Почему именно с горой Фавор церковное Предание связывает Преображение Господне, хотя евангелисты не упоминают в своих текстах именно эту гору?

Гора Фавор. Фото конца 19 века с сайта wikimedia.org

 Фавор и Дебора

Гора Фаво́р (Табор) находится в Галилее, в 11 км к юго-западу от Галилейского моря, в 9 км от Назарета. Это отдельно стоящая посреди красивой Изреельской долины гора высотой 588 метров.

Фавор считался святым местом со времен Ветхого Завета. Когда хотели представить нечто возвышенное и величественное, брали для сравнения гору Фавор.

Именно здесь произошла битва, объединившая несколько племен израильтян, которую возглавила пророчица и воительница Девора. (И это далеко не единичный случай в истории израильтян, когда женщины становились воинами и вождями своего народа).

«Повелевает Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его, и предам его в руки твои», — так говорила Девора военноначальнику Вараку (Суд. 4:6-7).

Гора высокая

Паломники у горы Фавор. Рисунок середины 19 века с сайта wikimedia.org

Интересно, что в самом тексте Евангелия нет упоминания именно о Фаворе как месте Преображения Господня. Матфей и Марк говорят только об этом событии, упоминая «гору высокую».

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». (Мф. 17, 1-2)

Евангелист Лука говорит просто о «горе».

Традицию считать гору Фавор местом Преображения Господа связывают со святой царицей Еленой (IV). Она строит на самой высокой точке Фавора базилику в честь Преображения Спасителя, а чуть ниже — храм, где находились во время Преображения апостолы Петр, Иаков и Иоанн, которых позвал с Собой на гору Господь.

На пятом Вселенском Соборе (VI) было постановлено образовать здесь епископию. Выстроили большой монастырь, окруженный стеной, и странноприимный дом. Монахи вместе с епископом не уходили с Фавора даже во времена набегов сарацин.

Паломники шли на Фавор еще с IV века. К IX веку построили лестницу — в 4340 ступеней.

«Сонм латинских монахов и наши назореи»

Католический монастырь на вершине Фавора. Фото 2013 года с сайта wikipedia.org

В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы и строят там новые храмы. К этому времени Христианская церковь уже разделена на Православную и Католическую, но разделение еще не отразилось на жизни верующих. Латинские монахи нередко прятали во время набегов арабских племен у себя православных монахов — их стены были выше, а монастыри похожи на крепости.

В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока оставляет интересные подробности (написанные истинно по-византийски) о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках «латинян».

«Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и

на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место.

Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками.

А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых».

Избиение христиан на Фаворе

Гора Фавор. Рисунок середины 19 века с сайта wikimedia.org

В XII веке арабский вождь Салах-ад-Дин атаковал греческий православный монастырь на Фаворе. Православных монахов укрыли латинские братья у себя в монастыре.

Этот монастырь продержался до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. Войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. В 1212 году на вершине Фаворской горы мусульмане построили мощную крепость для отражения нападений крестоносцев.

В 1263 году мусульмане прочно обосновались на Святой Земле, и все укрепления, все постройки на Фаворской горе были разрушены, памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора. С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение.

Спор за святое место

Гора Фавор. Гравюра конца 17 века с сайта wikimedia.org

К 14 веку подлинное места Преображения Господня уже вызывало споры. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики — в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский).

«Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении.

Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна».

«На страже святыни стоит теперь только маститый отшельник»

Гора Фавор. Рисунок середины 19 века с сайта wikimedia.org

С середины 19 века на Фавор начинают вновь приходить монахи. Возрождение православного монастыря на Фаворе началось с молдавского архимандрита Иринарха, ученика знаменитого Паисия Величковского, вместе с другом иеродиаконом Нестором поселившегося здесь в пещере, в развалинах старого храма.

Иринарх и Нестор нашли среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старцы стали служить для приходящих сюда паломников молебны.

Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали на строительство храма. Помог и Иерусалимский патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской патриархии помогать старцу по мере надобности.

Но денег не хватило, пришлось обратиться за помощью к епископу Мелитопольскому Кириллу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, лично хорошо знавшего 90-летнего Иринарха. Он обратился к председателю Палестинского Комитета великому князю Константину Николаевичу с докладной запиской:

«Св. Фавор, запечатленный великим евангельским событием, но несчастно забыт теперь и оставлен без внимания местными православными властями, между тем как латины рыщут уже около него, усиливаясь взять его себе в добычу.

На страже святыни стоит теперь только маститый отшельник, девяностолетий старец родом из славян, пришедший на Фавор вследствие бывшаго ему видения, поселившийся тут и своими собственными руками открывающий развалины и восстановляющий древнюю церковь.

Без содействия греков, несмотря на противодействие латин, среди бедуинских шаек (питающих, впрочем, к нему религиозное благоговение, как к чудотворцу), этот дивный старец успел уже положить доброе начало, пользуясь пособиями только с нашей стороны. Храмоздатель просит теперь 30 тысяч пиастров (около 1.500 руб. сер.), чтобы довершить начатое здание».

Старец Иринарх не дожил до завершения строительства храма и его освящения. Он умер в день Рождества 25 декабря 1859 года, храм достраивал его друг Нестор.

6 августа 1862 года (в день Преображения по ст. стилю) патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на Фавор и торжественно освятил новый храм – во имя Преображения Господня.

Служба Преображения в ночь с 18 на 19 августа

Аэрофотосъемка горы Фавор. Фото 2013 года с сайта wikimedia.org

Сегодня на вершине горы Фавор расположены два действующих монастыря: православный греческий женский монастырь Преображения Господня в северо-восточной части вершины, и католический францисканский монастырь.

Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывают православные паломники со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, — не в самом храме, а перед входом на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, так как храм не в состоянии вместить всех желающих.

Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Христиане видят в этом знак особой благодати Божией.

Фаворский свет – таинство Восьмого дня, будущего века

Преображение Господне. Современная греческая икона

Святой Григорий Палама, автор богословского термина «фаворский свет», пишет, что видение апостолами Света Господнего Преображения принадлежит таинству восьмого дня — будущего века, которое наступит после завершения этого мира, после прекращения чувств и даже слов (мысли). Но понимать это следует не только хронологически, поскольку «Царство Божие внутри нас».

«Царство Божие не только выше чувств, но выше слова (мысли); поэтому после прекращения деятельности этих шестью способами проявляющихся энергий наступит безмолвие Седьмого дня, дня покоя, в Восьмой же день наступает Царство Божие.

Об этом свидетельствует апостол Марк: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (9:1).

Это сказано «о даровании силы видящим видеть то, что — невидимо, «когда предочищена смертоносная скверна, чем является грех, вкушением которого является начало зла в мыслях, предочищенные от чего не вкушают душевной смерти, силою будущего явления.

«Царь вселенной всюду находится, и всюду — царствие Его, поэтому словами, что царство Его «приходит», Он обозначает не то, что оно должно прийти как-то иначе, но говорит, что оно должно будет обнаружиться силою Божественного Духа;

потому Господь и сказал: «пришедшее в силе», и эта сила не как случится и кому угодно будет дана, но — стоящим с Господом, т.е. утвержденным в вере в Него, и сродным по духу Петру и Иакову и Иоанну, которых Слово сначала возвело на высокую гору, — выше низменности нашего естества; поскольку и Сам Господь являет Себя на горе, — частично Сам снисходя со Своей высоты, частично же нас возводя из состояния нашей долупреклонности, чтобы легче Он стал доступен для созданного естества и то, насколько возможно постичь Того, Кто непостижим.

Свет же тот не есть чувственный, и зрячие чувственными очами не могли просто его видеть, но силою Божественного Духа апостолы были приуготованы для видения его.

Они были изменены, и таким образом, увидели измененную форму, не которая только что появилась, но которую Господь воспринял от самого приобщения к нашей природе, обожествленной единением со Словом Божиим.

Отсюда и Зачавшая в девстве и Родившая странным образом, познала рожденного от Нее Бога, носящего плоть; также и Симеон, как Младенца приявший Его на руки, и старица Анна, вышедшая в сретение Ему; потому что как бы чрез стеклянные перепонки являла себя Божественная сила, просвечивающаяся для тех, которые имеют очи сердца очищенными».

Использованы «Беседы Святого Григоря Паламы на праздник Преображения» и материалы Императорского Православного Палестинского Общества.

О смысле праздника Преображения читайте здесь!