Как Москва медленно, но верно становится удобной для инвалидов

Руководитель Департамента социальной защиты города Москвы на днях сообщил, что столичное метро будет приспособлено для инвалидов

Руководитель Департамента социальной защиты города Москвы на днях сообщил, что столичное метро будет приспособлено для инвалидов. Имеются в виду все категории «лиц с ограниченными возможностями»: слабовидящие, глухие, инвалиды-колясочники, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Именно эта эти граждане, а их в столице более двух миллионов, испытывают самые большие сложности с передвижением по городу. Сложности начинаются при выходе из дому. Лестницы, высокие бордюры на тротуарах, необорудованные звуковым оповещением светофоры, отсутствие съездов, недостаточное количество наземного транспорта с низким полом и многое другое. Тем не менее, прогресс налицо. И это отмечают сами инвалиды.

Начало было положено еще в 2009 году, объявленном «Годом равных возможностей». Тогда власти начали активно оборудовать город для инвалидов: обновлять автобусный парк, внедрять в систему городского транспорта «социальное такси», приспосабливать дороги, съезды и даже купили 25 редких низкопольных трамваев. С окончанием «Года равных возможностей» работа не закончилась. В 2010 году, по словам руководителя Департамента соцзащиты, Владимира Аршаковича Петросяна, «оборудованы около 28 тыс. сходов-съездов с тротуаров на проезжую часть с применением направляющих и предупреждающих тактильных плит, 6,7 тыс. входных групп в подъезды жилых домов и пандусных съездов на дворовых территориях. Также установлено более 1,2 тыс. стационарных подъемных платформ для инвалидов в подъездах многоквартирных домов, а 500 из них оборудованы в 2010 году средствами диспетчерского контроля».

14 декабря 2010 года постановлением Правительства Москвы № 28-ПП утверждена комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год. Как рассказали в Департаменте соцзащиты, в рамках этой программы будут установлены еще 138 подъемников в домах, где живут инвалиды, обустроены 17 пешеходных тоннелей, мостов и путепроводов, модернизированы более 1,2 тыс. светофорных объектов «за счет установки устройств с аудиовизуальным выводом информации для лиц с проблемами слуха и зрения». Кроме того, продолжится закупка автобусов для инвалидов и совершенствование работы «социального такси». И хотя многие цифры выглядят смешными – что такое 17 тоннелей для Москвы? – Все это говорит о том, что работа ведется и довольно основательно. Сегодня на улицах действительно больше инвалидов, это нельзя не отметить.

«Еще пять лет назад без помощи я даже из дому не могла выйти, хотя живу на первом этаже – рассказывает Александра Петрова, инвалид-колясочник. – Я ждала соцработников или просила соседа помочь мне спуститься, а потом – подняться. Сейчас в подъезде установили специальный подъемник. Правда, сама я не могу им пользоваться, нужен еще один человек. Но это проще, чем поднимать меня вместе с коляской руками». Это действительно большая радость для нее. Кроме того, от подъезда до тротуара в этом году был сделан плавный съезд, как и с тротуара на проезжую часть. Теперь Петрова может почти самостоятельно добраться до продуктового магазина, поликлиники (там съезды сделаны давно), перейти дорогу и многое из того, что раньше было невозможно. Правда, метро все еще не для нее. Станцию Семеновская оборудовать подъемником невозможно – это станция глубокого залегания.

Сейчас московская подземка активно оборудуется подъемниками и другими приспособлениями для инвалидов. Все новые станции строятся по международным стандартам. Есть лифты для колясочников, система перил, шульц-линии, широкие турникеты. Таких станций – 11. Плюс 6 станций Монорельсовой транспортной системы. Но все, что пока можно сделать для инвалидов в старом метро – это бегущую строку в поездах (для глухих) и звуковой сигнал при прибытии поезда (для слепых, чтобы могли отойти). Тех инвалидов, которые имеют сложности с передвижением, это мало затрагивает. Сам начальник столичного метро заявил, что на станциях глубокого заложения поставить вертикальный подъемник практически нереально. «Приспособить эскалаторы и сделать на них какие-то специальные захваты для транспортировки инвалидных тележек тоже пока невозможно, так как промышленность пока не предлагает нам оптимального решения». Тем не менее, Петросян, ответственно заявляет: «В настоящее время изучается техническая возможность по установке подъемных устройств на станциях с длинными эскалаторами и лестницами». В настоящее время, по словам Петросяна, только десять станций метро не приспособлены ни для одной категории инвалидов.

В целом же московский транспорт приспособлен на 37%. Автобусы – на 43,3% (2025 из 6112), троллейбусы – на 29,4% (480 из 1668). Трамваев, как уже было сказано, 25 (из 971). Как уверяет Петросян, сегодня модернизация транспорта столицы ведется только с учетом потребностей инвалидов. Это означает, что все средства транспорта, вводимые в систему городского транспорта, будут удобны для «людей с ограниченными возможностями». Для нас, «людей с неограниченными возможностями», все это – абстрактные цифры, говорящие о каком-то абстрактном прогрессе. Для них каждая увеличившаяся цифра в отчетах Департамента – это еще одна возможность. Возможность, например, сесть на один из 25 низкопольных трамваев или троллейбусов. «Я опорник, я не могу пользоваться никаким транспортом, кроме низкопольного, говорит Надежда Кускова, инвалид 1 группы. – Я буду стоять на остановке и ждать, пока он не приедет. Я зависима». Да и дело-то вовсе не в цифрах. А в том, что пока вся городская среда не станет приспособленной для инвалидов, их возможности по-прежнему будут ограничены.

Но можно посмотреть на вопрос иначе. Олег Рысев, заместитель председателя Всероссийского Общества Инвалидов, считает, что город, удобный для инвалидов – это город, удобный для всех. «Все, что делается для инвалидов, комфортно и мамам с колясками, и пожилым людям, и простым пешеходам, – всем. Но Москва – очень сложный город. Она изначально не предназначена для колесных передвижений, любых. И сейчас сложно что-либо делать и исправлять. Но то, что делается, должно делаться качественно. Возьмите, к примеру, въезды в магазины. Формально съезд для колясочника сделан. На деле сделан из скользкой плитки, под большим углом, иногда без перил. Халатный подход». Получается, что цифры не важны. Бюджет дал деньги на пандусы. А пандусы сделаны так, что ими невозможно пользоваться. Цифра есть, пандуса нет. И так – во многом. Недавно в Москве проводилась акция– устанавливали швеллера для съезда колясочников. Под углом 45 градусов… Такой подход, считает Рысев, – самая главная проблема формирования удобной среды для инвалидов. «Сами люди не думают об инвалидах, не понимают. Поставили подъемник колясочнику в подъезд, а на следующий день этот подъемник сломали. Это проблема нашей ментальности».

В итоге мы имеем растущие траты бюджета на формирование «безбарьерной среды» в столице и растущие цифры, показывающие, как эти деньги тратятся. Но все это оказывается бесполезным из-за пресловутого человеческого фактора, «людей с неограниченными возможностями», которые не хотят задуматься об инвалидах. Причем на всех уровнях – от государственного до простого потребительского. Хотя каждый может провести элементарный опыт, чтобы понять, как чувствуют себя тысячи инвалидов-колясочников. Сесть в инвалидную коляску и проделать привычный путь – на работу, учебу или в магазин.

Диана РОМАНОВСКАЯ

См. видео на эту тему

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?