«Измарагд» под семью замками

Статья Екатерины Степановой, опубликованная на сайте журнала «Нескучный сад» – рассказывает о древней библиотеке знаменитого Псково-Печерского монастыря. О доброй воле и терпении книжных хранителей, мирян и монахов

Статья Екатерины Степановой, опубликованная на сайте журнала «Нескучный сад» – рассказывает о древней библиотеке знаменитого Псково-Печерского монастыря. О доброй воле и терпении книжных хранителей, мирян и монахов.

Несколько паломников, приехавших в этот зимний день в монастырь, попрыгивали от холода у книжного ларька. Кутаясь в теплые воротники, отважные книголюбы заинтересованно изучали обложки за стеклом. Не знаю, догадывались ли они о том, что рядом за длинной чередой дверей одно из ценнейших в стране собраний древних книг и рукописей.


Библиотечное хранилище Псково-Печерского монастыря расположилось в специально оборудованном помещении над монастырской ризничной. Батюшка-– игумен Феодосий (Коротков), гремя связкой старинных и современных ключей, открывал бесконечные двери. Отключая очередную сигнализацию, он рассказал, что недавно в монастыре нашли необычный замок: семь ключей от которого находились у семи монахов, открыть его без согласия каждого из старцев было нельзя. Последняя дверь легко поддалась под хозяйской рукой, и мы вошли в обитую деревом комнату; она казалась бы просторной, если бы не множество книжных полок, взвившихся к высокому потолку. Основная масса книг аккуратно рассортирована, но некоторые, видимо из новых поступлений, нашли себе неприхотливо место повсюду: на стульях, ступеньках, в ящиках и коробочках.

Батюшка попросил оставить дверь на улицу открытой.
– Книгам тоже нужен кислород. Бывает, не приходишь пару дней, и здесь становится очень душно, совсем дышать нечем. Замерзнете – скажите обязательно, сразу закроем, – батюшка посмотрел на термометр, – сейчас показывает всего двенадцать градусов, но для книг это хорошо…

Пока мы разносили многотомные труды по местам, чтобы освободить себе стулья, я с интересом разглядывала, что же хранится на полках. Большей частью книги дореволюционные, в основном богословские, но есть и художественные, исторические, есть энциклопедии, справочники. Собственно все как в обычной библиотеке, но как-то добротнее. Прижизненные собрания сочинений Толстого, Достоевского и многих других отечественных и зарубежных классиков. Философы, серия «Жизнь Замечательных Людей», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах… Аккуратная подборка дореволюционной периодики.
Книги расставлены по темам, что оказалось довольно трудно на практике, так как иногда попадаются пограничные сочинения. Не всегда понятно, куда их определить и где потом искать. Например, батюшка вспомнил, недавно вышедшую книгу «О благодати». В какой раздел ее поставить?.. Но все-таки менять исторически сложившийся порядок никто не дерзает.


Библиотека в монастыре появилась трудами прпмч. Корнилия Псково-Печерского, восьмого игумена обители. С первой половины XVI века под его руководством разыскивались богослужебные книги, уставы, старинные акты, касающиеся истории Пскова и обители. Все переписывалось в особые сборники. Составлялись и переделывались послания, поучения и главное — велась летопись. Преподобный Корнилий с молодых лет проявил себя как духовный писатель. Его основной труд – составление хронологически точного летописания Псковской земли. Летопись – это даже не Патерик! Это от Сотворения Мира и до наших дней! Для такой работы требовалась обширная начитанность, исключительная грамотность и определенный круг исторических книг – библиотека.
Тогда на Руси начался всплеск научной деятельности, вызванный Московским Собором 1547 года. На этом Соборе были установлены празднования многим русским святым. Для их прославления нужно было составить жития и службы. Многие видные деятели того времени были вовлечены в работу над Четьи-Минеями, дополненными именами русских подвижников. Преподобный Корнилий тоже принял в этом участие. Его рукописями и было положено начало нынешней монастырской библиотеки.

– Сейчас многие наши рукописи хранятся в Центральном государственном архиве древних актов в Москве. Еще кое-что в библиотеке Археографической комиссии. Книга Летописание, которую вел преподобный Корнилий, сейчас находится в Библиотеке Салтыкова-Щедрина. К сожалению, не известно, как она попала туда, не встречал никаких публикаций об этом. Я пытался увидеть ее в конце 70 годов, но в последний момент выяснилось, что она «в работе» и мне отказали. Очень жаль, потому что это очень важная для нас рукопись. Узнать бы, в каком она сейчас состоянии, сохранилась ли? У нас есть копии только нескольких листов. Хорошо бы сфотографировать или отсканировать ее всю. Многие ценные рукописи были вывезены из нашей библиотеки еще до революции. В то время были такие «выдающиеся» собиратели как Уваров, Румянцев которые разными способами извлекали наиболее ценные книги из монастырских библиотек. Брали временно и часто уже не возвращали. Этот вопрос, как книги уходили и не возвращались, крайне мало изучен. В советский период меньше книг пропало, чем в дореволюционный… Сейчас, между прочим, тоже есть такая тенденция. Мы стали очень осторожны. Попадаются недобросовестные издатели.


Книги, находившиеся в постоянном обиходе, конечно, не уходили. Вывозили ценные архивные документы: писцовые книги, царские грамоты. А синодики, житийные и богослужебные книги сохранялись, причем, как рукописные, так и печатные. Тем не менее, в монастыре остались несколько экземпляров Острожской Библии первопечатника Ивана Федорова, творения Святых Отцов – Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина в изданиях XVI-XVII века. Все это усердно оберегалось – и просуществовало в количестве трех тысяч единиц до 1940 года.
В советское время Печоры оказались в относительно спокойном положении, внутри буржуазной Эстонии. Монастырь сохранял православные традиции, книгам и другим ценностям ничего не угрожало. Но незадолго до Великой Отечественной Войны был подписан новый договор, по которому Печоры отходили Советскому Союзу. Множество монастырей в то время закрылись. Национализировались библиотеки и ризницы. Это коснулось и Псково-Печерского монастыря. До ризницы очередь не дошла, а библиотеку конфисковали. Псков тогда в культурном отношении занимал не особо важное положение, поэтому монастырский архив и саму библиотеку отправили в университет города Тарту, в Эстонию. Были вывезены древние архивные книги, всё наиболее ценное. Современное «рванье», конечно, не брали. Богослужебные и используемые в обиходе оставили: несколько комплектов Миней, пять-десять экземпляров служебников для храма, молитвословы. Люди, которые приехали делать опись, знали свою работу. В монастыре остались лишь несколько полупустых стеллажей. Да и читателей, надо сказать, в те годы было немного.


Полностью читайте материал на сайте журнала «Нескучный сад»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?