Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Ивон Шуинар, 83-летний миллиардер, отдал свое богатство на защиту планеты

У него нет ни компьютера, ни мобильного телефона. Ивон Шуинар ездит на подержанном Subaru (на крыше – доска для серфа, да, даже в 83 года!). Живет с женой в скромном доме, носит любимые рубашки и брюки по много лет. В сентябре 2022 года он пожертвовал свою компанию Patagonia стоимостью $3 млрд на благотворительность

Ивон Шуинар. Фото: https://conexaoplaneta.com.br/

В 2017 году журнал Forbes назвал Ивона Шуинара, владельца единственной, но очень успешной компании по производству верхней одежды Patagonia, миллиардером и добавил его в свой список самых богатых людей мира.

Для кого-то – мечта жизни, для Шуинара – моральный крах. Журналистам новоиспеченный миллиардер заявил, что не рад, а зол оказаться в этом списке.

Миллиардерство означало, что он потерпел неудачу в миссии своей жизни – сделать мир лучше и справедливее. Именно тогда почти 80-летний Ивон Шуинар задумал отдать свое детище, Patagonia, стоимостью $3 млрд, на защиту планеты.

«Я чувствую облегчение»

Шуинар женат на Матильде Шуинар, урожденной Пеннуайе, с 1971 года. У них двое детей, Флетчер и Клэр, обоим уже за сорок. И жена, и взрослые дети поддержали главу семьи в решении отдать компанию – они тоже отказались от своей доли.

Большинство миллиардеров из года в год обещают отдать свое чрезмерное богатство тем, кто нуждается острее всего, но на деле жертвуют лишь толику. На их фоне поступок Шуинаров выглядит необыкновенно щедрым. 

Семья не ждет ни от кого признания или благодарности за свою неслыханную щедрость. Для них это прежде всего здравый смысл, стремление сохранить планету для внуков, правнуков и всех будущих поколений.

Ивон Шуинар признался, что испытал огромное облегчение, расставшись с бизнесом. «Я не представлял, что делать с компанией, потому что мне она никогда не была нужна, – сказал он в интервью. – Я не хотел быть бизнесменом. Теперь я могу спокойно умереть, зная, что следующие 50 лет компания будет идти правильным курсом и мне уже не нужно быть рядом».

«Я чувствую большое облегчение от того, что привел свою жизнь в порядок», – добавил он. – Мы нашли лучшее решение».

Не захотел сделать компанию публичной

Ивон Шуинар. Слева в молодости, справа – сегодняшний день
Фото: https://www.informazioneecultura.it/, https://conexaoplaneta.com.br/

Проще всего было продать бренд или разместить акции компании на фондовом рынке – то есть сделать публичной. Это дало бы достаточно денег, чтобы финансово поддерживать благотворительные проекты.

Так поступил со своими компаниями, например, лучший друг Шуинара предприниматель Дуг Томпкинс, основатель компаний по производству одежды Esprit и The North Face.

Но Шуинар не уважает фондовый рынок и не доверяет капитализму в его нынешнем виде. Публичные компании стараются извлечь максимум прибыли для акционеров, а на благополучие сотрудников и защиту природы им плевать, уверен он.

«Даже публичным компаниям с лучшими намерениями трудно выдерживать давление, выбирая долгосрочную устойчивость и ответственный подход, а не выгоду здесь и сейчас, – написал Шуинар в своем открытом письме. – Вместо того чтобы извлекать ценность из природы и превращать ее в богатство для инвесторов, мы будем использовать богатство, которое создает Patagonia, для защиты источника всех богатств – Земли».

Необычное пожертвование

Магазин бренда «Патагония»
Фото: https://www.nytimes.com/

Вместо того чтобы продавать компанию или выставить акции на рынок, Шуинар, его жена и дети совершили необычный ход. Они передали все права собственности на Patagonia в специально созданный траст и некоммерческую организацию.

Траст Patagonia Purpose Trust получил от семьи 2% решающих акций (с правом голоса). Его задача – следить, чтобы Patagonia выполняла свои обязательства по ведению социально ответственного бизнеса и отдавала прибыль без остатка на благотворительность.

Оставшиеся 98% акций Patagonia Шуинары пожертвовали в созданную ими некоммерческую организацию Holdfast Collective. Именно она теперь будет получать доход от компании – около $100 млн в год.

Траст и НКО гарантируют независимость компании и то, что вся ее прибыль будет идти на экологическую благотворительность. Имеется в виду защита неосвоенных земель по всему миру, борьба с лесными пожарами и другими последствиями изменения климата, защита озонового слоя и запасов пресной воды, помощь экологическим стартапам.

При этом семья не получила налоговых льгот за свое пожертвование – Шуинары заплатили $17,5 млн налогов, так как передали свои 2% акций в траст, а не НКО.

«Надеюсь, это поможет создать новый вид капитализма, который не сводится к нескольким богачам на фоне толп бедняков, – сказал 83-летний Шуинар в интервью. – Мы хотим отдать деньги людям, которые активно работают над спасением этой планеты».

Кузнец, швец и любитель кошачьего корма

Ивон Шуинар
Фото: heavenraven.com

Культовый бренд верхней одежды для альпинистов и путешественников Patagonia начинался с… кузницы.

В 1957 году молодой альпинист-путешественник Ивон купил поддержанные кузнечные инструменты и открыл кузницу прямо в курятнике на заднем дворе родительского дома в Калифорнии. Он решил освоить ковку металлических колышков и шипов для альпинизма, чтобы они были многоразовые.

Снаряжение оказалось нарасхват среди друзей-альпинистов. Ивон брал с собой старенькие кузнечные инструменты в альпинистские походы по США и Канаде и продавал колышки и шипы по дороге, покупая себе на обед дешевый кошачий корм из тунца и смешивая его с овсянкой и картофелем, – он был счастлив.

Идея создания швейного бизнеса возникла во время альпинистского путешествия. Зимой 1970 года в Шотландии он купил себе рубашку для регби – во время скалолазания очень удобным оказался ее толстый воротник. Благодаря ему альпинистские стропы, нагруженные тяжелым оборудованием, не врезались в шею. Дома в США друзья-альпинисты опять спросили, где достал?

Сначала одежду закупали, потом начали шить сами. Тогда же, с головой погрузившись в производство, Ивон осознал масштабы разрушения окружающей среды по вине швейной промышленности и решил сделать все, чтобы его компания не вносила свой вклад в это разрушение.

Patagonia в цифрах

Компания основана в 1973 году и с самого начала отражала ценности и мечты Шуинаров – жить так, чтобы помогать окружающим и не вредить планете.

Одной из первых внедрила органический хлопок в производстве одежды и открыла ясли и игровые комнаты для детей сотрудников.

С самого начала ежегодно жертвует 1% от общего объема продаж на благотворительные инициативы в области экологии.

Ежегодный объем продаж – более $1 млрд.

Почти 90% продукции производится из переработанных или возобновляемых материалов, например переработанного полиэстра и органически выращенного хлопка. При этом задействуется минимум воды, опасных химвеществ и красителей, а также углерода.

В магазинах и офисах компании используется на 100% возобновляемая энергия.

Patagonia уже пожертвовала $50 млн в Holdfast Collective. Начиная с 2022 года, компания будет переводить $100 млн в год, что сделает новую некоммерческую организацию самым крупным игроком в области экологической благотворительности.

«Несмотря на необъятность, ресурсы Земли не безграничны, и ясно, что мы исчерпали их пределы», — сказал предприниматель о своем решении отказаться от собственности.
На сайте бренда значится: «Земля отныне – наш единственный акционер».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?