О строительстве и реставрации храмов мы беседуем с Петром Карелиным, плотником, бригадиром строителей, создающих деревянные храмы, и Владимиром Сафьяновым, реставратором и искусствоведом.
– Петр, ваша профессия сегодня не самая популярная.
– Она не самая популярная, но достаточно востребованная. Хороших мастеров не хватает. В Москве, пожалуй, дефицита нет. А, скажем, на Русском севере очень нужны реставраторы. Что касается новых деревянных храмов, то, хотя их сейчас строят довольно мало, все же география нашей деятельности достаточно обширная. Мы строили храмы в самых разных уголках нашей страны, даже весьма отдаленных. Например, в городе Ленске в Якутии. В прошлом году построили храм в Хабаровском крае в поселке Уктур. Сейчас намечается строительство храма в Калмыкии. Но больше всего мы, конечно, работаем на Русском севере. Это Архангельская область, Карелия, Вологодская область.
– А встречаются ли деревянные храмы в городах?
– У нас бывают объекты в основном в Подмосковье или в более отдаленных районах. Хотя был очень интересный, можно сказать, уникальный объект в самой Москве, — единственный сохранившийся здесь деревянный храм во имя Преображения Господня в Богородском, XIX века. Его реставрировали в 2003 году. Действительно, очень редкий случай.
Рассказывает Владимир Сарафьянов, реставратор храмов, искусствовед:
– Построить новый храм – это замечательно, если на то есть средства и желание. Но важно хранить и то, что уже было построено. Старые храмы непременно должны сохраняться, это место нашей исторической памяти, связанной с верой отцов, дедов. Место, куда многие и многие поколения приходили молиться. Разве можно оставлять эти храмы в запустении? Хотя, честно говоря, очень часто построить новый храм оказывается проще, чем восстановить из руин старый. Потому что иногда эти храмы в таком ужасном состоянии, настолько ветхие, что часто какие-то их фрагменты совсем не подлежат восстановлению. Здесь приходится использовать определенные технологии. Реставрацией ведь начали заниматься не в XX столетии, в этой области накоплен многовековой опыт.
– А с чего надо начинать реставрацию, когда храм только передали верующим?
– К сожалению, хороших реставраторов мало. И в таких случаях, как правило, община обращается просто к строителям. Иногда попадаются люди, которые и строить-то толком не умеют. Просто нанимаются разнорабочие. Поэтому общине, которой передан храм, в первую очередь надо найти хоть двух-трех специалистов, которые смогут оценить реальное состояние храма и его перспективы. Как правило, первым делом приходится чинить кровлю, чтобы она не протекала. Затем следует заняться тем, что называется планировкой территории вокруг храма. Это включает не только сруб кустов, деревьев и зарослей, которые вокруг храма образовались, но обработку земли, которая примыкает к стенам. Непременно надо делать водоотвод, чтобы стены храма не впитывали в себя воду. Потому что вода – главный разрушитель. После этого можно приступать к отштукатуриванию, изготовлению деревянных рам, дверей. После того, как храм будет защищен от наружного проникновения влаги, холодного или жаркого воздуха, необходимо также обратиться к специалистам, которые объяснят, как создать внутри храма нормальный микроклимат. Это очень важно для дальнейшего существования. Бывает, что люди начинают очень старательно заниматься внутренней отделкой храма, а климат еще не налажен, и тогда вся их работа оказывается напрасной. И вся штукатурка отваливается. Мой совет: никогда не прибегать при внутренних штукатурных работах к использованию цемента. Это главная беда всех храмов: цемент препятствует движению влаги внутри кладки. Влага всегда скапливается, даже если максимально осушать. Цемент является первым источником разрушения. Лучше использовать натуральное сырье – известь. И когда эти технические проблемы будут решены, можно подумать о том, как привести интерьер в благолепный вид.