Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Как разговаривать о вере с неверующими». Лекция теле- и радиожурналиста Константина Мацана

Публикуем материалы очередной обучающей лекции в рамках проекта «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд».

Фото: instagram

28 октября 2021 года прошло очередное мероприятие проекта «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд». Лекцию на тему «В чем может быть миссионерство и миссия православного журналиста»  прочитал Константин Мацан – ведущий телеканала «СПАС» и радио «Вера», постоянный автор журнала «Фома».

В ходе встречи, которая проходила в формате открытого интервью при участии главного редактора портала «Милосердие.ru» Юлии Даниловой, Константин говорил о своем опыте работы в программе «Не верю! Разговор с атеистом». Передача, построенная на диалоге верующего и неверующего оппонентов  при участии модератора, выходила на телеканале «СПАС» с 2018 по 2021 годы и была уникальным проектом, на базе которого могли свободно дискутировать представители различных, зачастую диаметрально противоположных взглядов.

Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы лекции в формате тайм-лайна.

2.45 – Представление спикера.

3.10 –  Программа «Не верю!» – первый и, пожалуй, единственный пример системного и длительного разговора верующих и атеистов на нашем телевидении. Какие есть еще аналоги в СМИ?

4.50  – Почему Константину не нравится термин «православная журналистика»? В чем особенность православных журналистов, кроме того, что они верят в Бога? Константин: «Я не отрицаю само явление, мне не нравится само это выражение, стилистически. Термин «православный» очень богословски нагружен. Православный обряд, православная Церковь, православное учение. Мысленная оппозиция этом – католический, протестантский. Православный журналист – что же он, не католический, а православный?

6:23 – «Мне коллеги в журнале «Эксперт» сказали: «Вы занимаетесь религиозно-культурной журналистикой». Мне это выражение очень понравилось.  Есть политическая, экономическая журналистика, а есть то, какими ценностями человек живет, как он мыслит себя в контексте вечности. Мне хочется надеяться, что это та журналистика, которой мы все занимались».

7.33 – Что такое «ожидание качества» от аудитории? Например, от ютуб каналов у аудитории сейчас очень высокие ожидания. А в подкастах пока не так, пока еще можно записать интересный разговор на телефон. Когда говорят «православный журналист», ожидание качества снижается, главное чтобы это было «о душе», а как это смонтировано, сверстано, ка будто не важно.  Лучшие образцы того, что мы называем православной журналистики, как журнал «Фома», портал «Милосердие – есть, хочется, чтобы остальные тоже подтягивались.

9.17 – Может ли неверующий журналист работать в православной издании? Зависит от того, на какой должности. Наверное, ему будет не очень комфортно с некоторыми темами соприкасаться, быть корреспондентом будет трудно. В одном проекте понадобились услуги монтажера, в техническом задании было написано: «В это момент нужно показать изображение Чаши», имя в виду евхаристическую Чашу. Но человек был неверующим, и показал просто красивую античную чашу. Становится понятно, что не всегда стоит нанимать просто профессионалов, которые сделают контент, это не работает. Если мы в этой теме что-то делаем, нужно, чтобы человек был и церковным, и профессионалом своего дела.

11.45 – Презентация программы «Не верю! Разговор с атеистом».

12.26 – Как выбирали героев для программы «Не верю!»  Самое трудное было людей совместить. Нужно, чтобы собеседники были друг другу под стать. Например, если атеист – эмоционально-скандальный, был вопрос – позвать к нему такого же эмоционального священника или священника, который тихий, светлый, незлобивый. Ведь телевидение – это в первую очередь обмен эмоциями. Главное было найти неверующего, затем ему подбирали партнера, подходящего по ряду факторов: темпераменту,  знаниям, харизме.

16.45 – Как в одной из программ отец Василий Гелеван смог «победить» дерзкого атеиста  с помощью своей доброты и эмоциональной открытостью. Сам атеист сказал: «Вы меня поставили в безвыходное положение, я не могут себя вести дерзко в присутствии такого священника».

17.33 – Кто в программе главный герой – верующий или атеист? На этапе подготовки программы атеиста найти оказалось труднее.

18.55 – Всегда ли в программе «Не верю!» замысел состоял в том, что верующий должен был победить? Как ни парадоксально, росла аудитория именно среди неверующих зрителей, которые смотрели программу в Youtube и оставляли свои комментарии. 20.20  – Какие были отзывы в сообществе неверующих и скептиков. В основном такие программы смотрят, «болея за своих».

21.56 – Почему не так важно, чтобы «наши победили»? В чем миссия программы, телеканала «СПАС» и других православных медийных проектов. Бывали ли случаи, когда неверующие уверовали?

21.44 – Как Ирина Прохорова поделилась своим опытом своего неверия с отцом Александром Абрамовым. Точек соприкосновения между верующими атеистами гораздо больше, чем может показаться. Можно спорить и ругаться, а вот дискутировать и выстроить диалог значительно труднее.

26.03 – Побеждает чаще не тот, кто хорошо спорил, а тот, кто был добрее.

26.50 – Почему в программе «Не верю!» не было голосования.

28.20 – Миссионерство – это всегда когда «наши» победили?  «Победа» это всегда субъективно, потому что аудитория часто делается 50/50: «Какой чудесный батюшка!» и тут же «Какой ужасный батюшка!». Миссионерство – это не когда мы разделали оппонента под орех.  Однако ведущий не должен скрывать свою веру.  Но он может проявить к своему оппоненту любовь, как бы ни пафосно это ни прозвучало. Лучшее миссионерство – это свидетельство о своем опыте.

31.00 – Когда логика в споре проигрывает личному опыту.

33.30 – Что стало понятно об атеистах? Настоящих, концептуальных атеистов очень мало. В основном гостями программы становились люди, которые не верят в Бога потому что им просто не было это никогда не нужно, и они просто не интересовались этими вопросами.

37.11 – Как отвечать на вопросы о том, почему в мире есть зло, а Бог допускает это. Опыт программы показал, что не надо пытаться отвечать на него с позиции попыток указать на его смысл.

45.40 – Когда происходит уход из Церкви того, кто еще недавно верил, что мы можем об этом сказать, как журналисты? Главное – этого человека не осуждать, как предателя или глупца. По-журналистски к такому человеку стоит идти через вопросы.

57.15 – Интервью о вере со звездами – стоит ли публиковать их как некие «советы от гуру»? Важно понимать, что часто звезду как «гуру»  и «образец» часто воспринимают так сами читатели и зрители. А человек может просто свидетельствует о своем опыте. Мы же не можем на каждой страничке подписывать: «Мы не считаем, что этот человек святой, мы просто берем у него интервью». Все зависит о том, как мы разговариваем с человеком, какие вопросы ему задаем?

1.05.00 – Как выстраивать драматургию спора атеиста и верующего? Можно ли срежиссировать дискуссию? Как готовиться к такому интервью?

1.12.00 – На каких мастеров интервью стоит ориентироваться? Зарубежная традиция религиозных споров. Канал «Еще не Познер» – та тональность разговора, которой сегодня очень не хватает. Мы наелись журналистами, которые с умным лицом задают острые вопросы. Что чувствует человек, который фактически взял интервью у Владимира Познера на тему веры?

1.21.00 – Вопросы зрителей. Какие темы востребованы у людей, которые в Церкви давно? Как говорить с аудиторией, которая давно все знает? Православному журналисту важно молиться. Если ты сам живешь духовной жизнью, откуда-то берутся и силы, и интерес, и возможность находить темы.

1.29.20 – Вопросы зрителей.  Какую степень готовности вы увидели в том, как дискутируют православные? Что мы еще не умеем, над чем надо работать? Почему в разговоре с неверующим не работают ссылки на Писание и святых отцов.

1.33.06 – Вопросы зрителей. Проанализировав отзывы на вашу программу, что вы узнали нового о неверующей аудитории? У тех, кто критикует Церковь, очень мало знаний.

1.37.20 – Вопросы зрителей. Аудитория православных СМИ очень разная, как в такой обстановке с ней говорить, если ты не понимаешь, кто эти люди и что им может быть интересно?

1.41.55 – Почему среди героев программы «Не верю!» было так мало женщин. Чему во время съемок возмущалась Мария Арбатова.

1.43.25 – Вопросы зрителей. Самоцензура. Какие программы «Не верю!» после съемок не вышли в эфир и почему? Самоцензура = «не навреди».

1.46.10 – Проблема хайп vs православная журналистика? Можно ли найти баланс, если в основном все православные СМИ «смирные».  Какие средства допустимы? Уже есть запрос на спокойный и нормальный разговор, а не на скандал. Наше УТП – в другом, не надо пытаться соревноваться.

1.50.40 – Вопросы зрителей. Ваш личный аргумент о вере и Церкви в беседе с неверующими?

1.51.50 – Вопросы зрителей.  Если мы исследуем человека в кризисе, то важно привести героя к какому-то катарсису, чтобы не оставить читателя и зрителя в растерзанных чувствах? Но как? Обычно включают «комментарий батюшки», но это уже приелось. Пример: публикация в журнале «Фома» о центре реабилитации для наркозависимых «Пошитни» в Псковской области. В чем цель любого материала? Если хоть в чем-то это изменило читателя или зрителя – значит, все не напрасно, это какое-то приближение к Богу. Сделать интересный материал, но в рамках этой большой задачи.

2.00.05 – Вопрос зрителей. Как журналисту пишущему перейти в видеоформат.

2.04.09 – Вопрос зрителей. Как бы вы объяснили молодым журналистам, что такое христоцентричность религиозной журналистики? В рассказе о том, как человек совершал паломничества, нет христоцентричности, а в истории о том, как человек впервые читал Евангелие в метро, она есть, даже если мы не упоминает прямо Христа.

2.08.24 – Вопрос зрителей. Как выходить из перенасыщенности какой-то темой? Может ли журналист исчерпать себя в религиозной теме? Меняйте оптику! Меняйте жанры!

2.13.48 – Вопрос зрителей. Было ли такое, чтобы во время самого интервью что-то начало происходить, меняться? Удивительный случай с Отаром Кушанашвили.

2.16.51 – Вопрос зрителей. Почему завершилась программа «Не верю!» Проект Константина Мацана «Вызывайте доктора» о религии и науке.

2.18.44 – Какие знания должен иметь православный журналист? Где получить специальное богословское образование и необходимо ли оно?

Конкурс Православная инициатива
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива»
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?