Сегодня в России вера в Бога никому не мешает получить хорошее образование, профессионально реализоваться и даже занять самую высокую руководящую должность. Молодым людям трудно представить, что всего чуть больше 20 лет назад за хождение в церковь, крещение детей у человека могли быть серьезные неприятности по работе.
Сегодня, когда верующими стали многие руководители и владельцы предприятий, ситуация радикально изменилась. В настоящий момент увольнение за отказ повенчаться до Покрова грозит сотрудникам агрохолдинга «Русское молоко».
Василий Бойко-Великий – президент агрохолдинга «Русское молоко»
Основы православной культуры как профессиональная подготовка
6 августа 2010 года во всех структурах «Русского молока» распространили письменное обращение к сотрудникам президента агрохолдинга Василия Бойко-Великого. Предприниматель убежден, что засуха и пожары посланы нам за грехи, и в своем обращении призвал сотрудников к покаянию и молитве о прощении грехов и прекращении пожаров. Через несколько дней обращение было напечатано в газете «Рузский курьер» (все предприятия агрохолдинга работают в Рузском районе Московской области), появилось в интернете и вызвало бурную реакцию в обществе и в Церкви. Большинство как церковных, так и далеких от Церкви людей отнеслись к нему критически. Президент «Русского молока» не просто призывает людей к покаянию, но и сообщает о решениях, принятых советом директоров для того, чтобы покаяние было действенным. Таких решений пять, и, вероятно, только второе ни у кого не вызвало возражений: «Всем сотрудницам, работающим в агрохолдинге «Русское молоко» и других предприятиях группы компаний «Вашъ финансовый попечитель» в случае беременности сохраняется среднемесячная заработная плата в полном объеме, вплоть до достижения новорожденным ребенком одного года». Безусловно, такое решение руководства «Русского молока» вызывает уважение.
По-человечески понятно и желание приобщить подчиненных к русской культуре – в первом пункте решений сообщается, что «все сотрудники всех предприятий в рабочее и нерабочее время должны пройти учебный курс «Основы православной культуры», утвержденный Министерством образования России как обязательный». Но «все должны» многих смутило – не к школьникам же обращается президент компании и не к солдатам. В интервью сайту «Милосердие.ru» Василий Вадимович подтвердил – изучение ОПК обязательно для всех сотрудников: «Компания вправе требовать от своих сотрудников, чтобы они получали дополнительное образование. Например, ни в одну инвестиционную компанию вас не возьмут брокером или трейдером, если вы не предъявите аттестат ФСФР или ФКЦБ (ФСФР – Федеральная служба по финансовым рынкам, ранее называлась ФЦКБ – федеральная комиссия по ценным бумагам – ред.) . Очевидно, что тот, кто хочет заниматься инвестиционными операциями, должен пройти специальное обучение. В уставе нашей компании написано, что она ставит целью православное возрождение России. Как человек будет ее православно возрождать, если он понятия не имеет о Православии? В прошлом году мы начали обучать Основам православной культуры факультативно, некоторые сотрудники уже прошли обучение, с этого года курсы обязательны для всех. Это законное требование о дополнительном образовании. Курс рассчитан на год, после него экзамен. Мы еще не знаем, будут ли ставить оценки, но зачет-незачет точно будет».
Еще в 2006 компания организовала курс «Основ православной культуры» во всех школах Рузского района Московской области. Преподают священники, матушки, из Москвы приезжают выпускники ПСТГУ. Эти же преподаватели будут заниматься со взрослыми. Но если человек не захочет?
Многие компании в приказном порядке направляют своих сотрудников на различные дополнительные курсы, но на этих курсах люди получают знания, имеющие непосредственное отношение к их профессиональной деятельности. Основы православной культуры – культурологический предмет (программа, правда, еще не утверждена, но это отдельный разговор, к теме статьи не относящийся), поэтому в целях повышения квалификации он теоретически может быть рекомендован педагогам-гуманитариям. Квалификация инженера или рабочего не зависит от того, имеет ли он представления о Православии, знает ли историю своей страны. Конечно, гуманитарные знания еще никому не помешали, и замечательно, что есть руководители производства, предоставляющие возможность своим работникам получить эти знания, расширить кругозор. Но правомерно ли на производстве вводить культурологические курсы не только для желающих, но для всех?
Василий Бойко-Великий уверен, что правомерно: «Это нам в СССР внедрили в сознание, что математика отдельно, а Господь отдельно, профессиональная деятельность с верой не связана. Связана. В детстве я одно время жил у бабушки на улице Тухачевского. В обычной девятиэтажке, где на каждом этаже по 8 квартир. Такого чистого подъезда, как наш, я больше никогда и нигде не видел. Ходил в гости к школьным друзьям – у одних в подъезде было не очень чисто, у других очень грязно, и все они, приходя ко мне, восхищались нашим подъездом. А секрет чистоты очень прост – уборщица была глубоко верующим человеком. Низенькая старушка, на первый взгляд немощная, она драила наш подъезд, как свою квартиру. И на месте начальника ЖЭКа я бы принимал на работу только таких уборщиц – глубоко верующих, честно выполняющих свою работу. Поэтому я уверен, что православное образование сотрудников необходимо и для материального благополучия фирмы. Духовно образованный человек ведет себя по-другому, в том числе и более ответственно относится к своей работе».
С тем, что в идеале так и должно быть, не поспоришь. И, видимо, сам Василий Бойко-Великий старается этому идеалу соответствовать – таких вкусных молочных продуктов, как выпускает входящий в агрохолдинг молочный завод «Рузское молоко», я давно не пробовал. Но реальность далека от идеала. Часто приходится слышать истории о халатном отношении православных к делу. Многие неофиты даже подводят под свое разгильдяйство теоретическую базу, ссылаются на слова Спасителя «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф., 7, 19), на историю про Марфу и Марию (Лк., 10, 38-42). Одно письмо читательницы о такой православной подчиненной было несколько лет назад опубликовано на нашем сайте, и в своем комментарии к письму епископ (ныне архиепископ) Саратовский и Вольский Лонгин написал, что такие случаи в наше время не редкость
.
Не венчаешься — уволят
Но дело не в том, идеализирует ли президент «Русского молока» православных работников, а в том, что он фактически приказывает им воцерковиться, а Церковь всегда учила, что прийти ко Христу человек может только по своей доброй воле. И Сам Христос показывает нам пример уважения к человеческой свободе. Конечно, изучение Основ православной культуры не обязывает ни к воцерковлению, ни даже к крещению, но в обращении Бойко-Великого к сотрудникам есть и требование обвенчаться: «Все сотрудники, находящиеся в браке, но невенчанные, в случае, если они не обвенчаются до 14 октября 2010 г. – праздника Покрова Божией Матери, подлежат увольнению в связи с сокращением их должности». Ни для кого не секрет, что если начальник хочет избавиться от сотрудника по идейным соображениям или из личной антипатии, ему не составит труда подвести под свое желание законную базу. Но, думаю, мало кто видел, чтобы об этом так откровенно писали в официальном (пусть внутреннем) документе! Сам Василий Вадимович не считает свое требование противоречащим закону: «Люди, не выполняющие заветы Господа нашего Иисуса Христа, не могут работать в компании, ставящей целью православное возрождение России. Я не президент Российской Федерации, компания наша негосударственная, и она от Господа нашего Иисуса Христа не отделена. Мы с Господом. Кто не с Господом, пусть идет работать в другие компании. Их должности будут сокращены. Свобода – не то, что проповедуют либералы. Господь дал нам свободу от греха, а не грешить. Как руководитель предприятия я несу ответственность за своих сотрудников перед Богом. И я хочу нести ответственность за тех, кто следует за Христом. Кто не следует, может работать на другом предприятии».
Но и среди тех, кто следует за Христом, не все имеют возможность обвенчаться. В современной России много семей, в которых в Бога верит только один из супругов. Среди прихожан, имеющих неверующего супруга, есть и певчие, и чтецы, и алтарники. Совет таким семьям дал еще апостол Павел: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор., 7, 12-14). В апостольские времена не было таинства венчания, оно появилось позже. Церковь с уважением относится к гражданскому браку (не тому, что сейчас так называют, а законному браку, зарегистрированному в загсе). Конечно, если жених и невеста верующие, им логично обвенчаться, что большинство и делает сразу после регистрации. И если муж и жена вместе приходят к Богу, священники советуют обвенчаться, сколько бы лет они ни прожили до этого (иногда венчают пары, уже имеющие внуков). Но опытные духовники часто отказываются венчать пары, в которых один из супругов неверующий, поскольку он не может воспринять венчание как таинство (архимандрит Иоанн (Крестьянкин) называл венчание неверующего кощунством). Это если неверующий муж из любви к жене (или наоборот – жена из любви к мужу) соглашается венчаться. А многие категорически не соглашаются, считая желание своей половины заскоком. Так же отрицательно относятся многие священники и священноначалие к венчанию двух неверующих людей, которых просто привлекает красота обряда.
Даже если сами сотрудники согласятся исполнить приказ начальства, нельзя исключить вероятность ни одного из трех перечисленных выше вариантов. Либо откажется венчаться муж (жена), либо священник откажется совершить таинство, узнав, что один из супругов неверующий. Тем более трудно представить, что священника убедит в необходимости совершить венчание такой аргумент: «Мы неверующие, но нам надо обвенчаться, потому что мне на работе приказали».
Но Василий Вадимович не загадывает наперед: «Моя жизнь во Христе убедила меня, что не надо заниматься проблемами, которых пока нет. Может быть, их и не будет. Я никого не призываю к лицемерию, не говорю, что можно не причащаться и обвенчаться. Священнику решать, готов ли человек к венчанию. Но времени не остается. Я прекрасно осознаю, что мое обращение – экстремальная мера. То, что случилось этим летом – Божье наказание. Тысячи людей погибли от жары и от пожаров. Нужно деятельное покаяние перед Богом, и к нему я призываю в своем обращении. Нельзя христианину забывать, что жизнь конечна, и скоро мы все можем предстать перед Божьим судом. Ведь Господь придет, когда никто не ждет. Возможно, конец мира близок. Пожары и засуха – признаки этой близости. Знаете, как спасают утопающих? Подплывают сзади, по возможности даже оглушают и тащат за волосы. Этому учат спасателей. Если же вы просто подплывете к тонущему человеку, он в панике и вас может утопить вместе с собой. Нельзя сегодня дать людям время на раздумья, как будто у них впереди вечность. Россию ждут еще большие испытания и несчастья. Господь может сократить срок для выбора. У нас уже было 20 лет после конца богоборческого режима, чтобы прийти к истинным ценностям, вернуться в Святую Русь. Не надо заблуждаться – не будет это время бесконечно. Ни для конкретного человека, ни для страны».
Никто не сможет скрыть правду
Также обещано увольнение сотрудницам, которые сделают аборт, и сотрудникам, по уговорам или с согласия которых женщины прервут беременность. Президент «Русского молока» уточняет, что речь идет только об абортах, сделанных после обращения: «Мы не собираемся выяснять, кто несколько лет или даже полгода назад делал аборты. Это нас не касается – существует тайна исповеди. Но теперь мы предупредили».
На вопрос, правомерно ли в светском государстве увольнять законопослушных сотрудников светской организации за несоблюдение христианских заповедей, Василий Вадимович Бойко уже ответил – он считает, что правомерно. Но если узнать, венчался ли сотрудник, нетрудно (во всех храмах дают справку о венчании), то как он предполагает узнавать об абортах? «Никаких справок о венчании мы спрашивать не будем. Не нужны нам формальные бумажки. Все узнается другим путем, более надежным. Мы не собираемся бегать за формальными бумажками. Помните, в Деяниях апостолов описывается, как семейная пара продала имение и часть вырученной суммы утаила от апостола Петра (Деян., 5, 1-10). Откуда апостол Петр знал, за какую цену на самом деле было продано имение? Ему принесли справку из регистрационной палаты? Мы же христиане, многие мои сотрудники тоже. Неужели мы не имеем Духа Святого, чтобы понять, где правда, а где ложь?» — говорит он.
Будет ли кто-нибудь действительно уволен, пока неизвестно. Но очевидно, что президент «Русского молока» настроен серьезно и по-прежнему готов подписаться под каждым словом своего обращения. Двое сотрудников, попросившие не называть их имена и должности, уже морально готовы к увольнению. Люди нецерковные, хоть и крещеные, они не собираются венчаться. «Если ко мне есть претензии по работе, я готов их выслушать. А что я читаю, с кем дружу, во что верю, мое личное дело. И начальник не вправе лезть в мою личную жизнь», – сказал один из них.
Леонид ВИНОГРАДОВ