Как сохранить веру в православной школе?

Необходимо воспитать благоговение перед таинствами, а в православных школах часто добиваются противоположных результатов.

   Главная цель православной школы – воспитать христиан. В этом были единодушны участники круглого стола «Воспитательные задачи и проблемы православных и православно-ориентированных школ», организованного журналом «Нескучный сад» и ОТП Банком 14 апреля в Голицынском кабинете храма святого благоверного царевича Димитрия.  Но как проверить качество воспитания?
    Подходят ли дети к священнику под благословение, как они одеты, молятся ли в школе перед занятиями и после них? Заведующий сектором православного образования отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) сказал, что именно на это в первую очередь обращают внимание сотрудники сектора, посещая православные гимназии. Также важно, по его мнению, часто ли ученики исповедуются и причащаются, воцерковляются ли их нецерковные друзья. Но за этим должны следить родители и педагоги. И все равно неизвестно, сохранит ли человек свою веру после школы. Отец Лаврентий поделился собственным опытом. Придя к вере в 11 лет еще в советское время, в 10 классе он пережил период охлаждения – три месяца вообще не ходил в храм. Сам не мог понять, почему, но он напомнил участникам круглого стола, что через это в переходном возрасте проходят многие верующие дети. Ни в коем случае нельзя на них давить, но семья и школа должны постараться найти причину охлаждения. Известно, что многие дети из верующих семей, в том числе и выпускники православных школ, после окончания школы уходят из храма. Отец Лаврентий считает, что это говорит о проблемах воспитания в православной школе.

   «Мир идет быстрее, чем мы успеваем ему сопротивляться», — признается заместитель директора по воспитательной работе Свято-Петровской православной школы священник Иоанн Воробьев. За 19 лет школу окончили около 400 человек, почти со всеми отец Иоанн, сам выпускник этой школы, знаком. По его словам, в Церкви остается меньше половины. В светских вузах они оказываются белыми воронами, и далеко не всем удается сохранить веру. Главная цель православной школы – воспитание христиан, твердых в вере, на практике сегодня трудно осуществима. Но все же есть шанс, что, пройдя через ошибки, падения и испытания, выпускники православной школы вспомнят, чему хорошему и светлому их учили, и, как блудный сын, вернутся в Церковь. Вероятность прихода или возвращения в Церковь выпускников светских школ гораздо меньше, так как там сегодня вообще не занимаются воспитанием.
   Об отсутствии воспитания в светских школах говорили многие участники круглого стола, но им возразила учитель истории и обществознания негосударственной школы «Ника» Надежда Ремизова. По своему опыту Ремизова знает, что воспитание в современной светской школе возможно, все зависит от учителей, в первую очередь – от преподавателей гуманитарных предметов. Она часто обсуждает с учениками проблему сохранения своей души, рассказывает им о влиянии СМИ на формирование общественного сознания, показывает им фрагменты фильмов, передач, рекламных роликов. «Сегодня СМИ – конкуренты семьи и школы. Задача школы –  научить ребенка защищаться от воздействия.
   «Ника» – светская, но православно-ориентированная школа. Священник Платон Мурашкин из храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах ведет там факультатив по основам православной культуры, классные часы, на которых обсуждает с ними нравственные ценности, возит ребят на экскурсии по православным местам. Среди учеников школы есть церковные дети, но бывает, что они не ходят на факультатив по ОПК, а нецерковные, наоборот, участвуют во всех православных мероприятиях. По мнению отца Платона, судить о церковности человека до 30 лет преждевременно: «Мы можем и не увидеть результата, но наше дело сеять».
   «Один из самых важных критериев качества воспитания – отношение детей к литургии и причастию», – считает директор Димитриевской школы священник Александр Лаврухин. Необходимо воспитать благоговение перед таинствами, а в православных школах часто добиваются противоположных результатов. По мнению отца Александра, в православной школе надо минимизировать православные компоненты. Поскольку учатся там дети из верующих семей, в первую очередь их религиозным образованием должны заниматься родители. В Димитриевской школе Закон Божий преподается раз в месяц, оценки не ставятся.
  С отцом Александром согласился отец Иоанн Воробьев: «Давать в школе систематические богословские знания – только вредить. Мы должны воспитывать их личным примером, но нельзя требовать от ребенка глубины понимания церковной жизни. Есть форма, а зачем она нужна, он сможет ответить, когда повзрослеет».
   Иначе думает директор православной гимназии «Радонеж» Михаил Тишков. В «Радонеже» Закон Божий преподается с 1 по 11 класс, в начальной школе в форме бесед, а, начиная с пятого класса, это серьезный предмет, по которому сдают зачеты, получают оценки и за двойки могут быть отчислены. Тишков убежден, что раз ребенок учится в православной гимназии, он должен знать Писание, литургику, догматику, а в 11 классе – уметь объяснить свою веру внешним. «Зачем ребенка помещать в православную гимназию? У него на докритическом уровне формируется стереотип»,- считает Тишков. Раз мы живем в рациональном мире, должны уметь защитить свою веру и на языке логики и рационализма. Ни один из выпускников «Радонежа», по словам Тишкова, из Церкви не ушел. И в светских вузах они интуитивно выбирают друзей, которые тоже оказываются православными.

 
Отец Платон Мурашкин считает, что, заставляя детей сдавать Закон Божий наравне с математикой и физикой, в «Радонеже» ставят слишком высокую планку. Это возможно, но только в связке с православными и православно-ориентированными школами, в которых нет таких жестких требований. Далеко не все дети даже из верующих детей смогут изучать Закон Божий в программе «Радонежа».
   Отец Александр Лаврухин сказал, что многие дети в его школе смогли бы изучать  Закон Божий в таком объеме, но опыт показывает, что когда школьникам дают в большом объеме вероучительные дисциплины, не удается сохранить у детей отношение к Христу как к Личности. Не только опыт последних лет, но и дореволюционный, приведший к революции. «Наша задача – создать атмосферу примером жизни учителей», – объяснил отец Александр.
   Следующий круглый стол – «Взаимоотношения православных школ и государства» – состоится в мае. 

Леонид ВИНОГРАДОВ



Смотрите также:

Видео с прошлого круглого стола: Качество образования православных школ

Статью: Директоров московских православных школ собрали вместе

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?