До Рождества остается неделя! Волхвы идут к пещере Рождества с поднятой к небу головой и несут Царю подарки: золото, ладан и смирну. Что все это означает для нас здесь и сейчас?

Византийская мозаика в Сан-Аполлинаре Нуово, Равенна. Фото с сайта happy-school.ru

Золото

— Подарки волхвов – это символы. Что символизирует золото? Оно добывается с большим трудом, потому оно и такое дорогое. Это как бы преображенная земля. Эти ценности находятся где-то глубоко-глубоко, в темных недрах земли. И когда его поднимают наверх, очищают, то оно так украшает все своим сиянием, своей как бы славой.

Так и каждая душа в глубине своей имеет золото. Его надо только извлечь из этой глубины, иногда совсем темной. Стоит извлечь это золото из последней глубины души, оно может осиять славой жизнь того человека, который это сделал.

Это золото есть, прежде всего, творческая сила человека, творческая сила в сердце человеческом; творческая – то есть созидающая.

«А какая уж такая творческая сила во мне? — скажет домохозяйка, — какие ценности создаю я в жизни, кроме котлет, которые жарю? И каким образом эта творческая активность, которая идет на жаренье котлет или еще чего-нибудь, может целую жизнь прославить, освятить?»

Да ведь за ней, за этой творческой силой, которая осуществляется таким, скажем, простым образом, за этим же стоит любовь! И именно эта любовь, служение человеку есть в то же время служение Богу! Это именно та самая духовная активность, которая и прославляет человека не простой, здешней славой, а прославляет перед лицом Божиим, спасает человека! Вот что такое золото, которое принесли волхвы-мудрецы в Вифлеемскую пещеру.

«Рождественское дерево». Фото с сайта lizardmedia.co

Ладан

Принесли волхвы и ладан (ливан). А что это такое? Это фимиам, курение. Вот когда мы кадим иконы, то кадильный, благоухающий дым поднимается наверх. Вот что такое ливан. Каждая душа имеет в себе ангельское начало. Каждый человек имеет и ангельскую природу, не только простую, здешнюю, человеческую.

И эта ангельская душа, ангельское начало в человеческом сердце, в человеческом естестве и есть постоянное стремление ввысь, подобное благоухающему фимиаму. Это нужно раскрывать в себе и нести ко Христу, этот огромный, величайший Божий дар нам. Мы его отдаем Богу, потому что от Него этот дар и получили.

Смирна

А потом — смирна. Я долгое-долгое время жил и священствовал в балканской, славянской южной стране – в Болгарии.  И там, так же как и у греков, до сих пор сохранился обычай нести на могилки масло — то, которое мы с вами называем постным маслом — елей.

Смирна — это погребальное масло, это то самое миро, которое несли мироносицы. Это — символ любви, которую смерть не может победить, которая сильнее смерти.

Вот такую любовь, которая сильнее смерти, и мы можем принести Христу, памятуя о том, что Христос родился для того, чтобы умереть и воскреснуть! Так и мы, настоящие христиане, должны стремиться умереть со Христом, умереть для наших грехов, для того, чтобы с Ним воскреснуть! Наша любовь ко Христу может быть сильнее греха, сильней смерти.

Вот что означают эти символы, эти дары волхвов, о которых мы слышим в Евангельском чтении на Рождество Христово.

0_c45ca_35be75ce_orig

Мозаика в базилике Санта Мария Маджоре, Рим. Фото: liveinternet.ru

 Держите путь по звездам

Волхвы шли ко Христу, искали Его пещеру по звездам. Они смотрели наверх, в небо… Так и мы в наших путях жизненных, ведущих нас ко Христу с нашими дарами, должны смотреть вверх, идти не по земным тропам, а по звездам, и принести свои дары Христу, положить их (в душе своей) к Его ногам у яслей, для того, чтобы Он мог, указав Своей маленькой ручкой Матери Божией, сказать: «Вот — братья Мои!»

Из записок прот. Всеволода Шпиллера