Как вера влияет на состояние онкобольных

Опубликованы результаты исследования 44 000 пациентов

Фото: Ирина Сечина

10 августа 2015 года в журнале Cancer Американского сообщества рака было опубликовано мета-аналитическое исследование группы американских ученых, предметом которого стало влияние религиозности на физическое и эмоциональное состояние онкологических больных, а также на их способность выполнять свои социальные функции.

Мета-анализ обобщил данные различных исследований, включив в общей сложности 44000 пациентов. При этом авторы работы разделили различные аспекты состояния больных и проследили, как влияют на них разные стороны религиозности.

Прежде всего, исследователи рассмотрели физическое состояние пациентов. Пациенты, продемонстрировавшие большую религиозность, лучше чувствовали себя физически, оказались более способны к выполнению обычных бытовых обязанностей, легче переносили физические симптомы заболевания и побочные эффекты терапий.

«Эта зависимость оказалась сильнее для тех пациентов, для которых особенно важны были эмоциональные аспекты веры и духовности, включая ощущение смысла и цели жизни и связи с ее источником, большим, чем сам человек», — рассказала доктор Хезер Джим, руководитель научного проекта.

Те, для кого первостепенную роль в их религиозных убеждениях играла когнитивная сторона веры, а именно способность поместить факт болезни в свою картину мира, также сообщали о лучшем состоянии здоровья.

Третий аспект веры, а именно, религиозные практики: посещение церкви, молитва, медитация, — оказались не связаны с физическим самочувствием онкологических больных.

Вторая часть анализа посвящена исследованию психического здоровья больных раком. На этот аспект состояния сильнее всего повлияла эмоциональная сторона веры. «Не удивительно, что чувство духовного благополучия оказалось напрямую связанным со снижением стресса, депрессии и тревожности», — говорит один из исследователей, доктор Джон Сальсман. Духовный стресс, чувство разорванной связи с Богом или религиозным сообществом вполне логично связаны с худшим эмоциональным состоянием больного, большими психологическими страданиями.

Третья часть исследования посвящена социальному здоровью пациента, то есть его способности продолжать выполнение привычных социальных ролей, сохранять ранее сложившиеся отношения в условиях, когда он тяжело болен. Здесь роль религиозности и духовности оказалась менее важной, чем в двух предыдущих случаях, но все же заметной. Оказалось, что социальное здоровье несколько лучше у тех пациентов, которые верят в благого и великодушного Бога, но не в далекого и осуждающего. Такие больные верили в то, что их просьбы к Богу о помощи и поддержке будут услышаны. Те же, чья вера оказалась подорванной, гораздо хуже справлялись с общением и социальными ролями.

Мета-анализ представляет собой, по мнению экспертов, самое полное и тщательное на сегодняшний день исследование и обобщение данных обширной медицинской литературы о влиянии веры и духовности на состояние больных раком. Оно проведено в русле активно развивающегося  направления — психосоциальной онкологии.

Дальнейшие исследования должны сосредоточиться на том, как связи религиозности и духовности со здоровьем изменяются с течением времени, а также могут ли помочь пациентам специальные структуры поддержки, призванные усилить определенные аспекты веры у заинтересованных в этом пациентов. Как организовать такие структуры — это тоже вопрос, требующий специального изучения.

Между тем, запрос на учет религиозных воззрений пациентов и их семей медицинским персоналом реально существует, как следует из более раннего обзора, опубликованного на странице Американского сообщества рака. В одном из опросов пациентов стационара 77% респондентов высказались за то, чтобы врачи интересовались духовными потребностями пациентов, а 37% посчитали, что они должны чаще обсуждать с ними в контексте заболевания вопросы, связанные с верой.

Опрос 369 амбулаторных онкологических пациентов Нью-Йорка выявил, что чуть более половины опрошенных считает вполне нормальным интерес врачей к их вере и духовным потребностям, но только 1% сообщает, что такой интерес был проявлен. Респонденты, сообщившие о том, что персонал не учитывал их духовные потребности, гораздо ниже оценил получаемую медицинскую помощь.

В небольшом пилотном исследовании 14 пациентов с раком простаты не только сообщили о том, что обсуждали вопросы веры со своими лечащими врачами, но и пожелали, чтобы их врачи и священники общались между собой.

Есть несколько исследований, связывающих физические показатели больных  с их верой. Так, вот эта работа  американских ученых исследует содержание клеток иммунной системы (лимфоцитов, Т-хелперов и цитотоксических Т-клеток) в крови женщин с метастатическим раком молочной железы. Более высокое содержание этих клеток обнаружено у пациенток, для которых посещения церковной службы и другие проявления религиозности были более важными, чем у остальных.

Еще одно исследование также демонстрирует лучшее  функционирование иммунной системы у верующих пожилых пациентов, хотя и не имеющих онкологических заболеваний.

Эти исследования, однако, критикуются, как с точки зрения их дизайна, так и потому, что полученные результаты не удавалось воспроизвести.

Кроме того, есть точка зрения, высказанная еще в 2000 году группой исследователей-медиков и больничных капелланов в статье «Должны ли врачи прописывать религиозные практики?»  (Should Physicians Prescribe Religious Activities?).

Она заключается в том, что эпидемиологические исследования, основанные на опросах пациентов, не дают сколько-нибудь точных данных о влиянии веры и религиозной практики на состояние больных, особенно с учетом того, что они сильно различаются в разных конфессиях. Кроме того, есть разные особенности жизненной ситуации пациента: он, например, может страдать от конфликта с близкими, если нарушил семейную традицию и выбрал иную религиозную практику. Поэтому, с точки зрения авторов, данные эпидемиологических исследований должны быть подкреплены тщательно спланированными и аккуратно проведенными клиническими испытаниями.

Также они высказывают опасения в том, что упрощая связь религии и медицины, можно тривиализировать веру, чью ценность нельзя измерить инструментально, потому что она не сводится к набору взглядов и практик,  а является формой духовного существования человека в мире.

Источники:

How Religious and Spiritual Beliefs Relate to Cancer Patients’ Physical, Mental, and Social Well-Being

Spirituality in Cancer Care–for health professionals

 

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?