Реестр поставщиков социальных услуг – это список юридических лиц-учреждений, которые допущены к оказанию социальных услуг. Функционирует по закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (442-ФЗ). Участие в реестре хорошо работает на репутацию НКО и открывает доступ к разным льготам и возможностям, увеличивая шансы на получение грантовых средств.
В каждом регионе РФ – свой реестр поставщиков социальных услуг. За него отвечает уполномоченный орган – организация социального обслуживания в этом регионе. Например, в Москве это Департамент труда и социальной защиты, в Новосибирской области – Министерство труда и социального развития.
НКО и ИП – да, волонтеры – нет
В реестр могут вступать организации и индивидуальные предприниматели, не могут – волонтерские группы и любые незарегистрированные инициативы.
«Социально ориентированные НКО также могут вступать в реестр поставщиков социальных услуг, – рассказывает директор центра «Грани» Светлана Маковецкая. – Представители третьего сектора в этом реестре создают здоровую конкурентную среду и дают людям выбор, обратиться в госструктуру или в некоммерческую организацию».
Члены реестра получают компенсации от государства за оказываемые ими услуги. Организации, вступая в реестр, в свою очередь, обязуются соблюдать правила предоставления услуг и отчитываться о своей работе. Социальные услуги должны оказываться квалифицированными специалистами, на регулярной основе, в определенном месте.
Как вступить в реестр: проверьте свой устав
В реестр поставщики социальных услуг вступают единократно. Порядок вступления в каждом регионе определяет уполномоченный орган. На его сайте можно найти информацию об этом порядке и список документов, которые необходимо собрать и отправить в этот орган.
Документы должны доказывать, что организация зарегистрирована и что она может оказывать определенные услуги. Например, всегда нужно прислать учредительные документы и подтверждения квалификации сотрудников НКО.
Необходимо также проверить устав НКО и при необходимости внести в него правки. В этом документе должно быть написано, что 1) организация ведет деятельность в сфере, в которой оказывается социальная услуга, 2) у нее есть уставные цели, позволяющие оказывать эту услугу.
«Нам пришлось переделывать свой устав, чтобы вступить в реестр, – говорит руководитель отдела «Вернуть будущее» БФ «Дедморозим» Наталья Цветова. – Мы внесли в него строчку, что предоставляем социальные услуги в определенном виде. Для этого мы также издали внутренний приказ и выложили его на свой сайт».
По закону соцуслуги НКО также должны быть указаны на ее сайте. Организации необходимо создать отдельную страницу, на которой будут перечислены эти услуги и тарифы на них.
За коммуникацию с организациями от уполномоченного органа отвечает отдельный специалист – ему в бумажном или электронном виде (в зависимости от региона) подаются документы. Этому же специалисту можно задавать возникающие в процессе вопросы.
«У нас не было сложностей со вступлением в реестр. Сотрудники Министерства консультировали нас, всегда отвечали на вопросы, в случае ошибок – правили. В итоге мы все верно подготовили и с первого раза были приняты в реестр», – делится опытом руководитель «Православной патронажной службы г. Кемерово» Елена Ушатая.
После подачи документов в уполномоченный орган, он начинает проверку организации. Вопросы задают НКО в электронном виде или по телефону. Решение принимается в течение 30 дней. В этот срок организация узнает, включили ли ее в реестр или отказали в этом. В случае отказа можно исправить ошибки и снова подать документы.
Чтобы понять, какие соцуслуги может оказывать НКО, ей необходимо понять:
• что именно считается социальной услугой;
• как называется та или иная услуга;
• кому она должна оказываться;
• в какой форме она предоставляется.
По закону социальные услуги – действия по оказанию временной или постоянной помощи с целью улучшить условия жизни граждан и предоставить им возможность самостоятельно жить. Все эти услуги перечислены в 442-ФЗ (глава 6).
«Нужно понимать, что значительная часть услуг НКО не входит в реестр, – объясняет Светлана Маковецкая. – Это практики без доказательной базы, например иппотерапия, и оказываемые только НКО (но не государством) услуги – сопровождение людей с инвалидностью, посещения стационаров, реабилитация после определенных болезней».
НКО не может сама выбирать, кому оказывать услуги
Списки услуг, в которых указаны их наименования, формируются в каждом регионе. НКО нужно опираться на такой список. Его можно найти в постановлении правительства или профильного министерства своего региона.
Важно учитывать, что социальные услуги предоставляются только гражданам, признанным государством нуждающимися. То есть НКО не может выбирать сама, кому оказывать соцуслуги и, возможно, сможет предоставлять их не всем своим подопечным.
Социальные услуги можно оказывать в трех формах: на дому, стационарно (например, пятидневное проживание в интернате) или полустационарно (центр дневного пребывания). НКО необходимо выбрать одну форму в зависимости от своих возможностей.
Подопечные фонда могут стать получателями социальных услуг, если соберут необходимый пакет своих документов и обратятся в уполномоченный орган, указав как желаемого поставщика соцуслуг НКО. Если человек одновременно обслуживается и НКО, и государством, представитель комиссии должен подтвердить, что услуги НКО не дублируют государственные – иначе ей будет отказано в компенсировании из госбюджета.
«Таким образом, человек должен обслуживаться только в НКО либо и в соцзащите, и в НКО, но получая от последней уникальные услуги. Второй случай довольно сложен, потому что организация каждый раз должна доказывать, в чем уникальность ее услуги, – говорит Елена Ушатая. – Например, 20% наших подопечных получают от нас уникальную помощь – это лежачие больные, к ним наши специалисты приходят каждый день на долгое время (в то время как соцзащита – два дня в неделю, и не всегда готова ухаживать за лежачими больными), а в случае остальных 80% подопечных нам необходимо доказывать, чем наша помощь отличается от помощи социальной защиты».
Компенсации отличаются в разных регионах
Члены реестра получают денежные компенсации от государства за оказанные услуги по разным тарифам, в зависимости от региона. Информацию о тарифах можно найти на сайте уполномоченного органа. Как правило, тариф зависит от типа услуги и формы, в которой она оказывается.
Важно понимать, что компенсация – не грантовые средства, обращает внимание Светлана Маковецкая. Получая ее, НКО компенсирует затраты, которые понесла, оказывая соцуслуги. Чаще всего эта сумма включает зарплату сотрудникам и прямые административные расходы. В законе есть требование к включению в тариф не только прямых, но и косвенных затрат. Но на данный момент большинство тарифов не предполагают затрат на развитие организации и повышение квалификации персонала.
Чтобы получать компенсацию, необходимо готовить отчет о предоставлении социальных услуг и отправлять его в уполномоченный орган. Это, в зависимости от региона, делается ежемесячно или ежеквартально. Отчет включает перечень документов, принятый на законодательном уровне в каждом регионе. Это может быть заполнение актов по услугам, справки об отсутствии налоговых обязательств и просроченных задолженностей по возврату в бюджет субсидий и другие документы.
Как правило, компенсация выплачивается в срок от десяти дней до двух месяцев после подачи отчета. Например, в случае Пермского края и фонда «Дедморозим» отчет предоставляется в Министерство труда и социального развития региона до 10 числа следующего месяца, а компенсация приходит после 20 числа.
Что учесть при решении: низкие тарифы
НКО нужно оценить свои ресурсы и возможности, советует Светлана Маковецкая. У поставщика соцуслуги много обязанностей: предоставлять данные в определенном виде, указывать на сайте исчерпывающе, какие услуги оказывает. Вся эта информация также должна быть доступна людям с инвалидностью – например, шрифт должен увеличиваться для слабовидящих. В каких-то случаях НКО также нужно получить лицензию (информация об этом указана в описании услуги).
Членов реестра регулярно (раз в четыре года) проверяют уполномоченные органы, и НКО надо быть готовой к этому. «Многие организации, выросшие из волонтерских инициатив или родительских групп, пренебрегают отчетностью. Но, вступая в реестр, обязательно надо выстраивать документооборот, потому что качество оказываемых вами услуг будет контролироваться», – говорит Павел Кантор, юрист Центра лечебной педагогики.
НКО также надо учитывать невысокие размеры компенсации – они далеки от рыночных цен на услуги. Эти размеры фиксированы и, как правило, привязаны к тарифам. То есть даже если себестоимость услуги НКО намного выше суммы в документе, организация не сможет получить больше нее.
Как правило, получаемые компенсации не покрывают полную стоимость услуги, вне зависимости от региона.
Например, у фонда «Дедморозим» из Перми и общественной организации «Изумрудный город» из Москвы компенсации покрывают около 20% затрат.
«Дедморозим» организовывает сопровождение людей с инвалидностью, арендует тренировочные квартиры для них, оплачивает работу сопровождающих специалистов, психологов и юристов для 16 подопечных.
На все это в месяц фонд получает компенсацию примерно по 11 тысяч рублей за каждого при фактических затратах на одного подопечного за тот же срок около 55 тысяч рублей.
Общественная организация «Изумрудный город» оказывает соцуслугу (проживание в тренировочной квартире) трем подопечным, и их средняя компенсация – 25 тысяч рублей за 1 человека в месяц. При этом в месяц расходы на проект могут превышать 400 тысяч рублей.
Важно также учитывать, что часто размер компенсации един для всех услуг – как простых (не требующих квалифицированных сотрудников), так и сложных (когда нужен человек со специальной подготовкой). Кроме того, размер компенсации может не меняться годами, а значит, не учитывать инфляцию. В Москве тариф (он же – размер компенсации поставщику) в 315 рублей за час – с 2015 года, и он одинаков для всех видов помощи: уборки квартиры пожилого человека или консультации психолога.
«Центр лечебной педагогики оказывает сложные и дорогие услуги для детей и молодых взрослых с нарушениями развития: правовые, социально-психологические, педагогические, психокоррекционные, – говорит Павел Кантор. – Стоимость этих услуг не покрывается компенсациями от государства».
Сложная отчетность
Другой момент – отчетность для члена реестра. Она зависит от региона, и в некоторых случаях может быть очень непростой и требующей много времени.
Например, у организации «Изумрудный город» первое время отчет об услугах для трех подопечных занимал несколько часов, сейчас – один час. Фонд «Дедморозим» раньше делал отчет на 16 человек за три-четыре рабочих дня, сейчас – за один. «Патронажной службе г. Кемерово» было сложно разобраться во всех документах без юриста. К тому же отчитываться нужно было по каждому действию, и в итоге много бумажной работы ложилось на плечи патронажных сестер, которые непосредственно работали с подопечными фонда.
Низкие тарифы и сложная отчетность могут привести к тому, что для НКО просто не имеет смысла получать компенсацию. Так произошло с «Православной патронажной службой г. Кемерово»: «Мы не подаем документы на компенсацию, потому что это просто невыгодно и неудобно для нас, – рассказывает Елена Ушатая. – Мы помогаем пожилым и людям с инвалидностью на дому, обычно наши сотрудники проводят с подопечными не более шести часов в день. За такое количество часов сумма компенсации получается очень маленькая и просто не стоит всех усилий. За эти деньги мы даже не сможем оплатить работу юриста, который поможет с подготовкой отчетов, чтобы получить компенсацию».
Кому и почему выгодно вступать в реестр: дневные стационары
НКО важно понять, скольким людям она будет оказывать услуги, как будет продвигать их, считает Светлана Маковецкая. Если у организации хорошая репутация, есть база подопечных и возможности привлекать новых получателей соцуслуг, даже при невысоких тарифах она сможет получать неплохие компенсации и продолжать работать.
Но чаще компенсации не могут быть единственным доходом организации: «Финансовая модель у НКО – члена реестра, как правило, следующая: оказывает разные услуги, часть из них – стандартизированная, по 442-ФЗ, и есть другие услуги, которые не оказывает государство, и они финансируются из других источников».
НКО обычно становятся поставщиками и считают это подходящей формой финансирования, если оказание соцуслуг не покрывает всю работу, и у них есть еще проекты и другие источники дохода, – говорит Светлана Маковецкая.
В этих ситуациях компенсации могут быть хорошим подспорьем для организации: «Мы не рассчитываем, что только за счет компенсаций сможем обеспечивать свою программу. Но какой-то вклад эти средства вносят, и благодаря им мы уверены, что такая сумма у нас точно будет, знаем, что мы сможем сделать на нее, – поясняет директор по развитию общественной организации «Изумрудный город» Надежда Степунина. – Если у НКО немного рекуррентных платежей, на которые можно полагаться, и есть благополучатели, помощь которым нельзя прерывать (в нашем случае это люди из ПНИ в программе сопровождаемого проживания), я бы рекомендовала рассмотреть для себя возможность вступления в реестр поставщиков соцуслуг».
В случае крупных программ и большого количества получателей соцуслуг компенсации могут быть основным или даже единственным источником дохода НКО. «Например, дом престарелых, дневной стационар, спецучреждения, где дети находятся по 12 часов – в таких местах много людей, и им единовременно оказывается много услуг. Тогда суммы компенсаций могут получаться неплохими», – поясняет Елена Ушатая.
Что еще дает вступление в реестр: льготы и гранты
Участие в реестре хорошо работает на репутацию НКО и открывает доступ к разным льготам и возможностям, уверен Павел Кантор: «Например, нас, как членов реестра, знают в городе, и мы получаем меры поддержки от Москвы: нам дали недвижимое помещение в бесплатное пользование, мы также выиграли несколько городских грантов».
«Православная патронажная служба г. Кемерово» и «Дедморозим» указывают свое членство в реестре при подаче на гранты. Представители НКО считают, что это повышает доверие к ним и увеличивает шансы на получение грантовых средств: «Участие в реестре показывает статус твоей организации. Значит, твои документы уже проверены государственным органом и квалификация твоих специалистов подтверждена», – говорит Елена Ушатая.
Вход в реестр также помогает НКО развиваться, уверена Светлана Маковецкая. Таким образом организации начинают регулярно оказывать конкретные услуги и повышают их качество, развивают свою сервисность. В некоторых случаях НКО начинают защищать права своей аудитории и потом становятся клиентскими менеджерами – они сопровождают подопечных в разных инстанциях и помогают им преодолевать барьеры. Это тоже помогает командам НКО повысить свою компетенцию – выработать стандартизированную и быструю реакцию на разные запросы граждан.
«Участие в реестре – вопрос роста НКО. Членство в нем помогает научиться конвейерно и на постоянной основе оказывать соцуслуги, – объясняет Светлана Маковецкая. – Так НКО сначала может оказывать небольшое количество услуг, а потом большее. Участие в реестре также поможет НКО переходить к более устойчивой финансовой модели».
Кроме того, состоя в реестре, НКО могут реформировать и улучшать подходы к социальному обслуживанию в своем регионе и стране в целом, считает Павел Кантор.
Любые вопросы по поводу вступления в реестр можно адресовать в уполномоченный орган в своем регионе, а также в ассоциации негосударственных поставщиков соцуслуг. Такие ассоциации можно найти в каждом регионе, их участники охотно помогают друг другу.
За консультацией можно обратиться в ресурсные центры НКО, центры инноваций в социальной сфере – они работают с социальным бизнесом и негосударственными поставщиками услуг. По юридическим и финансовым вопросам могут помочь «Юристы за гражданское общество», Ассоциация «Клуб бухгалтеров и аудиторов НКО».
Кроме того, в каждом регионе проводится много образовательных мероприятий о вступлении в реестр. Например, их часто организовывают общественные палаты региона.