Как относиться к альтернативной службе?

1 октября начался очередной призыв на действительную военную службу.
С 1 января 2004 года вступил в силу Закон об альтернативной гражданской службе, в соответствии с которым любой юноша, «убеждениям или вероисповеданию которого противоречит несение военной службы», имеет право вместо армии служить в больнице, детдоме, на заводе.
Теоретически всё понятно – несение военной службы может быть идейно неприемлемо для толстовцев, сектантов, но только не для православных. На практике же многие православные так же, как и неверующие, стремятся всеми правдами и неправдами избежать службы в армии. Так как же православным относиться к альтернативной службе?
Отвечает председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий СМИРНОВ

— Отец Димитрий, ведь АГС — это один из способов не служить в армии. В чем причина нежелания служить, распространенного среди многих молодых людей?
— Причин много, но основная, на мой взгляд — в том, что определенная часть молодежи желает только «балдеть» и больше ничего не делать. Многие молодые люди сейчас вообще не ориентированы на труд. Всей своей жизнью, средой, в которой они живут, они направлены на легкое, безалаберное времяпрепровождение. А армия — это ведь тяжелый труд, который не соответствует такому образу жизни. Там строгий режим, ранний подъем, дисциплина, физическая нагрузка, питание по часам. А современный человек, как правило, растет в малодетной семье и вырастает расслабленным, ленивым и безответственным. Поэтому многие молодые люди представляют себе армию как что-то страшное и ужасное. Вот для них АГС хороша. Если тебя пугает армия — послужи в больнице или еще где-то, где не такие строгие порядки.
Альтернативная служба нужна тем, кто ну никак не хочет служить в армии, боится этого. Ведь силком их тащить в армию — это все равно что в монастырь насильно постригать. Невольник не богомольник.

— А к вам в отдел не обращаются за помощью желающие пойти на АГС?
— Этот год показал, что охотников пойти на АГС оказалось очень мало —
просто единичные случаи. Обычно это всякие сектанты, но бывают редчайшие случаи, просто единицы, когда люди идут на АГС по каким-то серьезным соображениям. Но мы в Синодальном отделе с желающими пойти на АГС еще ни разу не сталкивались.

— Чем вы объясняете такую низкую популярность АГС, какая наблюдается сейчас в нашей стране?
— Прежде всего тем, что альтернативная служба на полтора года дольше. А ведь те, кто больше всех кричит об альтернативной службе, на самом деле вообще хотели бы уклониться от любой службы. Альтернативная служба — это тоже труд, и труд тяжелый, а мотив для уклонения от любой службы всегда один: нежелание делать каких-либо серьезных усилий, расслабленное житие.

— А если все-таки практика АГС разовьется, не приведет ли это к росту малодушия в нашем народе?
— Да нет, что вы! Для того чтобы русский народ стал малодушным, должен полностью смениться весь наш менталитет. Наоборот, мы до сих пор удивляемся сами и удивляем весь мир тем, что у нас молодые ребята вообще соглашаются служить при, мягко говоря, недостаточной организации военного дела. И тем, что они соглашаются умирать бесплатно в «горячих точках». Это для всех загадка, это, можно сказать, тайна русской души! Такого больше нигде нет — ужасающая для врага боеспособность нашего человека сохраняется вопреки всем крайне неблагоприятным обстоятельствам. Вот это христианское качество нашего народа — мужество души — Церковью очень приветствуется и всячески поддерживается.

— Но популярность армейской службы тоже, мягко говоря, не очень высока у наших молодых людей. Так что же делать?
— Нужно в армии создать такие условия, чтобы все колеблющиеся пошли
служить, чтобы армия стала школой мужества, духовной жизни, физического развития. Чтобы качество армейской службы было таким, что люди вспоминали бы об армии с удовольствием — как это было тридцать-сорок лет назад. Все мои сверстники вспоминают об армии с удовольствием.
И армия должна быть настолько престижной, что желающих туда попасть было бы больше, чем ее кадровые потребности. Чтобы девушки предпочитали идти замуж за тех, кто служил. А сейчас об армии вспоминают только какие-то кошмары.

— Многие родители стремятся отдать мальчиков в школу пораньше, чтобы они успели пораньше ее окончить, поступить в институт и не попали бы в армию.
Сталкиваетесь ли вы с этим в вашей практике духовника и что вы советуете людям?

— Постоянно сталкиваюсь. Что рекомендую? Ничего. Это дело их совести, все они свободные люди. Но все же я думаю, учиться лучше. Я вообще
интеллектуальную силу ценю выше, чем физическую. К тому же интеллектуально развитый человек и в армии будет очень полезен. Известно же, что бойцы спецназа — типа «Альфы» — все имеют высшее образование.

— Значит, когда ваши духовные чада спрашивают у вас, идти им в армию или в институт, вы советуете все же в институт?
— Нет, я говорю: «Решай сам, что для тебя полезнее». Думаю, нужно
предоставлять человеку право самостоятельного выбора. А армия — вещь очень благородная и очень нужная.

Беседовал Богдан Николаев
«Нескучный Сад» №10
(2004)

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?