Руководитель Департамента социальной защиты города Москвы на днях сообщил, что столичное метро будет приспособлено для инвалидов. Имеются в виду все категории «лиц с ограниченными возможностями»: слабовидящие, глухие, инвалиды-колясочники, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Именно эта эти граждане, а их в столице более двух миллионов, испытывают самые большие сложности с передвижением по городу. Сложности начинаются при выходе из дому. Лестницы, высокие бордюры на тротуарах, необорудованные звуковым оповещением светофоры, отсутствие съездов, недостаточное количество наземного транспорта с низким полом и многое другое. Тем не менее, прогресс налицо. И это отмечают сами инвалиды.
Начало было положено еще в 2009 году, объявленном «Годом равных возможностей». Тогда власти начали активно оборудовать город для инвалидов: обновлять автобусный парк, внедрять в систему городского транспорта «социальное такси», приспосабливать дороги, съезды и даже купили 25 редких низкопольных трамваев. С окончанием «Года равных возможностей» работа не закончилась. В 2010 году, по словам руководителя Департамента соцзащиты, Владимира Аршаковича Петросяна, «оборудованы около 28 тыс. сходов-съездов с тротуаров на проезжую часть с применением направляющих и предупреждающих тактильных плит, 6,7 тыс. входных групп в подъезды жилых домов и пандусных съездов на дворовых территориях. Также установлено более 1,2 тыс. стационарных подъемных платформ для инвалидов в подъездах многоквартирных домов, а 500 из них оборудованы в 2010 году средствами диспетчерского контроля».
14 декабря 2010 года постановлением Правительства Москвы № 28-ПП утверждена комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год. Как рассказали в Департаменте соцзащиты, в рамках этой программы будут установлены еще 138 подъемников в домах, где живут инвалиды, обустроены 17 пешеходных тоннелей, мостов и путепроводов, модернизированы более 1,2 тыс. светофорных объектов «за счет установки устройств с аудиовизуальным выводом информации для лиц с проблемами слуха и зрения». Кроме того, продолжится закупка автобусов для инвалидов и совершенствование работы «социального такси». И хотя многие цифры выглядят смешными – что такое 17 тоннелей для Москвы? – Все это говорит о том, что работа ведется и довольно основательно. Сегодня на улицах действительно больше инвалидов, это нельзя не отметить.
«Еще пять лет назад без помощи я даже из дому не могла выйти, хотя живу на первом этаже – рассказывает Александра Петрова, инвалид-колясочник. – Я ждала соцработников или просила соседа помочь мне спуститься, а потом – подняться. Сейчас в подъезде установили специальный подъемник. Правда, сама я не могу им пользоваться, нужен еще один человек. Но это проще, чем поднимать меня вместе с коляской руками». Это действительно большая радость для нее. Кроме того, от подъезда до тротуара в этом году был сделан плавный съезд, как и с тротуара на проезжую часть. Теперь Петрова может почти самостоятельно добраться до продуктового магазина, поликлиники (там съезды сделаны давно), перейти дорогу и многое из того, что раньше было невозможно. Правда, метро все еще не для нее. Станцию Семеновская оборудовать подъемником невозможно – это станция глубокого залегания.
Сейчас московская подземка активно оборудуется подъемниками и другими приспособлениями для инвалидов. Все новые станции строятся по международным стандартам. Есть лифты для колясочников, система перил, шульц-линии, широкие турникеты. Таких станций – 11. Плюс 6 станций Монорельсовой транспортной системы. Но все, что пока можно сделать для инвалидов в старом метро – это бегущую строку в поездах (для глухих) и звуковой сигнал при прибытии поезда (для слепых, чтобы могли отойти). Тех инвалидов, которые имеют сложности с передвижением, это мало затрагивает. Сам начальник столичного метро заявил, что на станциях глубокого заложения поставить вертикальный подъемник практически нереально. «Приспособить эскалаторы и сделать на них какие-то специальные захваты для транспортировки инвалидных тележек тоже пока невозможно, так как промышленность пока не предлагает нам оптимального решения». Тем не менее, Петросян, ответственно заявляет: «В настоящее время изучается техническая возможность по установке подъемных устройств на станциях с длинными эскалаторами и лестницами». В настоящее время, по словам Петросяна, только десять станций метро не приспособлены ни для одной категории инвалидов.
В целом же московский транспорт приспособлен на 37%. Автобусы – на 43,3% (2025 из 6112), троллейбусы – на 29,4% (480 из 1668). Трамваев, как уже было сказано, 25 (из 971). Как уверяет Петросян, сегодня модернизация транспорта столицы ведется только с учетом потребностей инвалидов. Это означает, что все средства транспорта, вводимые в систему городского транспорта, будут удобны для «людей с ограниченными возможностями». Для нас, «людей с неограниченными возможностями», все это – абстрактные цифры, говорящие о каком-то абстрактном прогрессе. Для них каждая увеличившаяся цифра в отчетах Департамента – это еще одна возможность. Возможность, например, сесть на один из 25 низкопольных трамваев или троллейбусов. «Я опорник, я не могу пользоваться никаким транспортом, кроме низкопольного, говорит Надежда Кускова, инвалид 1 группы. – Я буду стоять на остановке и ждать, пока он не приедет. Я зависима». Да и дело-то вовсе не в цифрах. А в том, что пока вся городская среда не станет приспособленной для инвалидов, их возможности по-прежнему будут ограничены.
Но можно посмотреть на вопрос иначе. Олег Рысев, заместитель председателя Всероссийского Общества Инвалидов, считает, что город, удобный для инвалидов – это город, удобный для всех. «Все, что делается для инвалидов, комфортно и мамам с колясками, и пожилым людям, и простым пешеходам, – всем. Но Москва – очень сложный город. Она изначально не предназначена для колесных передвижений, любых. И сейчас сложно что-либо делать и исправлять. Но то, что делается, должно делаться качественно. Возьмите, к примеру, въезды в магазины. Формально съезд для колясочника сделан. На деле сделан из скользкой плитки, под большим углом, иногда без перил. Халатный подход». Получается, что цифры не важны. Бюджет дал деньги на пандусы. А пандусы сделаны так, что ими невозможно пользоваться. Цифра есть, пандуса нет. И так – во многом. Недавно в Москве проводилась акция– устанавливали швеллера для съезда колясочников. Под углом 45 градусов… Такой подход, считает Рысев, – самая главная проблема формирования удобной среды для инвалидов. «Сами люди не думают об инвалидах, не понимают. Поставили подъемник колясочнику в подъезд, а на следующий день этот подъемник сломали. Это проблема нашей ментальности».
В итоге мы имеем растущие траты бюджета на формирование «безбарьерной среды» в столице и растущие цифры, показывающие, как эти деньги тратятся. Но все это оказывается бесполезным из-за пресловутого человеческого фактора, «людей с неограниченными возможностями», которые не хотят задуматься об инвалидах. Причем на всех уровнях – от государственного до простого потребительского. Хотя каждый может провести элементарный опыт, чтобы понять, как чувствуют себя тысячи инвалидов-колясочников. Сесть в инвалидную коляску и проделать привычный путь – на работу, учебу или в магазин.
Диана РОМАНОВСКАЯ