Иван Билибин всю жизнь создавал сказку, а умер от страшной реальности

С творчеством художника Ивана Яковлевича Билибина знакомы даже те, кто никогда о нем не слышал. Невозможно спрятаться от обилия открыток, календарей, рекламных плакатов, театральных афиш и даже фасадов домов по рисункам Билибина

Портрет И.Я. Билибина. Художник – Б. Кустодиев, 1901

Иван Билибин писал о картине Виктора Васнецова «Богатыри»: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа».

И в результате он создал свою собственную сказочную реальность.

По орнаментам бегают волки, растут подсолнухи и мухоморы, каркают воронята

Слева – иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1901 г. Справа – Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 г.
Слева – иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1901 г. Справа – Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 г.

Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 года недалеко от Сестрорецка – курортного пригорода Петербурга. Отец – военно-морской врач, но самого Ивана море не прельщало, как и медицина.

По окончании гимназии он обучался на юрфаке столичного университета. Одновременно посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств, школу-мастерскую Марии Тенишевой. Два месяца учился живописи в Мюнхене у словенского художника Антона Ажбе. Ажбе был очень популярен среди российских начинающих живописцев. У него брали уроки Игорь Грабарь, Мстислав Добужинский, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин.

А в 1899 году Билибин некоторое время живет в тверской деревне Егны. Именно эти Егны сделались местом рождения Билибина как рисовальщика. Будучи под свежим впечатлением от васнецовских «Богатырей», он делает иллюстрации к русской народной «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Притом в неожиданном, новом и именно сказочном стиле.

Здесь нет особенного буйства красок. Напротив – цвета приглушенные, северные. У каждого рисунка – свой неповторимый орнамент. По этим орнаментам бегают волки, на них растут подсолнухи и мухоморы, каркают воронята.

Да, немного жутковато. Но русские сказки такие и есть.

Железная рука

Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1900 год
Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1900 год

Техника – тоже новаторство. Сначала художник с помощью скошенной кисти наносил тушью рисунок, а затем заполнял его акварелью. Некоторые места не заполнял – там оставался просто белый ватман. А линии он вел с первого раза, безошибочно, за что получил прозвище Железная рука.

Казалось бы, все очень просто. Но только почему-то ничего такого раньше не было. Да и подражатели практически не появились. То есть их, конечно, было множество, но незадачливых. Вот же загадка.

Не удивительно, что в результате живопись в жизни Билибина с легкостью победила правоведение, и в 1900 году, окончив университет, он поступил в Высшее художественное училище Академии художеств. Там его наставником был Илья Репин.

Билибинский стиль

Палаты Дадона. Эскиз декорации к первому действию оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», 1909 г.
Палаты Дадона. Эскиз декорации к первому действию оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», 1909 г. Собрание архивов по искусству и истории, Берлин

Иван Яковлевич ходит на лекции, ездит по русской глубинке. Художник поражен увиденным: «Только недавно открыли, точно Америку, старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен порыв открывших ее – вернуть! Вернуть!»

В этих поездках он много рисует. Потом это все пригодится. Работы Билибина, при всей своей сказочности, очень достоверные. Купола, крыльца, лежанки, сундуки, резьба – все, как и было в древности, все на своем месте. Кафтаны, сарафаны, рушники – все не придуманное, все, как и должно быть.

Царский трон в тех деревнях, конечно, не увидишь. А все остальное – пожалуйста.

Иван Яковлевич продолжает иллюстрировать сказки. Кроме того, работает над театральными декорациями. Много сотрудничает с периодикой, в том числе с «Миром искусства» и «Золотым руном». Рисует обложки для разных издательств. Этикетки и открытки. Рекламные плакаты и календари. Даже почтовые марки.

Да что там марки – он фасады рисовал. Редакция «Русского слова» на главной улице Москвы – Тверской. Госбанк на главной улице Нижнего Новгорода – Большой Покровской. Это все его фантазии, Ивана Яковлевича.

«Билибинский стиль» был невероятно востребован.

Некоторые работы покупает Третьяковка, а это – высочайшее признание.

Однажды на пари прошелся по Невскому в лаптях

Крым. Скалы. Сахарные головки. И.Я. Билибин, 1917 г. Ивангородский музей, Ивангород, Ленинградская область
Крым. Скалы. Сахарные головки. И. Я. Билибин, 1917 г. Ивангородский музей, Ивангород, Ленинградская область

Осень, зиму и весну художник обычно проводит в столице, а на лето уезжает в Крым. Он и другие пайщики – среди которых Владимир Короленко, Александр Куприн и Владимир Вернадский – купили приличный участок земли и построили дачи. У Ивана Яковлевича там дача с мастерской, где он, несмотря на лето, продолжает работать по 12 часов в сутки.

Жена Билибина Рене Рудольфовна О’Коннель писала: «У Ивана Яковлевича была большая библиотека русских и иностранных книг по искусству. Иван Яковлевич знал хорошо французский и немецкий языки, по-английски читал. Окончив классическую гимназию и юридический факультет Петербургского университета, он знал греческий и латинский языки. Он разбирался в старинных книгах и был неплохой антиквар. Определял стили и эпохи предметов искусства, мебели, бронзы или фарфора. Интересовался как профессионал русскими иконами и фресками».

Притом он, безусловно, не был сухарем. Художник Мстислав Добужинский писал о Билибине: «Он был забавный остроумный собеседник и обладал талантом, особенно под влиянием вина, писать шуточные высокопарные оды под Ломоносова. Сам Билибин носил русскую бородку a la moujik и раз на пари прошелся по Невскому в лаптях и высокой войлочной шапке-гречинке».

Кстати, Иван Яковлевич был заикой, но это лишь придавало ему дополнительный шарм.

Три революции

Слева – портрет Людмилы Чириковой, 1919 год. Справа – портрет египетского мальчика, 1923 год. Ивангородский музей, Ивангород, Ленинградская область
Слева – портрет Людмилы Чириковой, 1919 год. Справа – портрет египетского мальчика, 1923 год. Ивангородский музей, Ивангород, Ленинградская область

Наступает революция 1905 года – и Иван Яковлевич ее поддерживает. Всегда далекий от политики, Билибин страшно возмущен событиями «кровавого воскресенья». Он рисует для журналов революционные карикатуры. К нему даже приходят с обыском.

Но что там найдешь? Кисточки и краски?

Сын художника, Александр Иванович, вспоминал: «На квартире у нас сделали в это время обыск. Со слов моей матери, обыск производили в бархатных перчатках, но вполне систематично. Осмотрели всю квартиру, осмотрели и мою детскую, порылись и в моих игрушках. Мне было не более трех лет. В то время как шел обыск, я играл в прачечную и полоскал в умывальной чашке какую-то тряпочку. При виде вторжения этих людей в шинелях, трогающих мои игрушки, я громко спросил: «Мамочка, это японцы?!»… Со слов мамы, за последовавшим смехом прекратился обыск».

Только что закончилась Русско-японская война.

А Билибина все-таки арестовали – но так, для проформы. Всего лишь на сутки.

Февральскую, буржуазную революцию 1917 года Билибин тоже поддержал. Он даже выполнил по заказу Временного правительства двуглавого орла без скипетра, державы и короны. Этот орел сделался символом Российской республики. А много позже, в 1992 году, один из вариантов билибинского двуглавого орла станет логотипом Банка России.

Не ждал от большевиков хорошего

Плакат «О том как немцы большевика на Россию выпускали», 1917 год. И.Я. Билибин
Плакат «О том, как немцы большевика на Россию выпускали», 1917 год. И. Я. Билибин

При этом Иван Яковлевич, как и многие российские интеллигенты, не ждет ничего хорошего от власти большевиков. Он даже рисует лубок под названием «О том, как немцы большевика на Россию выпускали». И сам же пишет к нему текст:

На святую нашу Русь

Прилетел заморский гусь.

Полу-змей, полу-ворона,

А на маковке корона.

Что за чудище сидит,

Воет, свищет и шипит?

И, тараща свои бельма,

Я орел, – кричит, – Вильгельма!

Всех хочу я покорить

Всех согнуть и раздавить!..

Там у русского народа,

Говорят теперь свобода.

Ну так выкинем мы штуку,

Заберем в свои их руки!

Вылезай-ка большевик!

Подымай в России крик!

Не вели войскам сражаться,

Зови с немцами брататься!

Бородой своей тряси,

Околесицу неси!

И, разумеется, когда большевики все-таки укрепляются во власти, о том, чтобы остаться в любимой России, не приходится даже мечтать. До осени 1919 года Иван Яковлевич живет на своей крымской даче. А затем перебирается за границу.

Заграничные скитания

Иван Яковлевич Билибин. Слева – 1922 год, Прага. Фото: институт русской культуры РАН, СПб. Справа – 1931 год, мастерская художника в Париже. Фото: Ивангородский музей, Ивангород, Ленинградская область
Иван Яковлевич Билибин. Слева – 1922 год, Прага. Фото: Институт русской культуры РАН, СПб. Справа – 1931 год, мастерская художника в Париже. Фото: Ивангородский музей, Ивангород, Ленинградская область

Эмиграция нервная, спешная. Желающих множество. Лишь бы куда. Иван Яковлевич вспоминал: «Ехали в полутемном трюме, в темноте и духоте. Беженцы спали на полу, сбившись семейными кучками. Безостановочно стоял крик и плач детей».

Билибин сначала попадает в Египет. Зарабатывать чем-нибудь нужно, и он делает эскизы интерьеров для тамошних греческих купцов. «Билибинский стиль» понимают везде.

Каир, затем Александрия. Новые, яркие впечатления. Иван Яковлевич пишет: «Кругом базары, лавчонки, торговцы, нищие, бедуины, верблюды, разукрашенные ослики, ковры, сладости, фрукты – словом, садись и рисуй восточную сказку».

Но европейская сказка все-таки ближе. И в 1925 году Билибин переезжает в Париж. Там все европейское, привычное, почти родное. Да и с заработком проще. Множество оперных трупп из России забрасывают художника заказами. Не оставляют вниманием и книгоиздатели.

Да и французы, распробовав «билибинский стиль», были рады сотрудничеству.

Возвращение домой

Микула Селянинович. 1936 год, акварель. Московский педагогический государственный университет
Микула Селянинович. 1936 год, акварель. Московский педагогический государственный университет

И все-таки его тянуло в Россию. К этим северным лесам, наличникам и куполам. К людям, которые говорят на родном языке. Для начала делает огромное панно «Микула Селянинович» по заказу посольства СССР во Франции. А в 1936 году переезжает в Ленинград.

Собственно, в жизни художника ничего не меняется. Он все так же востребован – иллюстрирует книги, оформляет спектакли. Преподает во Всероссийской Академии художеств.

Властям не перечит, но и не заискивает перед ними. В общем, держится достойно.

И его оценивают по достоинству. Не обижают заказами, присваивают степень доктора искусствоведения.

Из осажденной крепости не бегут, ее защищают

Дюк Степанович. Незавершенная иллюстрация Ивана Билибина к былине. 1941 год
Дюк Степанович. Незавершенная иллюстрация Ивана Билибина к былине. 1941 год

А когда начинается блокада Ленинграда, Иван Яковлевич совершает то, что принято считать гражданским подвигом. Ему предлагают эвакуироваться по Дороге жизни, но Билибин отказывается – количество мест ограничено, надо оставить их для женщин и детей.

«Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», – ответил на это предложение Иван Яковлевич.

В конце 1941 года он создает свою последнюю работу – иллюстрацию к былине «Дюк Степанович», а 7 февраля 1942 года умирает от голода в больнице Всероссийской Академии художеств.

Последним, кто видел Билибина, был художник Владимир Успенский. Владимир Александрович писал: «Он уже лежал, я сидел около него, было поздно, я страшно устал, хотел спать. Поднялся. «Посидите еще, Владимир Александрович, завтра мы уже не увидимся», – сказал Билибин. И когда я утром к нему пришел, его уже не было в живых, его унесли из комнаты».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?