Как детдомовцу состояться

При общении с девушками я понял, что имею большие пробелы в образовании, общении, внешних па, и стал потихоньку набивать голову знаниями. Учил стихи наизусть, читал книги, пытался писать стихи, ходил в кружки, на танцы, играл в футбол. Сам научился играть на гитаре, пел Высоцкого, бардов, да научился играть в шахматы. И читал, читал – много, в запой, допоздна

Путь первый



Непростое самоопределение

Мне часто задают вопрос: как состоятся ребенку-сироте, что делать, какие вершить дела, и что должно происходить с ним, чтобы не пасть на дно общества, и не пропасть совсем?
Прошло двадцать лет, как я покинул жестокий и неродной детский дом, много чего было слышано, видено, понято и не понято. Как так случилось, что, пройдя иные горнила, нашел в себе силы и много чего еще, чтобы стать полезным людям, детям, обществу? Иногда я отвечаю: не знаю. Но задумываюсь и осмысливаю, ибо другие сироты не имеют возможности понять – что делать и кто виноват?
Из детдома меня отправили в ПТУ, не спросив, надо мне оно или что-то я еще хочу Да и задав этот вопрос себе, не нашел бы я ответ. Думать самому в детдоме не приходилось, во всяком случае, не по таким серьезным поводам. Так вот, отвезли меня в ПТУ. Захоти я в ВУЗ, думаю, что стены учреждения не выдержали бы от смеха, уровень образования был нулевой, мы ж не учились – для кого и чего учиться? Так вот, определили в ПТУ, на шофера-тракториста. В поселковой ХАБЗЕ (ПТУ) воспитатель мой дал еще десятку (красную) к тому пособию, что я получил, к двадцатке, всплакнул и уехал. Я остался один. Мне выдали на неделю продуктов, я съел за один день все, потом голодал, где взять еду-то? В палату вломились ночью старшие, искали еду и кого унизить. Я дал одному радио по голове и в глаз другому, ко мне больше не ходили. Общение со сверстниками складывались плохо, даже очень, они из другого мира, круга общения и материальных возможностей. В общем, было трудно, кто будет говорить с человеком без корней?

Спортивные и иные навыки
.
Приходилось иногда за себя постоять, с кулаками, ибо считалось, что плохо одетый, он самый слабый и беззащитный. Я занимался боксом, это давало преимущество в той среде, где правили сила и острый язык, каким я не обладал. Выбирал самых горластых и унижающих и бил так, чтобы все видели, что бить умею и себя в обиду не дам. Публично то бишь. Вызывал официально и посреди орущей толпы бил врага. Слава Богу, был тверд и смел, а иначе что бы со мной было?
При общении с девушками я понял, что имею большие пробелы в образовании, общении, внешних па, и стал потихоньку набивать голову знаниями. Учил стихи наизусть, читал книги, пытался писать стихи, ходил в кружки, на танцы, играл в футбол. Сам научился играть на гитаре, пел Высоцкого, бардов, да научился играть в шахматы. И читал, читал – много, в запой, допоздна. Я чувствовал, что меня распознают по детдомовской неумелости сложить слова в приличное предложение, выразить мысль, представится. Что я умел хорошо, это блюсти чистоту в комнате, чистить зубы, сам мог стирать белье, подшивать прохудившиеся ботинки, умел связать шарф. Это небольшой наборчик, который мне втравили в детском доме. И еще я мог днями сидеть в комнате – привычка к стенам – потом мне на лодке это помогло. А жизни я много чего пропустил, упустил, сидя в общежитской комнате.
В общем, кое-как отбарахтался от ПТУ, пошел в АРМИЮ, попал во флот, на атомную лодку. Тут как раз мои детдомовские привычки пригодились и даже спасли, я мог целыми днями сидеть в отсеке, в автономке (длительное плавание), заменять всех и вся. Знаю, это от серого детства, вспомнить нечего цветного, и эмоций по семье я не испытывал, зомби, прямо. Опять же кулаки дали о себе знать, меня брали в спортроту, где я отстаивал честь Северного флота. Там же получили первые высокие спортивные звания, они очень котируются в той среде. Это стало первым открытием, что спортивные навыки важны и имеют вес и на флоте, и в исправительной колонии.

Флот, школа жизни

С флота я пришел уже более или менее уверенный в себе, в том, что многое могу и что сверстники уважают меня за личные качества. Значит важно, чтобы детдомовский парень имел автономные знания, навыки, умел жить в предлагаемой среде и вместе с тем жил будущим. Да, я всегда был весел, даже когда было очень непросто, когда я понимал, что нет знаний общения. Домашний парень блистал пред девушками, а я был нем как рыба. Это уже потом стало наоборот, но тогда… Я закусывал губу и шел в библиотеку, в спортзал. Со старой сумкой с надписью «СССР», в плохой одежде – но шел. С флота я не вернулся в среду, которая формируется у детдомовских, они стараются жить рядом, плохо, но рядом. Я в чем был: в бескозырке, в шинели, с дипломатом – вышел на станции Петрозаводск. В армии я думал: куда я вернусь? дома нет, семьи нет, никто нигде не ждет.

Учится и еще раз учится

Уже в поезде в промасленной газете, кем-то оставленной на столе, вычитал, что есть училище культуры и при нем общежитие – соломинка для безжилищного парня. Тут опять судьба ко мне повернулась лицом, могли бы и не взять, там всегда конкурс. Надо было прочесть басню, стихотворение, станцевать и спеть. Я не волновался, я спел, станцевал, рассказал басню, меня приняли. Я был рад и счастлив, хотя к тому возрасту, за три года службы на флоте я утратил все сиротские государственные гарантии, за сим жил на стипендию.
В городе во всю начал появляться бизнес. В спортзале, я познакомился с людьми, которые доверили мне охранять рад ларьков. У меня появились первые деньги, ночами я сторожил, днями учился. Ходил в спортзалы. Значит детдомовскому лучше всего сразу идти работать, учится работать и учится. У меня это получилось. Я оделся, имел карманные расходы, мог купить то, что было нужно, финансово я был независим, это хорошо. Я понял, надо работать, а не жить на льготы и всякие выплаты, все это временно. В трудовой книжке появились первые записи, мне доверяли, значит я мог с этим идти дальше, страховка этакая. Нередко меня звали разные криминальные структуры, зная мой семейный ноль. В спортзалах мы нередко разговаривали, они описывали «прелести», я отшучивался и не шел на стрелки и прочие дела. Ходил в старом пальто и был доволен судьбой. Большинства тех, с кем я был тогда знаком, уже нет в живых, очень многих. Все посулы они унесли с собой в могилы, жаль их молодых, но они выбрали такой путь. Путь свой я определял сам, и до сих пор жив. Хотя и непросто устоять от соблазна: сорвать что-то и жить красиво, но недолго, – это не по мне.
Я рад, что выучился в училище культуры, там многое дали, относились по хорошему. Благодаря этому я научился тамадить на свадьбах и получал неплохие деньги.
Средства на жизнь были, иных путей я не искал.
О том, что я из детского дома, я в училище рассказал позже, когда надо было остаться в общежитии, но это не помогло. Стал жить там, где работал. Я верил, что это временно, трудился на нескольких работах, читал ночами, ходил в спортзалы, общался с теми, кто старался изменить свою жизнь – бизнесом, творчеством.
Это помогало быть в курсе дел, тем. Важно имеет дружеский настрой, внутренне защищенный силой знаний. Жилищная трудность решалась проживанием в магазине, ларьке, у друзей, я верил в завтра.

Вера как смысл жизни

Я размышлял, что еще может помочь мне уравновесится в этой непростой для меня жизни. И понял: вера, Господь. Суздаль, где находился наш детский дом, церковный город. Может оттуда пришли знания, что Веры, смирение, терпение есть залог будущего. Я крестился. Старался вникать с церковную жизнь, читать церковные книги, Святых Отцов, и со временем пришло понимание, что важно иметь веру, поддержку. В этом всем есть большой и Спасительный путь. Я стал более терпеливым к трудностям, стал чаще слушать, нежели говорит, внимать Слову Божьему. Посещал храмы, думал, размышлял. А в 2000 году вместе с известным в Карелии батюшкой о. Константином возвели храм Божий. Это если кратко. Так же работаю на хорошей работе, учусь в Университете, занимаюсь общественной работой.

Знания – в дело

Как бывший воспитанник детского дома, я хорошо знаю, как и чем живут дети-сироты. И свои знания направил на помощь детям-сиротам Карелии. В 2000 году была создана общественная oрганизация «Равновесие», помогающая детям сиротских учреждений. Все навыки, знания и умения важны в этой не простой работе…

Вот вкратце путь, который ждет многих детдомовских детей, но есть еще один.

Путь второй

Можно избежать всего этого (не трудностей, а мучений), если ребенка усыновит семья еще в детском доме и всему научит, и значит, у него не будет тяжелого, смертельно опасного пути.

Ваш А. Гезалов.


фото с сайта КРОМО «Равновесие»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?