Как праздновать Рождество и Новый год

На встрече с Друзьями милосердия прот. Роман Бацман и иер. Андрей Постернак, отвечая на вопросы, затронули тему Рождества и Нового года. Как относиться и правильно отмечать эти праздники, как правильно расставить приоритеты. Учитывая актуальность для православных христиан этой темы, мы решили выделить ее в отдельный сюжет

На встрече с Друзьями милосердия прот. Роман Бацман и иер. Андрей Постернак, отвечая на вопросы, затронули тему Рождества и Нового года. Как относиться и правильно отмечать эти праздники, как правильно расставить приоритеты. Учитывая актуальность для православных христиан этой темы, мы решили выделить ее в отдельный сюжет.

Иерей Андрей Постернак, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе: Собственно, мы хотели рассказать о том, как праздновать Рождество, что с этим связано. И вкратце сначала – наверное, это просто не всем известно, я думаю, что многие знают – но все-таки мы хотели остановиться на том, как в Церкви происходит это празднование.

Ну, во-первых, я думаю, что всем понятно, что празднование Рождества уже начинается за сорок дней до этого праздника, и, собственно, главная цель нашего поста, который у нас сейчас продолжается в Церкви – это именно подготовка к этому великому празднику. И опять же, я думаю, всем понятно, что пост – это не только воздержание в пище, от развлечений, а именно стремление очистить свое сердце и приблизиться к Богу, то есть действительно духовно подготовиться к этому великому, можно сказать, вселенского значения, празднику, потому что, собственно, после Пасхи, точнее, в праздник, конечно, предшествующий Пасхе, но все-таки он, безусловно, по своей значимости – второй после Пасхи великий праздник в Церкви, который мы должны достойно встретить. И даже те люди, которые очень редко приходят в Церковь, хотя бы на Рождество, раз в году, все равно в Церковь приходят. И понятно, что главной частью подготовки к Рождеству является участие в Таинствах, то есть исповедь, причастие, потому что без благодати Божьей на самом деле этот праздник абсолютно невозможен для человека.

В советское время часто запрещали людям причащаться на Рождество и на Пасху, потому что очень много людей приходило, и в некоторых храмах, к сожалению, эта традиция сохраняется, но, слава Богу, все меньше и меньше, но мы должны понимать, что Причастие в этот день является, можно сказать, и главным нашим свидетельством того, что мы этот праздник встречаем. И последняя неделя Рождественского поста как раз приходится на время после Нового года, и это – мы сегодня об этом тоже говорили – является, конечно, некоей трудностью в подготовке, но все-таки той трудностью, которую легко преодолеть с помощью такой совместной семейной любви и участием в делах милосердия, в трудах на помощь ближним. То есть это, с одной стороны, строгий пост, а, с другой, все-таки то время, когда мы готовимся вот эту окончательную радость принять. И хотя перед Пасхой уже каждый день богослужебный имеет свое значение, перед Рождеством сейчас такой день – он один, и мы его называем сочельник, то есть это – 6 января, 24 декабря по старому стилю, тот день, когда уже начинается, можно сказать, празднование Рождества в Церкви, и когда безусловно, уже надо постараться в этот день быть в храме, и те, кто усердно молился и часто причащался до этого, они, по нашей традиции, причащаются обычно и 6-го, и 7-го января.

6-го января начинается этот день с так называемых Царских часов, то есть часы, на которых читается Священное Писание. Вы знаете, что эта часть службы, которая предшествует обычно Литургии Божественной, но на которую мы часто обычно не приходим или приходим под самый конец, не всегда внимательно слушаем, то есть это – часть службы, на которой читаются псалмы. Вот Царские часы – в древности на них присутствовал сам император византийский, поэтому они получили такое название. На них читаются пророчества, то есть те свидетельства ветхозаветные пророков о том, что придет в мир Спаситель, читаются послания апостольские и Евангелия, то есть четыре Евангелия, в которых говорится о Рождестве Христовом. После этого уже начинается Божественная Литургия, которая сочетается, соединяется с вечерним богослужением. И, хотя мы совершаем ее утром, но, по идее, конечно, это богослужение должно происходить вечером, именно к нему раньше и готовились.

Именно об этом свидетельствует уже давняя традиция, что нужно сохранять пост до первой звезды, это известное, можно сказать, утверждение. Вот первая звезда, то есть – до первого наступления темноты. И в этот день по традиции все стараются особенно строго поститься, некоторые люди вообще ничего не едят до вечера. Но, по-хорошему, собственно, этот пост происходил обычно именно до начала вот этой утренней службы, то есть вечерняя и Литургия, которая начинается 6 января, в сочельник, они как бы вот предшествуют уже Рождеству Христову, и та свеча, которую выносят в конце Литургии, как бы символизирует Вифлеемскую звезду, то есть уже начало как бы вот этого великого праздника. И, таким образом, мы уже утром начинают праздновать это самое Рождество, после этого, как я уже сказал, мы стараемся все-таки в этот день особенно готовиться, и практически во всех храмах сейчас уже совершается ночная служба; но для тех, кому сложно, конечно, можно прийти и с утра, совершаются даже детские Божественные Литургии, когда приводят детей… Я знаю – в ряде храмов, даже в больничном храме, в Николо-Кузнецком, рядом здесь, в храмах такие Литургии, на которых причащают обычно детей, они совершаются и с утра. И вечерняя служба плавно уже перетекает в Божественную Литургию, когда мы начинаем праздновать это великое событие, и празднуем его уже достаточно долго, в тот период, который проходит еще до Крещения, то есть до 19 января, мы его называем Святками – и в это время уже нет официально поста ни в какой день недели.

Пост мы только стараемся в той мере, в какой это можно понести, конечно, соблюдать перед Причастием, но все-таки по церковному уставу поста до Крещения уже нет. И, хотя поста нет, тем не менее мы стараемся радоваться – и я думаю, это понятно – не только по-земному, а, в первую очередь – в духовном смысле, потому что это – те дни, когда в храме каждый день читаются особые чтения Евангельские, связанные с событиями после Рождества Христова – это и события, связанные с избиением вифлеемских младенцев, с бегством в Египет святого семейства, с теми событиями, которые, как мы хорошо знаем, были связаны и с Рождеством Христовым. В эти дни – вот тут, я думаю, отец Роман может добавить – что все… многие прихожане больничного храма ходят поздравлять больных, вручают им подарки, вот в этих поздравлениях участвуют и дети, и о том, что многие друзья милосердия тоже в этом активно участвуют. Это – те дни, когда мы стараемся действительно поделиться вот этой особой радостью, и с нашими близкими, и с нашими родными, теми вообще, кто так или иначе с нами связан. То есть это – те дни, когда вот эту духовную радость каждый из нас, конечно, тоже стремится другим передать. И в эти же дни мы празднуем особый тоже церковный праздник – это память преподобного Серафима Саровского, это память святителя Василия Великого, 14 – 15 января – то есть такие, особые дни, которые Церковь вспоминает – и начало Нового, уже церковного, года по старому календарю. И вот память этих великих святых, память, которая приходится на Святки и празднуя память которых, мы так же духовно радуемся, мы стараемся вот эту радость и воспоминания об этих святых как бы соединить – радость.

Протоиерей Роман Бацман, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице: Да, и еще хотел бы добавить, что раньше – вот как раз вопрос был – праздник Рождества, Крещения Господня – они вместе праздновались, потому что Крещение Господне – это Богоявление, ну, и понятно, что Богоявление в Рождестве тоже присутствует – нам является Бог, когда рождается, и нам является Бог, когда Он приходит на Иордан и вот принимает Крещение, от Иоанна исходит Святой Дух, но все-таки немножко эти события были так вот разделены, потому что в истории Церкви они несут немножко разные, такие вот догматические, смысловые нагрузки, потому что Рождество Иисуса Христа нам говорит о соединении двух природ, Божественной природы и человеческой природы, а праздник Богоявления говорит нам о догмате Святой Троицы, когда совершается явление и Бога-отца – в голосе, и Иисуса Христа, воплощенном в человеке, и явление Святого Духа в виде голубя, снисхождения.

Для нас с вами эти догматы имеют не просто отвлеченное значение – они имеют, что называется, жизненно важное духовное значение, потому что мы должны свою жизнь устраивать по образу Святой Троицы, она для нас должна быть примером не теоретическим, а практическим, как на практике устроена вот жизнь внутри этого божества, когда они едины по существу – и сохраняют свое различие в лицах. Такие люди должны друг с другом быть едины, преподобный Сергий Радонежский устраивал свою обитель, вы знаете, что его знаменитая Лавра устроена по образу Святой Троицы. Вот, и соединение двух природ во Христе – это тоже такое для нас задание, такой урок, чтобы ту, разорванную грехом эту нашу связь с Богом, восстанавливать, и чтобы мы тоже становились богами, богами по благодати. Как говорят, что Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом. И вот вся наша жизнь как раз и состоит в этом, что мы – люди, имеющие тело видимое, и у нас есть невидимая душа – и вот мы видимое и невидимое должны соединять. У нас есть внутреннее и внешнее, у нас есть земное и небесное, у нас есть такие противоположные вещи, соединяя которые, мы достигаем той цели, которую перед нами Господь поставил. Вот, это достижение как раз возможно благодаря в том числе участию в празднике Рождества, в празднике Богоявления – тогда эти праздники будут не просто такими событиями, красивыми по своим воспоминаниям, по своей внешней обстановке, а они будут влиять настолько на нашу жизнь, насколько мы сделаем возможным влияние на нашу жизнь с тем, чтобы вот так вот становиться лучше, наверное… Спасибо…

Как праздновать Новый год.

Протоиерей Роман Бацман: Ну, понятно, что у нас получились немножко смещены центры из-за вот того, что в стране прервалась традиция христианская, и теперь для многих людей Новый Год стал большим праздником, чем Рождество, и даже в семьях таких христианских, церковных бывает трудно восстановить правильный порядок вещей, особенно когда в одной и той же семье есть люди церковные – есть нецерковные, есть верующие – есть неверующие, для одних по-прежнему остался основным праздником Новый Год, а для других уже основным праздником постепенно становится Рождество. Но здесь, опять же, нужно, чтобы был мир и чтобы было понимание, ну, и какой-то творческий подход, потому что что такое Новый Год, по большому счету? Новый Год – это в данном случае 2015 год от Рождества Иисуса Христа, все равно он связан с Рождеством. И то, что нам Господь перед своим Рождеством делает такой подарок и дарит еще один год, новый, и мы в нем вот так вот имеем возможность жить, то, конечно, за это нужно благодарить Бога и использовать такую ситуацию для того, чтобы поблагодарить Бога за Новый Год и воспринимать это, как такое предпразднество, подготовку к празднику, а центр – конечно, Рождество, потому что только благодаря пришествию Иисуса Христа в мир, благодаря тому, что он становится человеком, мы имеем возможность и все остальные праздники праздновать, жить, дышать, салаты кушать и все остальное, потому что без Бога, конечно, это все давным-давно просто бы разрушилось и исчезло. Это люди так думают, что можно без Бога спокойно жить, они даже не понимают, что Бог – он фундамент всего существующего вообще, а не только того, что у нас на столе, в доме на Новый Год.

Иерей Андрей Постернак: Ну, я в защиту Нового года еще хочу сказать пару-тройку слов…

Протоиерей Роман Бацман: Я не нападаю на Новый Год, пусть у нас все на месте будет.

Иерей Андрей Постернак: Все – да, все должно быть на своем месте. Отец Роман правильно говорит о том, что раньше-то все-таки было иначе – сначала был Новый Год, а потом было Рождество. Ну, и, кстати говоря – это такая историческая справка – вы знаете, что Русская Православная Церковь – это одна из пятнадцати Православных Церквей, все-таки мы не одни в мире. И вот очень многие Православные Церкви – одиннадцать из пятнадцати – перешли на новый стиль, они теперь празднуют сначала Рождество, а потом – Новый Год. Для нас это, конечно, неприемлемо, но раньше-то было именно так, до революции, пока еще был старый стиль: сначала было Рождество, 25 декабря, а потом уже – и Новый Год, который, конечно, так масштабно не отмечался. А в советское время, к сожалению, все встало с ног на голову, потому что, понятно, советская власть стремилась Рождество умалить, и Новый Год вот брежневских времен, с 70-х годов, стал главным праздником в середине зимы. Но все-таки надо сказать, что в этом празднике много есть и теплого, правильно отец Роман сказал, что мы прожили год – уже слава Богу. Сейчас каждый год для нас – это событие. А, во-вторых, это все-таки должен быть семейный праздник. Мне кажется, что вот когда люди вместе собираются не просто смотреть телевизор или салатики покушать, а просто вспомнить о том, что было хорошего, что все-таки ждет, надеюсь, радостного в следующем году – в этом греха не будет. И, собственно, любое собрание, в котором есть Любовь, и Господь так и сказал, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Поэтому, если соберутся родственники, близкие, по-хорошему посидят и, так скажем, отметят вот именно в таком смысле этот праздник, я думаю, здесь греха особенного не будет. Ну, а понятно, что если это превращается в какую-то пьянку или какие-то очевидно недопустимые вещи, я думаю, это будет неправильным. И я думаю, для всех присутствующих это совершенно очевидно.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?