Предлагаем главу на острую тему «полового воспитания» детей из книги о. Константина и психолога Елизаветы Пархоменко «Вот наследие от Господа», презентация которой пройдет 11 апреля в Санкт-Петербурге

vam.i.ne.snilos.avi.image5

Кадр из х/ф «Вам и не снилось», 1980. Фото с сайта filmiki.arjlover.net

Отец Константин:

— Одна девочка-подросток после просмотра фильма о Колчаке, оставившем собственную жену и соединившемся с женой сослуживца-офицера, обсудив фильм с друзьями, заявила мне: «Все-таки я с вами, батюшка, не согласна — у любви свои законы». При том, что у этой девочки в вопросах семейной морали всегда были твердые принципы…

Без уважения к подростку разговора не выйдет

Елизавета Пархоменко:

— Да, друзья и окружение оказывают мощное воздействие, но я хотела бы акцентировать мысль на другом. Наши недоумения от слов или поступков родного ребенка в какой-то ситуации могут быть вполне оправданными, но вот выражаться они должны только разумными и мягкими способами: стремлением во взаимоуважительном общении объяснить свою точку зрения. Хорошую службу сослужит традиция совместного чтения или какой-то другой способ совместного времяпрепровождения.

<…>Итак, наиважнейшим условием правильного полового воспитания, как и воспитания в любой другой сфере, является наличие доброжелательных и уважительных отношений в семье. Важно, чтобы ребенок обращался со своими вопросами к родителям, а не искал ответы на них окольными путями. Родители должны быть открыты для общения и обладать авторитетом в глазах ребенка. В таком случае вполне можно рассчитывать, что ребенок воспримет взгляды родителей на жизнь, на мир вообще и на проблемы взаимоотношений полов в частности.

Аскетику нельзя понимать «механически»

Отец Константин:

— Впрочем, насколько спокойно будут принимать дети взгляды своих родителей, зависит и от того, каковы эти взгляды. Эротическая энергия — одна из мощнейших сил, действующих в человеке, это чрезвычайно важная составляющая человеческого существа. Отрицать ее невозможно. Но вот относиться к ней можно по-разному.

В Предании Православной Церкви, к сожалению, нередко мы встречаемся с негативным отношением. Причины этого явления понятны. Аскетика, наука о подвижнической жизни, создана людьми, избравшими для себя совершенно особый путь в жизни — путь монашеского отречения от всего мирского. Проблема борьбы с плотскими влечениями стояла для них очень остро, этот опыт отражен в их поучениях и жизнеописаниях.

Этот опыт драгоценен, но он не должен механически переноситься в жизнь людей, избравших для себя иной путь — путь супружества. По-славянски монах потому и называется «инок», что это иной человек, не такой, как все, ведущий особую жизнь. Абсолютизировать этот опыт нельзя. Не следует требовать от мирских людей воплощения монашеского образа жизни, это может привести к целому ряду серьезных проблем, и особенно это касается подрастающих детей.

Господь мудро создал человека, ничего нет в его существе лишнего, бессмысленного, ненужного. Это касается и половой энергии. Она призвана служить достижению между супругами теснейшего единства, нежности, любви; благодаря ей рождаются дети.

После грехопадения все составляющие человеческого существа подверглись определенным искажениям. В частности,

у грешного человека помрачился ум и исказилось понимание, для чего ему Богом дано половое влечение.

Человек стал думать, что половое чувство дано для эгоистического удовольствия, и мы знаем, к каким грустным результатам приводит греховное пользование этой энергией. Значит, ее необходимо правильно использовать, направлять поток в предназначенное Богом русло.

Все естественные чувства требуют легализации, в противном случае они могут проявляться болезненным, противоестественным образом. Вот малыш хочет самостоятельности и не получает ее — неудивительно, если в дальнейшем упрямство и строптивость станут чертами его характера.

Так и в отношении эротического чувства: оно естественным образом пробуждается в подростковом возрасте, и если мы хотим, чтобы ребенок научился правильно с ним обращаться, надо, прежде всего, признавать естественность, правильность этого процесса.

Необходимо воспринимать эротическое влечение как положительную, данную нам Богом силу. Это, думается, точка отсчета, с которой необходимо начинать половое воспитание наших детей. Тогда гораздо вероятнее, что ребенок не будет искать альтернативную информацию или экспериментировать там, где эксперименты неуместны.

Правильное, здоровое отношение к вопросам любви у самих родителей в немалой степени гарантирует спокойное отношение к этим вопросам у детей. Я знаю достаточно много семей, в которых дети совершенно естественно, как сами собой разумеющиеся вещи, отвергают все антихристианские ориентиры во взаимоотношениях полов, которые пропагандируются массовой культурой. Они просто не находят отклика в их душе, так как в ней уже существует правильная модель отношений.

1427842602_vam.i.ne.snilos-5

Кадр из х/ф «Вам и не снилось», 1980. Фото с сайта lookmix.org

Елизавета Пархоменко:

— Другой важный момент, который поможет нашим детям выработать правильное отношение к вопросам пола, — это открытость этих тем дома. В современных условиях неразумно обходить эти вопросы в повседневных беседах, оставлять их только для каких-то особых моментов, когда разговор будет специально направлен на их обсуждение. Все равно ребенок будет встречаться с ними в повседневной жизни: журналы в ларьках, реклама на стенах, разговоры прохожих и т. д.

Каждое время в каком-то смысле требует своих норм, даже для христиан.

Мы живем не в XIX веке, и мне кажется, пусть уж все эти темы будут обыденными для ребенка, зато он будет защищен от пошлости и разврата, с которыми придется сталкиваться не раз. Пусть уж лучше так, зато его не шокирует, не будет привлекать случайно увиденная фотография, например. Все равно этого невозможно избежать.

Отец Константин Пархоменко:

— Конечно, необходимо, чтобы нездоровому проявлению эротической энергии противостояло нормальное, пошлому и уродливому — прекрасное. Помимо примеров отрицательных, необходимо, чтобы были и положительные. Может быть полезно посещение музеев, картинных галерей.

Ребенок, привыкший находиться среди картин и скульптур, часто изображающих обнаженную натуру, привыкает спокойно относиться к телу, нагота не вызывает у него ни удивления, ни нездорового интереса.

Хорошо было бы, если бы для того, чтобы ребенок избрал верное направление своей жизни, достаточно было бы все ему правильно объяснить. Но в жизни все иначе. И дети, и взрослые часто действуют, согласуясь не с доводами разума, а с желаниями. Помните, даже у Апостола Павла: Доброе, что хочу, не делаю… (Рим. 7: 19) И хорошо еще, если эти желания осознаются, а так бывает далеко не всегда. Очень многие поступки совершаются людьми под воздействием непонятных им самим устремлений. Поэтому нередко люди действуют вопреки всякой логике, всякому здравому смыслу.

Распространенный пример — девочка, росшая без отца, стремится поскорее выйти замуж. Ей в муже нужен отец. Или же рано начинает половую жизнь, в партнере ища отца.

medium_3dbfb411d6ff4f577d02418f78ef0634

Кадр из х/ф «Вам и не снилось», 1980. Фото с сайта vokrug.tv

В телесной близости подростки часто ищут не «любви», а защиты от одиночества

Елизавета Пархоменко:

— Да, чем гармоничнее отношения в семье, тем более защищен от подобных иррациональных поступков будет ребенок. Верующих родителей беспокоит, что современные дети рано вступают в половые отношения. Понятно, что хочется, чтобы дети сохранили себя до брака и чтобы брак этот был зрелым и счастливым. Между тем известно, что люди вступают в близкие отношения вовсе не всегда потому, что глубоко любят друг друга, и даже удовлетворение полового желания не всегда основная причина, толкающая к ним.

В телесной близости многие ищут близости душевной, спасения от чувства одиночества, покинутости. Это, конечно, иллюзия, и тех, кто надеется таким образом восполнить недостаток любви и понимания, ждет разочарование. Физическая близость при отсутствии духовной обычно лишь обостряет ощущение одиночества. Однако многими руководит желание быть любимым.

То же касается и ранних незрелых браков: они часто распадаются потому, что люди ищут в них спасения от своих проблем, и в частности от чувства одиночества. Они так жаждут чувствовать себя любимыми, что все остальное, в том числе и личность супруга, отходит на задний план.

От родителей зависит, будет ли их чадо ощущать себя одиноким, никому не нужным и потому стремиться восполнить эту нехватку любви. Если родители напитывают своих детей любовью — абсолютной, безусловной, — то дети будут расти с глубоким пониманием своей нужности в этом мире.

Отец Константин:

— Нужности кому? Прежде всего, Богу. Эти дети будут спокойными, уверенными в себе, душевно богатыми. Они будут самодостаточными в хорошем смысле этого слова, то есть не будут зависимы от других людей и будут способны руководствоваться в своих действиях доводами разума, а не непонятными им самим мотивами.