твоего», — ответил ему св. Андрей.

Св. Андрей остался до вечера и слуги собрались вокруг него. Он стал каждому пересказывать его грехи — не прямо, а намеками, но люди все равно пугались. За окнами раздался страшный хохот. «Это демоны скачут от того, что мы грешны», — сказал св. Андрей. Слуги спорили: одни считали юродивого колдуном, другие — святым.

Разошлись спать. Епифаний лег на полу, а св. Андрея положил на своей постели. Но юродивый ночью ушел из комнаты и лег на заднем дворе, в навозную кучу.

Св. Андрей всегда хранил своего друга Епифания. Епифаний был богат, и однажды у него появился новый товарищ, который хотел приобрести себе через эту дружбу положение. Встретив как то раз этого нового друга в церкви вместе с Епифанием, юродивый посмотрел ему в глаза и вдруг ударил по лицу. «Отойди от этого отрока, — сказал он подлипале. — Ты не достоин стоять рядом с ним».

Юноша бросился на юродивого. Его не остановило даже то, что они были в церкви. Епифаний стал их разнимать. Но тот в ответ сорвался и раскрыл себя: «Неужели я откажусь от этого мира именно тогда, когда я должен наслаждаться им?» Он бросил молиться и открыто пустился во все тяжкие.

Еще один приятель Епифания, Иоанн, засмотрелся на проститутку. Епифаний ее прогнал, а друга стал увещевать. В это время мимо проходил св. Андрей. Епифаний пошел с юродивым, и тот наедине сказал своему другу: «Слова, которые ты говорил тому юноше, были сказаны напрасно». И открыл, что Иоанн – соблазнитель замужних женщин и бисексуал. Бог дал ему год жизни, за который он должен или исправиться или погибнуть, только сам Иоанн об этом не знает. Епифаний спросил, не стоит ли его товарищу рассказать об этом. Св. Андрей ответил, что он только посмеется в ответ.

Прошел год, и Епифанию приснился сон. Они вместе со св. Андреем были в отвратительном зловонном месте с гадюками и мышами. Он заметил доску с надписью: «Вечное местопребывание и неизбежное наказание Иоанна, сына Келевстиона». Когда Епифаний проснулся, то ему сообщили, что Иоанн смертельно болен. Епифаний пошел к нему. Иоанн попросил: «Помолись за меня, Божий святой, чтобы пощадил меня Бог». Епифаний ответил: «Брат, Господь сделает то, что нужно, ибо Он сам знает, что полезно; молись Богу, и Он сотворит подобающее Его милости».

Сам Епифаний был человеком целомудренным, но его очень мучили блудные помыслы. Только помощь, молитвы и советы св. Андрея удержали его от того, чтобы сдаться и пойти по дороге его товарищей.

Вместе им открылось великое чудо. Вот что говорит об этом житие:
Однажды во Влахернском храме Епифаний молился вместе со св. Андреем на всенощной. В четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. Рядом с Пречистой шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, и многие другие святые, облаченные в белое.

Когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира? » Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась со слезами, а потом сняла с головы свой амофор (покрывало) и распростерла над всеми стоящими там людьми как знак защиты и милости.
Это видение вспоминается в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Юноша Епифаний позже стал епископом, как и предсказывал ему св. Андрей Юродивый.