Как достать звезду: как и когда знаменитости приходят в благотворительность

Звезде по силам привлечь огромное количество людей к благотворительности. Беда в том, что если звезда начинает ругать фонды, ей тоже верят. Как попросить знаменитость о помощи и какие тут бывают ошибки?

Звезде по силам привлечь огромное количество людей к благотворительности. Беда в том, что если звезда начинает ругать фонды, ей тоже верят. Как попросить знаменитость о помощи и какие тут бывают ошибки?

Нюта Федермессер Фото с сайта facebook.com

О чем просить звезду?

— У нас в стране без звезд в благотворительности трудно. Они вызывают доверие у людей, — говорит директор фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер.

Конечно, когда НКО просит ту или иную знаменитость о поддержке, это не банальная просьба поволонтерить, помыть полы в больнице или съездить в Ашан за памперсами. Это «история про взаимную поддержку репутаций», говорит соорганизатор благотворительного фестиваля «Сладости и радости» (он проходил в поддерку фонда «Старость в радость») Надежда Малявина-Брейман.

Надежда Малявина-Брейман Фото с сайта facebook.com

Поэтому, например, когда Нюта Федермессер приглашала Ингеборгу Дапкунайте и Татьяну Друбич стать попечителями фонда «Вера», речь шла не о том, чтобы они сидели с пациентами хосписа и делали другую ежедневную работу. Нужно, чтобы знаменитости рассказывали всем, в том числе в своем кругу, что такое благотворительность, каковы нужды их подопечных, в случае фонда «Вера» — что такое «хосписы» (ведь несколько лет назад многие путали «хосписы» и «хостелы»), что такое паллиативная помощь.

Ингеборга Дапкунайте и Татьяна Друбич Фото с сайта starslife.ru

Каждый фонд заинтересован в выходе к новой аудитории. Поэтому, если знаменитость участвует в акции в пользу НКО, следует заранее договориться об анонсировании события на сайте звезды, в ее блоге или фан-группах. Тогда поклонники имеют шанс узнать не только о конкретном аукционе или фестивале, но и стать постоянными жертвователями или волонтерами «проверенного звездой» фонда.

К какой из звезд обращаться?
— Помогать готовы практически все, — уверена Надежда Малявина-Брейман. — Но помним, что звезды — тоже люди, ничто человеческое им не чуждо. И у всех разное количество ресурсов, чтобы помогать. Кто-то готов, как Чулпан Хаматова и Дина Корзун, не вылезать из детских больниц, а кто-то может блестяще отработать ведущим благотворительного аукциона, как, например, Яна Чурикова или Антон Зорькин на нашем фестивале «Сладости&радости» или как Валдис Пельш и Евгений Стычкин на традиционном предновогоднем аукционе РОИИ «Перспектива».

Однако как для благотворительной акции, так и для постоянной «работы» в попечительском совете фонда можно пригласить (и потом не пожалеть) не всякую знаменитость.

— Привлекать звезд надо осторожно: надо избегать всех, кто хоть как-то связан с политикой, у кого непрозрачная репутация, и не надо переманивать знаменитостей из других фондов. Если человек переманивается — значит, его не привлекает эта работа, — пояснила «Милосердию.ru» Нюта Федермессер.

Если речь идет о концертах, ярмарках и прочих кратких благотворительных акциях, то звезды могут поддерживать несколько фондов, в том числе и с «разного типа» подопечными: сегодня выступить в поддержку инвалидов с орфанным заболеванием, завтра — в поддержку усыновления, потом — за гуманное отношение к животным и за раздельный сбор мусора. В этом нет ничего плохого, просто перед приглашением знаменитости на собственное благотворительное мероприятие нужно изучить историю ее взаимодействия с НКО: часто ли она участвует в подобных акциях, поддерживает одних и тех же или разные фонды и т.п. Тогда и переговоры будет вести легче.

Конечно, при выборе, к кому из известных людей обратиться за поддержкой, следует учитывать свою «целевую аудиторию». Если в фонде рассчитывают на рост пожертвований, вряд ли стоит обращаться к кому-то из кумиров школьников — разумнее выбрать фигуру, которой доверяют их родители. Также, к примеру, на семейном фестивале сладостей вряд ли будут уместны рок-музыканты или исполнители шансона.

Неужели они согласятся?

Благодаря интернету представители НКО могут найти контакты практически кого угодно — не лично популярного человека, так хотя бы кого-то из его помощников. И что же делать, чтобы ваше письмо не улетело в корзину?

Конечно, огромную роль играют личные связи организаторов того или иного фонда или мероприятия. Сарафанное радио, когда за работу фонда перед звездой может поручиться кто-то, кому знаменитость доверяет, тоже прекрасно. Однако вполне возможно и начало сотрудничества «с нуля».

— В основном звезды понимают важность участия в благотворительности, — говорит член команды организаторов благотворительного аукциона «Продажные звезды» (нана аукционе «продается» возможность прокатиться со звездой в метро, спеть в караоке, сходить в ресторан и тому подобные безобидные вещи) Александра Пурт. — Если и отказываются, то из-за плотного графика. Некоторых, правда, еще отпугивало наше смелое название, но, к счастью, у большинства звезд все в порядке с юмором.

— У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. От того, как вы поговорите со звездой или ее помощником впервые по телефону, или какое письмо напишете, зависит чуть ли не половина успеха. Когда нет никаких знакомств, поможет хорошая, абсолютно понятная и прозрачная идея и люди, которые умеют четко, ярко и «вкусно» ее сформулировать. Важно не перегрузить звезду рассказом о том, какой у вас замечательный проект, а дать чёткую информацию, которая поможет ей принять решение, участвовать в вашей акции или нет, — напоминает Надежда Малявина-Брейман.

Иногда звезды даже вызываются помочь сами!

Например, Эвелина Бледанс узнала о фестивале «Сладости&радости» из инстаграма Ирены Понарошку, которая собиралась провести на мероприятии мастер-класс, и проявила инициативу.

Эвелина Бледанс Фото с сайта aif.ru

— В пятницу, уже накануне фестиваля, Эвелина увидела в инстаграме Ирены Понарошку анонс нашего фестиваля. Позвонила Ирене, сказала, что хочет помочь собрать пожертвования. Ирена перезвонила мне, спросила, можно ли придумать Эвелине какое-нибудь дело. И пока я стремительно прикидывала, какие форматы могут быть интересны такой почётной гостье, Эвелина сама позвонила мне и сообщила, когда сможет приехать, — рассказывает Ирина Коготкова, организатор благотворительного кондитерского фестиваля «Сладости&радости».

Пугаться отказа звезды от участия тоже иногда не нужно. Например, когда Нюта Федермессер в первый раз позвонила Ингеборге Дапкунайте и предложила войти в попечительский совет фонда «Вера», та взяла паузу. Тогда о фонде «Вера» никто еще ничего не знал, и Дапкунайте сначала около года следила за работой фонда, дожидалась отзывов, а затем уже согласилась помогать. Соглашаясь войти в попсовет фонда, она не просто заботилась о своей репутации. Она, как очень ответственный человек, взвешивала свои силы и ресурсы, потому что понимала: прийти и стать просто лицом фонда — недостаточно. Нужно будет активно помогать.

— Дождаться отзывов — это правильно. И Ингеборга, и Таня Друбич очень ответственно подходят к работе, — говорит Нюта Федермессер.

Так что оскорбляться, если звезды первой величины не бросаются помогать вам через полгода после открытия фонда, не стоит.

Вдруг мы напугаем звезду?

Знаменитости — тоже люди, и хотя к их графику, к организации мероприятия и корректности анонсирования и отчетности нужно относиться предельно внимательно, мелкие бытовые шероховатости обычно воспринимаются нормально.

— Когда на фестивале «Сладости&радости» Яна Чурикова, согласившаяся вести благотворительный аукцион, вошла в подсобку, где с пола до потолка были разбросаны наши вещи, сумки, коробки, мы немного растерялись. А Яна воскликнула: «Вот это я понимаю, наш формат! Мне нравится!» И она потрясающе провела фестиваль, а в конце не хотела уезжать, хотя торопилась куда-то по работе, и повторяла: «Давайте, выгоните меня, не хочу уезжать!», — рассказывает Ирина Коготкова, организатор благотворительного кондитерского фестиваля «Сладости&радости».

Яна Чурикова и Антон Зорькин на фестивале «Сладости&радости» Фото с сайта iamhuman.ru

— С Родионом Газмановым мы встретились с ним в кафе, выпили несколько литров имбирно-облепихового чая и предложили ему лот, придуманный нашими креативщиками: победитель аукциона посмотрит с Родионом под Новый год фильм «Трудный ребёнок». Все обычно смотрят новогоднюю комедию «Один дома», а мы остановились на другом фильме. Родион же — молодой, спортивный и смелый парень. Он сходу сказал нам: ребята, чего вы мелочитесь, не стесняйтесь, можем меня хоть в космос отправить с победителем, давайте прям не жалейте меня и грандиозно пошумим, это же благое дело, я готов ради него побыть жертвой вашей безумной фантазии, — рассказывает Александра Пурт, член команды аукциона «Продажные звезды». — Он очень открыто пошел навстречу, но мы все же уговорили Родиона, что не хотим на старте проекта экспериментировать с чересчур радикальными лотами. А вот где-нибудь через полгода… Заходите, кто знает, что за приключение мы придумаем для Родиона. Он в отличной физической форме, уж мы что-нибудь изобретем для него эдакое…

Родион Газманов на фестивале «Сладости&радости» Фото с сайта musecube.org

Ссоры ничто не предвещало?

Конец ноября этого года ознаменовался маленькими скандалами в социальных сетях. Сначала Андрей Макаревич объявил фонд, пригласивший его для участия в благотворительных концертах, в нечестности и политических мотивах. Якобы фонд «отменил благотворительный концерт, узнав», что в нем принимает участие певец (словно не фонд его приглашал). На самом деле в фонде просили лишь о переносе даты и времени события на более удобное: в назначенный Андреем Макаревичем время зал рисковал остаться незаполненным.

Андрей Макаревич Фото с сайта joinfo.ua

Обвинительный постинг Андрея Макаревича, за который он не извинился (хотя явно нанес ущерб репутации фонда, пусть и перепутал в записи область его деятельности) набрал почти 560 репостов.

Парой дней раньше юморист и телеведущий Андрей Бочаров в своем блоге обрушился на благотворительность как отрасль в целом и на конкретные акции (например, сбор средств для пострадавших от наводнения на Гаити в 2010 году) с резкой критикой: «Мне не нравится, когда меня крутят за пуговицу и вымогают пожертвовать/отработать/распространить. Или смотрят прямо в меня с экрана телевизора красивыми глазами актрисы/ведущей/модели. Или со сцены. Или даже с плаката. Мне не по себе от этого. Во-вторых. Дети. Все мало-мальски известные фонды собирают на детей. Как-то не на слуху фонды, поддерживающие, больных деменцией или недержанием, стариков», — написал шоумен. Редактировать он эту публикацию не стал, хотя, разумеется, множество деталей в ней действительности не соответствуют и требуют оговорок.

Андрей Бочаров Фото с сайта treda.ru

Для избежания таких ситуаций свой рецепт у каждого руководителя НКО. Основной из них — избегать звезд, связанных с политикой с какой бы то ни было стороны, — выстрадан на пути проб и ошибок.

Как избежать случаев, подобных выступлению в блоге Андрея Бочарова? Пожалуй, единственный рецепт — опыт, сын ошибок трудных. Можно сколько угодно советовать подробно изучать блоги звезд, смотреть их выступления (например, Андрей Бочаров постоянно использует «запикивания» в своих «озвучках» — видимо, без намека на ненормативную лексику не смешно), но кто поручится, что отличит человека от его сценического героя? Можно сколь угодно подробно беседовать перед благотворительным мероприятием с приглашенной звездой — и вот, допустим, герой перестал вызывать у вас доверие и симпатию, вы поняли, что он не очень верит в благотворительность и вашу честность. Но если вы откажетесь от его кандидатуры уже после его согласия и переговоров — не рискуете ли вы получить еще более броскую «антирекламу»?

Простых рецептов нет, поэтому, если вам не удалось, в отличие от героев нашей публикации, договориться со знаменитостями о помощи за «спасибо от нас и от наших подопечных», и вы приглашаете профессионального ведущего, певца или актера выступить за гонорар — в этом нет ничего криминального (за работу платят и парикмахерам, и врачам — можно платить и ведущим), но есть здесь свои подводные камни, и единственное, что вы можете сделать — поподробнее составлять договор.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.